https://www.funkybird.ru/policymaker

Леонид Радзиховский: разговор глухих

Конфликт между Путиным и, так сказать, продвинутой частью среднего класса имеет достаточно серьезные причины, с одной стороны, и достаточно неопределенные, с другой стороны.

«Путин может обаять Быкова и Акунина, может не обаять, но от этого ничего принципиально, по-моему, в отношениях власти и части общества не изменится»

Почему он имеет глубокие причины? Потому что большое количество людей, гораздо большее, чем те, кто вышел на Болотную площадь, считают, что они устали от Путина. Они считают, что им надоел один и тот же президент, один и тот же премьер. И они говорят о том, что да будь ты хоть самый лучший, хоть семи пядей во лбу, но двенадцать лет — это очень много, мы хотим нового лидера. Это просто вот такое настроение. Если люди устали, если у них есть раздражение и если надоело, то спорить с этим трудно. Нельзя сказать: теперь я буду другим.

У людей накопилась масса претензий, в общем-то, не лично к Путину, а в принципе к власти. Раздражает высокомерие власти, чванство, то, что власть смотрит на людей сверху вниз. Есть и еще более конкретные претензии: поборы, взятки, причем речь вовсе не идет о высшем руководстве, с которым практически никто не сталкивается. Речь идет о поборах и взятках обычных чиновников, милиционеров и т. д.

То есть причин для недовольства и раздражения накопилось очень много. То, что людям кажется, что власть демонстрирует высокомерие, нежелание снизойти к ним, это раздражение только усиливает.

С другой стороны, претензии людей к власти абсолютно неопределенные. Собрались вроде бы умные образованные люди. За месяц с лишним они так и не смогли четко сформулировать, что они от власти хотят, что они ей предлагают или чего они требуют. Потому что разговор про честные выборы — это в значительной степени игра словами, с моей точки зрения. Это попытка общее раздражение сформулировать в крайне неадекватных словах. Вовсе не выборы, не неправильный подсчет голосов раздражает сотни тысяч и миллионы людей. Большинство среднего класса не так много думают об этих выборах. И кража голосов — это абсолютно не главная проблема для среднего жителя. Скажем так, среднему человеку абсолютно все равно, кто сидит в Госдуме, больше там на одного коммуниста или меньше там на двух единороссов. Те предложения, которые идут, в частности, от Быкова с Акуниным: организуем честные выборы, правильный подсчет голосов — это все, конечно, правильно, это все очевидно, это все, конечно, мило. Но это мимо. Это не касается центральной проблемы, которая раздражает людей.

Раздражает высокомерие власти? Раздражает. А как его можно изменить — непонятно. Раздражает чванство? Раздражает. А как его изменить — непонятно. Раздражают взятки? Раздражают. А как с ними бороться — непонятно, тем более что все только и делают годами, что борются с этими взятками, а воз и ныне там. Поэтому в значительной степени это разговор глухих. И встретятся Путин с Акуниным и Быковым — ничего не изменится. Путин может обаять Быкова и Акунина, может не обаять, но от этого ничего принципиально, по-моему, в отношениях власти и части общества не изменится.

Что касается того, что траты на зарубежные спортклубы и сверхпотребление подрывают отношение общества к бизнесу, это опять на меня производит впечатление разговора по касательной. Я, конечно, субъективен, но, по моему ощущению, проблема того, на что тратят деньги олигархи, покупают они футбольные клубы в Лондоне или дают деньги футбольным клубам в России, волнует обычного человека в сто двадцать восьмую очередь. С олигархами простой человек не дружит, с футболом, когда он смотрит, ему совершенно все равно, кто ему деньги дает. Что богатые люди тратят широко и живут хорошо, все знают, и то, что деньги они нажили далеко не самым честным путем, тоже все знают. Другие проблемы людей волнуют. Волнует, что самому бизнес создать не удается. Что рабочих мест нормальных нет, вот это волнует, о чем, кстати, Путин писал. Что в больницах люди в коридорах лежат, волнует. Что законы для одних — одни, для других — другие, вот это волнует. А кто покупает футбольные клубы, яхты, бриллианты и т. п. — это, может быть, и волнует читателей гламурных журналов и мужиков за пивом, но не является главной проблемой.

А проблема отношений бизнеса и власти заключается совершенно не в том, чтобы Прохоров давал больше денег команде биатлонистов Российской Федерации и меньше денег баскетбольному клубу в Нью-Йорке. Абсолютно не в этом проблема. Проблема в том, что действительно в России плохой инвестиционный климат, что в Россию мало инвестируют. Хотя некоторые экономисты говорят, что большой приток инвестиций тоже опасен. А отток денег, может быть, наоборот, замедляет инфляцию. Это такие сложные экономические материи, где, насколько я понимаю, нет однозначного ответа.

Но вот что людей точно раздражает и действительно реально волнует — это то, что возможности для создания бизнеса сегодня в России значительно хуже, чем в конце 80-х годов, когда создавались первые кооперативы, и в первой половине 90-х годов. Это имеет объективные причины, потому что тогда был полный правовой беспредел и можно было с нуля делать практически все, что угодно. А сейчас возможности сделать свой бизнес — нет. Это имеет и субъективные причины, потому что слишком высока норма взяток. Это проблема реальная.

А сверхпотребление, футбольные клубы, и т. п. — это, простите, проблема гламурная, проблема, которая, по моим понятиям, очень мало беспокоит обычных людей.