https://www.funkybird.ru/policymaker

Франция считает, что условия для выхода из кризиса евро созданы

Победителем на декабрьской сессии Европейского Совета на уровне глав государств и правительств многие считают французского президента Н.Саркози, которому удалось добиться одобрения ряда основополагающих мер, закладывающих основы бюджетного и налогового союза стран-членов ЕС. В этом деле не менее заметную роль сыграла и канцлер Германии А.Меркель.

Глава французского государства подробно изложил свое мнение о произошедшем и о перспективах Союза в интервью, которое по горячим следам он дал парижской газете «Монд».

«Я хотел бы иметь возможность сказать, что риск распада ЕС полностью устранен, – заявил он. – Мы сделали все, чтобы это стало возможно. В теоретическом, идеальном мире можно было бы сделать больше, но правитель, государственный деятель вынужден действовать с учетом имеющихся реалий. Вместе с тем, эта встреча в верхах стала решающим этапом на пути европейской интеграции. Тем самым созданы условия для восстановления экономики и выхода из кризиса. Евро – центральное звено ЕС. Если евро развалится, ЕС не выдержит. Кризис доверия к евро ставит под удар устойчивость ЕС. По сути, в разгар кризиса нам пришлось исправлять недостатки евро, заложенные при его создании. Так, ничего не было предусмотрено для обеспечения конвергенции экономической политики стран зоны евро. Кроме того, некоторые страны были в нее приняты, хотя к этому они готовы не были. Результатом стала хрупкость всей системы в условиях взаимозависимости банковских и финансовых сетей. Упомянутые выше страны оказались вынужденными навязать своим народам страдания, к которым они не были готовы».

Н.Саркози считает первым и наиболее важным создание общей системы экономического управления зоной евро. «Если не будет конвергенции экономик еврозоны, то она не сможет на длительную перспективу сохранять единую валюту, – говорится в интервью. – Тот факт, что ответственность за это управление теперь лежит на главах государств и правительств, представляет собой бесспорный демократический прогресс по сравнению с прежним положением, когда все организовывалось вокруг Европейского центрального банка, Европейской Комиссии и Пакта стабильности и развития». Он особо подчеркнул, что отныне роль Комиссии состоит в «надзоре за соблюдением договоров и применении санкций. Тот, кто санкционирует, не может быть тем, кто администрирует – иначе можно наложить санкции на себя».

Второй, по его словам, элемент договоренности – «усиление европейской солидарности путем создания подлинного европейского валютного фонда – Европейского механизма солидарности. Этот фонд призван помогать странам-участницам еврозоны, не обладающим достаточными возможностями для финансирования своих долгов через рыночные рычаги. Он будет действовать с июля 2012 года, а не с июля 2013 года. Решения будут приниматься не единогласно, а квалифицированным большинством в 85%, что не позволит незначительному меньшинству блокировать решимость остальных идти вперед».

Третьим элементом стало укрепление финансовой дисциплины странами-участницами. Санкции в отношении нарушителей не будут механическими, они будут приниматься с учетом экономических реалий.

Таким образом, к марту новый договор для 26-ти стран ЕС должен быть юридически оформлен. «Надо понимать, что рождается новая Европа – Европа зоны евро, в которой ключевыми словами будут конвергенция экономик, бюджетных и налоговых правил, – сказал Н.Саркози. – В этой Европе мы будем вместе работать над реформами, которые позволят нашим странам быть более конкурентоспособными, не отказываясь от нашей социальной модели. Стабильность континента имеет именно такую цену».

Президент Франции также признал, что достичь эту цель трудно, что в основе договоренностей лежит франко-германский компромисс. Отвечая на вопрос о перспективах Великобритании в ЕС, он отметил: «Канцлер и я сделали все, чтобы англичане остались в рамках этих договоренностей. Однако сейчас сложились две Европы, это очевидно. Одна стремится к большей солидарности между странами-членами, большего регулирования. Другая руководствуется только логикой единого рынка». Касаясь того, как Лондон попал в изоляцию, Н.Саркози заявил: «Постоянное возражение против вступления в зону евро не может оставаться без последствий. Можно добавить, что требования (британцев. – Авт.) в области оказания финансовых услуг неприемлемы. Кризис порожден дерегулированием финансовой сферы. Мы не можем соглашаться двигаться вспять. Европа должна идти в направлении большего регулирования». При этом в интервью отмечается, что сотрудничество с британцами успешно развивается в других сферах, например, в военной.