https://www.funkybird.ru/policymaker

Концепция национальной безопасности Грузии: новый взгляд

Турция – «ведущий региональный партнер» Грузии, Азербайджан – «стратегический партнер», эти утверждения подтверждает новой концепция национальной безопасности Грузии, целью которой является анализ и представление Тбилиси региональных и международных проблем безопасности.

Новая концепция национальной безопасности, принятая парламентом Грузии 23 декабря 2011 года — это обновленный и пересмотренный вариант предыдущей редакции документа от июля 2005 года, который служит ключевым ориентиром региональных и международных стратегических целей правительства и платформой для обсуждения, проблем безопасности, с которыми в настоящее время сталкивается Тбилиси.

Политический ландшафт Грузии значительно изменился после «Революции роз» в ноябре 2003 года, что вызвало структурные реформы в правительстве, демонстрируя, что проблема была одна – системная, усугубляемая отсутствием политической воли. После августовской войны 2008 года, возникли ключевые вопросы: как Грузия будет определять свою региональную политику, какую стратегию она будет использовать в вопросе урегулирования абхазского и югоосетинского конфликтов, и как будут развиваться отношения с Россией. Ответы на эти вопросы можно найти в политике Грузии после 2008 года. Основными изменениями, вызванными августовской войной являются следующие направления: статус конфликтов и фактический контроль над территориями Абхазии и Южной Осетии.

В соответствии с документом 2005 года, Грузия стремится построить хорошие отношения с Россией на основе взаимного уважения. В частности, он (документ) подчеркнул, что существование русской военной базы на территории Грузии не воспринимается Тбилиси как угроза своему суверенитету. Концепция пыталась сбалансировать риторику, но подчеркнула, что предоставление гражданства России жителям самопровозглашенных республик Южной Осетии и Абхазии может являться основанием для военного вмешательства. В самом деле, это предположение стало реальностью во время русско-грузинской войны в 2008 году, когда русские чиновники оправдывали свое вторжение, указывая на необходимость защиты граждан России, проживающих в Южной Осетии. Россия утверждает, что правовая основа операции гарантирована статьей 14.5 Федерального закона России «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ», который предусматривает, что «Несоблюдение иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в отношении соотечественников является основанием для принятия органами государственной власти Российской Федерации предусмотренных нормами международного права мер по защите интересов соотечественников». Это русская версия «обязанности защищать».

Основное изменение в новой концепции безопасности заключаются в том, что документ откровенно описывает Россию как субъект занимающий территории и заявляет, что главной целью Москвы является превратить Грузию в «несостоявшееся государство» для того, чтобы отлучить Грузию от её пути к евроатлантической интеграции, а также для «принудительного возвращения Грузии в «орбиту» России». Другим важным вопросом является угроза терроризма. Новый документ декларирует, что «Россия использует (Южную Осетию и Абхазию) для вербовки и подготовки террористов с целью проведения террористических актов на территории Грузии».

Грузия предусматривает возможность нормализации двусторонних отношений только если Россия выведет свои войска. Но описание России как государства-захватчика кажется, позволяет Москве отвечать, что грузинское правительство не готово к нормализации отношений, утверждая, что Тбилиси пытается обвинить их более могущественного соседа в своих собственных ошибках. Программный документ делает чрезвычайно ясным, что «враг находится за границей». Этот вопрос будет приобретать все большее значение в свете приближающихся парламентских, а затем президентских выборов в следующем году.

С точки зрения отношений с соседними странами, Тбилиси продолжает работу по выявлению Азербайджана как стратегического партнера и Армении как близкого партнера. Концепция утверждает, что нагорно-карабахский конфликт до сих пор угрожает стабильности всех государств в регионе. Интересно, что региональные средства массовой информации представляют эти элементы, как новые разработки, но более детальный анализ показывает, что это позиция всего лишь повторяет то, что было уже установлено в редакции документа 2005 года.

Изменения в стратегии в отношении России. Новая концепция Грузии предусматривает прагматичный и реалистичный подход к ЕС. Процесс вступления в НАТО остается главным приоритетом в политической повестке дня Грузии. За несколько дней до принятие новой концепции, парламент Грузии проголосовал за план президента Михаила Саакашвили, по направлению дополнительных войск в Афганистан в составе Международных сил содействия безопасности (МССБ), сочтя это жестом поддержки и сообщения о приверженности идеалам НАТО. Нынешнее правительство очень хочет, чтобы НАТО знало, что они с нетерпением ждут результатов Чикагского саммита НАТО в мае 2012 года, который они надеются, станет «шагом вперед» для Грузии в ее стремлении присоединиться к альянсу.

Грузия является уникальным государством на Южном Кавказе, в том смысле, что ее отношение к формированию союзов и своем желании вступить в НАТО отражает отсутствие сильного военного союзника. Для сравнения — Армения, которая имеет в союзниках Россию и Азербайджан, который сотрудничает с Турцией.

Первое что привлекает внимание это, прежде всего, отсутствие исторической или культурной близости ни с одной из крупных держав. Во-вторых, и Армения, и Азербайджан выбрали союзников на основе географической, либо исторической или культурной близости, а Грузия «смотрит» на более географически удаленных партнеров на Западе. Полное членство в НАТО, как многие эксперты утверждают, могло было бы предотвратить российское вмешательство в Южную Осетию в 2008 году. Тем не менее, другие утверждают, что стремление к членству в НАТО было на самом деле причиной нападения России на Грузию. В конечном счете, августовская война 2008 года не меняет того факта, что военное сотрудничество Тбилиси с НАТО находится в особой категории и имеет «предальянсный статус» и что Тбилиси по-прежнему стремится к полноправному членству.

Основные изменения и проблемы в новой концепции безопасности — определение отношений с Россией и ориентация в направлении Европы через постепенную интеграцию с ЕС. Кроме того, правительство хочет совместить прагматичное понятие баланса в своей внешней политике с непрерывной стратегией; документ доказывает, что имеет место сдвиг в позиции правительства — когда-то своя идеология, кажется, теперь должна основываться на реальной политике и реальном положении дел.

Двойственное отношение правительства к «Арабской весне» продемонстрировало, что, в то время как Грузия поддерживает цветные революции на территории бывшего Советского Союза, в настоящее время она далека от принятия своей идеологии по внешней политики, предпочитая подождать, пока ситуация прояснится.