http://www.funkybird.ru/policymaker

Что показала брюссельская встреча ЕС – Россия

Худшего момента для проведения встречи в верхах между Европейским Союзом и Россией трудно было вообразить, но дата саммита — 15 декабря, проводимого каждые полгода, была согласована давно и подлежала переносу только в случае форс-мажорных обстоятельств.

Встреча президента РФ с лидерами ЕС в Брюсселе проходила вскоре после парламентских выборов в России и массового митинга избирателей в Москве, недовольных тем, как подсчитывались голоса. Накануне саммита Европейский Парламент даже принял резолюцию с требованием провести новые выборы. Некоторые внешнеполитические темы, прежде всего, проблемы Ирана и Сирии, также грозили возникновением острых разногласий. И, наконец, еще одна горячая тема, ставшая в последние годы в Европе «идеей-фикс» — угроза потери независимости европейской энергетикой в результате экспансии российских компаний, прежде всего крупнейшей из них — Газпрома. Причем в условиях затяжного финансово-экономического кризиса власти ЕС встревожены теперь не только тем, что на долю России приходится 30% потребления нефти и 23% газа странами сообщества. Озабоченность Брюсселя вызывает и несбалансированность торгового обмена (во многом — «по вине» энергоресурсов): экспорт из России в ЕС достиг 158 миллиардов евро, а импорт из Союза в РФ — лишь 87 миллиардов.

Столь неблагоприятный фон, казалось, обрекает четвертый за последние два года саммит на провал. Но этого, к счастью, не произошло. Несмотря на эти и другие проблемы, такие, как несовпадение подходов Москвы и Брюсселя к санкциям против Сирии и Ирана, в состоявшихся дискуссиях обеим сторонам удалось избежать взаимных обвинений и провести беседы по-деловому.

Собеседники российского президента предпочли откровенный, но дружественный тон, свойственный стратегическим партнерам. Как выразился председатель Европейского Совета Херман Ван Ромпей, «во многих сферах мы сильно зависим друг от друга». Правда, он не преминул напомнить собеседнику о необходимости соблюдать «основы демократии», но этим попытка читать нотации Москве и ограничилась.

Не в последнюю очередь провала встречи в верхах позволили избежать два весьма важных фактора — предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и продвижение, хотя и очень медленное, по пути к безвизовому режиму с ЕС. Судя по всему, не последнюю роль сыграла и готовность Москвы оказать, в случае необходимости, финансовую помощь «двадцати семи» через Международный валютный фонд. Напомним: золотовалютные резервы России на 41% образует единая европейская валюта, россияне очень заинтересованы в её сохранении; Москва могла бы предоставить до 15 миллиардов евро нуждающимся партнёрам.

Но и у России есть своя «идея-фикс», причем, политическая — отмена виз для взаимных поездок граждан РФ и ЕС. Москва надеялась, что выполнение «Дорожной карты» к безвизовому режиму начнется на саммите 15 декабря. Как нельзя кстати для российской стороны за несколько дней до этой встречи в Европейском Парламенте началось обсуждение проекта соглашения с Польшей о местном приграничном передвижении, которое значительно облегчит взаимные поездки жителей Калининградской области и сопредельных районов Польши. Брюссель в принципе понимает важность полной отмены виз для развития взаимовыгодных экономических, культурных, спортивных и прочих связей, однако увязывает его с массой условий. В том числе таких, как соблюдение прав человека, введение биометрических паспортов, совместная борьба с нелегальной иммиграцией…

В итоге переговоров, как заявил председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэл Баррозу, саммиту удалось одобрить список совместных действий для продвижения к безвизовому режиму. Таким образом, дан зелёный свет началу переговоров об отмене виз. Он выразил уверенность, что «этот процесс будет продвигаться в положительном ключе».

Как видим, «меню» брюссельской встречи было весьма разнообразным. «Повара» с обеих сторон потрудились немало, и, как оказалось, не зря.