http://www.funkybird.ru/policymaker

В Китае узнают настоящие имена микроблогеров

Крупные китайские города один за другим вводят требование регистрации в блогосфере. Со вчерашнего дня все блогеры Шанхая обязаны сообщать свои настоящие имена при регистрации на китайских сайтах, аналогичных западным Twitter и Facebook. Уже зарегистрированным пользователям микроблогов дается три месяца на предоставление данных о себе. Профили тех, кто откажется это сделать, обещают аннулировать.

Шанхай стал четвертым крупным городом, где за последние пару недель введены подобные правила. Первопроходцем стал Пекин. 16 декабря столичные власти обязали компанию Sina, оператора крупнейшего сайта микроблогов Weibo, вывести из тени пользователей социальной сети. На деле правило коснулось всех микроблогеров, пользующихся сайтом Weibo, поскольку головной офис Sina действует в Пекине. Недолго пришлось радоваться и главному конкуренту Sina — компании Tencent Holdings, оператору второго по популярности сайта микроблогов. На прошлой неделе меры, призванные покончить с анонимами в блогосфере, были введены в южных городах Гуанчжоу и Шэньчжэнь, где действует Tencent.

По утверждению официального информагентства Синьхуа, новые меры направлены на создание «здоровой» интернет-культуры и борьбу с заведомо ложной информацией. Эта цель была официально провозглашена в октябре на пленуме ЦК Компартии Китая. Эксперты не сомневаются: главная цель — задушить дальнейшее расползание антиправительственных настроений по сети. Недаром борьбе с анонимами сопутствует запрет на публикацию в блогах информации, представляющей гостайну, подрывающей госбезопасность и нарушающей социальный порядок. Последняя формулировка, трактуемая властями весьма широко, уже не раз становилась поводом для задержаний и арестов китайских диссидентов.

По официальным данным, год назад из 457 млн пользователей интернета в Китае лишь 63 млн вели свои микроблоги. Сегодня один только Weibo насчитывает 250 млн пользователей. 70% зарегистрированных на Weibo китайцев считает этот сервис главным источником информации, а около 60% уверены, что обсуждаемые там новости правдивы, утверждает недавнее исследование Академии общественных наук Китая. С учетом критичности большинства блогов такая ситуация не может не беспокоить китайских чиновников.

Намерение Пекина приступить к основательному закручиванию гаек стало очевидным после волны негативных откликов в сети о коррумпированности чиновников, на которых интернет-сообщество дружно возложило вину за крушение скоростного поезда около Вэньчжоу в июле нынешнего года. В августе микроблоги помогли мобилизовать 12 тыс. жителей Даляня, успешно добившихся от властей переноса из города нефтехимического завода. А осенью микроблоги стали платформой для выдвижения нескольких независимых кандидатов на выборах в местные законодательные советы.

Последние пару лет во многом благодаря запрету на деятельность в Китае Facebook и Twitter китайский сектор микроблогов процветал. И хотя эксперты уверены, что обязанность идентифицировать себя не сведет микроблогинг в Китае на нет, оно почти наверняка сделает его беззубым.