https://www.funkybird.ru/policymaker

Путин потерял харизму: что дальше?

Мне всегда было интересно, как складывалась ситуация ПОСЛЕ того, как мальчик сказал, что король голый?

В последние годы масштабные политические репрессии были просто не нужны.
Власть основывала свою легитимность на личной харизме Путина, которого даже переименовали в национального лидера. Большинство населения соглашалось либо с тем, что он, действительно, хороший лидер (вариант: настоящий мужик), либо с тем, что другие будут еще хуже, а изменить ничего нельзя, да и не надо. Это кончилось. Можно анализировать причины потери харизмы, но очевидный факт состоит в том, что той страны, в которой мы жили последние двенадцать лет, больше нет.

Есть другая, в которой действующей власти активно противостоят города, а пассивно – вся страна.
Достаточно посмотреть социологию, особенно, динамику цифр.

Что будет делать начальство?

Я вижу три варианта их возможных действий.

Первый: пойти на настоящие политические реформы.
Это неизбежно приведет к смене власти, причем, высоковероятно, к мирной смене. Как при этом сложится судьба самих нынешних начальников, не ясно, но, наверное, без жестокостей и варварства. Слишком хорошо. Напоминает святочный рассказ.

Второй: попытаться консолидировать своих и обмануть всех остальных.
Триста тысяч подписей вместо двух миллионов, но через шесть лет. Рогозина в правительство, чтобы показать националистам, что мы, мол, одной крови. Ради этого даже ВПК не жалко (а мне жалко, там ведь живые люди!). Марионеток на президентские выборы. Нижний Тагил против Ксении Собчак и государственного департамента. И триумфальная победа во втором туре, благо, что на Чурове свет клином не сошелся. Думаю, выстроилась целая очередь негодяев, желающих выполнять его функции. Проблема только в том, что опять никто в эти выборы не поверит, а значит, «царь не настоящий» со всеми вытекающими их этого тезиса последствиями.

И третий путь – репрессии.
Давать не по пятнадцать суток, а по десять лет – а не покушайся на конституционный строй. И Говорухин с Бабкиной одобрят, не говоря уже о Михалкове и рабочем из Нижнего Тагила. А всяким бумагомаракам предложить, либо на Запад, либо на Восток. Пару демонстраций разогнать слезоточивым газом и водометами – кого-нибудь затопчут, в следующий раз, глядишь, желающих поменьше будет. Да и Интернет прикрутить. Если при этом не закрывать границы пара миллионов самых активных уедет, их и сажать не придется, а с остальными разберемся.

С учетом профессионального пути многих из нынешней команды третий путь выглядит наиболее естественным, особенно, если со вторым не все получится.
Собственно, их можно сочетать. Но здесь две проблемы. Во-первых, за репрессии придется заплатить – Олимпиадой, саммитом АТЭС, восьмеркой, встречами без галстуков, зарубежными счетами. И в собственный замок во Франции не выедешь, желанным гостем будешь только в Каракасе, ну и, конечно, в Гааге. Во-вторых, как давно уже сказал мудрый Талейран, штыки хороши всем, кроме одного – на них нельзя сидеть. Ненадолго все это, а кончится плохо не только для народа, но и для начальства. Хотя, чего не сделаешь с отчаяния?

Зачем нужны переговоры?

Переговоры, о которых так много говорят, но в которые, по-моему, почти никто не верит, нужны именно для того, чтобы начальство не хваталось за пулемет и не надеялось всех обмануть с помощью фронтов и прочих «ихних», а пусть и скрепя зубами и ненавидя оппонентов, пошло на нормальные выборы, а значит, мирную передачу власти.
Необходимым условием для этого является осознание первыми лицами нынешней государственной системы, что во всех остальных случаях – Каддафи – не Каддафи, но ничего хорошего их точно не ждет. Кстати, кажется, начинают что-то такое понимать.

В ходе переговоров, помимо прочего, необходимо найти вариант не просто обеспечения безопасности сегодняшней верхушки, но и сохранения ими лица.
Унижение противника слишком опасно для обеих сторон. Должна быть игра с ненулевой суммой. Опыт Испании, Чили, Польши показывает, что варианты есть. Было бы желание.

Нужна процедура, которая видится большинству как круглый стол с представителями сторон, протоколами, пресс-конференциями и т.д.
Но у нас нет уважаемого всеми посредника, каким в Польше или в Испании была Церковь, а без него споры участников на тему «а ты кто такой?» и кому где сидеть затянуться еще на шесть президентских сроков. Надо, конечно, пробовать. Но нельзя все ставить только на круглый стол.

Переговоры без рассадки

Другой вариант – создать Общественную комиссию по политической реформе.
Не партийную, разумеется. Ее состав может формироваться по клубному принципу – инициаторы по консенсусу приглашают туда других граждан, дальнейшие расширения – голосованием. Это орган не политический, а интеллектуальный. Туда не обязательно приглашать дурака только потому, что он хорошо кричит «Долой!».

Комиссия должна предложить ответы на несколько вопросов:

– Как и в какие сроки надо провести подготовку к новым выборам, включая, разумеется, и регистрацию партий, и необходимые коррективы в самой электоральной процедуре?

– Как и когда распустить нынешнюю Думу?

– Кто и как будет осуществлять контроль за подготовкой и проведением выборов?

– Как будут разрешаться неизбежные конфликты?

– Как обеспечить безопасность нынешних властителей?

– Каковы должны быть правила переходного периода и кто будет отвечать за их исполнение?

Список вопросов, разумеется, сугубо приблизителен.
Но если комиссии удастся найти взаимоприемлемые ответы, спор между властью и обществом станет более предметным и уж точно выйдет за пределы выяснения вопроса о том, кто круче? Обзывать друг друга презервативами, наверное, не перестанут, но начнут договариваться.

Давайте, попробуем.