https://www.funkybird.ru/policymaker

Неделя порабощённых народов — как ритуал холодной войны

Среди многих знаменательных дат, отмечаемых политическими кругами США, есть одно мероприятие, которое регулярно проводится вот уже полвека. Событие весьма важное, его инициирует лично президент США и оно адресовано всему американскому народу. Называется мероприятие — «Неделя порабощённых народов» (Captive Nations Week).

Не нарушил традиций и действующий президент Барак Обама, объявив период с 17 по 23 июля 2011 года «Неделей порабощённых народов». Закон №86-90 от 17 июля 1959 года был подписан президентом Дуайтом Эйзенхауэром. С тех пор, президент США провозглашает так называемую «Неделю порабощенных народов» ежегодно, во время которой проводятся митинги и демонстрации. Обычно это происходит в третью неделю июля, гармонично принимая эстафету от главного праздника США, 4 июля.

Всему остальному миру данный всенародный американский праздник практически неизвестен. Нелишне будет рассмотреть данное событие подробнее. Тем более, что, как оказывается, нас он касается непосредственно, более того — содержит в себе определённую парадигму, согласно которой США намерены строить наше будущее. Текст закона корректнее будет привести полностью, за некоторым исключением. Было бы неправильно скрывать уровень пафоса и объём амбиций, содержащихся в каждой строке закона №86-90.

«Так как величие Соединенных Штатов в большой степени объясняется тем, что мы сумели осуществить гармоничное национальное единство своего народа демократическим путём, несмотря на крайнее разнообразие его расового, религиозного и этнического происхождения; так как это гармоничное объединение разнообразных элементов нашего свободного общества привело народ Соединённых Штатов к прочувствованному и повсеместному пониманию народных чаяний и к признанию естественной взаимозависимости между народами и нациями мира; так как порабощение значительной части населения мира коммунистическим империализмом превращает идею мирного существования народов в насмешку и наносит ущерб естественным связям и взаимопониманию народа Соединённых Штатов с другими народами; так как, начиная с 1918 года, империалистическая политика русского коммунизма привела к созданию обширной империи, которая представляет собою зловещую угрозу безопасности Соединённых Штатов и всех свободных народов мира; так как империалистическая политика коммунистической России привела, путём прямой и косвенной агрессии, к порабощению и лишению национальной независимости Польши, Венгрии, Литвы, Украины, Чехословакии, Латвии, Эстонии, Белоруссии (White Ruthenia — в оригинале), Румынии, Восточной Германии, Болгарии, континентального Китая, Армении, Азербайджана, Грузии, Северной Кореи, Албании, Идель-Урала, Тибета, Казакии (Cossacia), Туркестана, Северного Вьетнама и других; так как эти порабощённые народы, видя в Соединённых Штатах цитадель человеческой свободы, ищут их руководства в деле своего освобождения, и обретения независимости, и в деле восстановления религиозных свобод христианского, иудейского, мусульманского, буддистского и других вероисповеданий, а также личных свобод; так как для национальной безопасности Соединённых Штатов жизненно важна непоколебимая поддержка стремления к свободе и независимости, проявляемого народами этих покорённых наций; так как стремление к свободе и независимости подавляющего большинства этих порабощённых народов являет собою сильнейшую преграду войне и одну из главных надежд на построение справедливого и прочного мира; так как именно нам следует надлежащим официальным образом ясно показать таким народам тот исторический факт, что народ Соединённых Штатов разделяет их чаяния вновь обрести свободу и независимость, то отныне да будет…»

Во имя сказанного выше, президенты США, со времён Эйзенхауэра, и провозглашают «Неделю». Эта методичная работа завершится лишь, как говорил Эйзенхауэр, когда «будет достигнута свобода и независимость для всех порабощённых народов мира».

Начать, пожалуй, следует с радости американского президента по поводу «демократичности» объединения народа. В короткой американской истории была одна большая гражданская война 1861-1865 гг., несколько междоусобных войн поменьше и полноценный геноцид коренного индейского населения, преследования по религиозному признаку и прочие события, которые никак не позволяют представить национальное единство США как результат мирного и безмятежного процесса. Впрочем, с тем, что подобная непростая собственная биография может дать понимание аналогичных процессов в других странах мира, можно согласиться. Однако выводы из такого обобщения делаются неожиданные — оказывается, «коммунистический империализм» мешает неким естественным связям США с иными народами.

Причём всю историю существования американского государства США были как раз империалистическими и зачастую — противоестественными. Сам термин «империализм» был введён в широкий обиход Д. Гобсоном в 1902 году, причём в качестве примеров империализма фигурировали сами США. До того этот термин широко использовался в публицистике, критикующей Британскую империю. Аналогичный перенос от Британской империи к США претерпело и другое выражение, «дипломатия канонерок». Которое уже в наше время понемногу трансформируется в «дипломатию авианосцев», означая всё тоже — военное присутствие и давление в качестве основного двигателя международных отношений.

В полном соответствии с базисной теорией о роли США в мире, этот самый «коммунистический империализм» угрожает США и «всем свободным народам мира». Которые, таким образом, оказываются в категории «и прочие», неразрывно сплетаясь с Соединёнными Штатами и выстраиваясь несложный ассоциативный ряд, в котором понятия США и свобода — полностью тождественны. Причём эффект закрепляется возникающим далее образом «США — цитадель свободы». На каком основании осуществляются подобные подлоги и утверждения — вопрос, разумеется, риторический.

В перечислении стран, которые, в понимании Эйзенхауэра, простираются до Китая с Тибетом и были порабощены агрессивной коммунистической Россией, больше всего удивляют две вещи. Прежде всего, бросается в глаза то, что риторика президента США в отношении России целиком преемственна по отношению к аналогичной политике чиновников материнской США империи, Великобритании. Как говорил посол Англии в Париже лорд Бёрти по поводу Февральской революции: «Нет больше России! Она распалась, и исчез идол в лице императора и религии, который связывал разные нации православной веры. Если только нам удастся добиться независимости буферных государств, граничащих с Германией на востоке, т. е. Финляндии, Польши, Эстонии, Украины и т. д., и сколько бы их не удалось сфабриковать, то, по мне, остальное может убираться к черту и вариться в собственном соку».

Более того, существуют очевидные аналогии и с точкой зрения идеологов фашистской Германии! Непривычная славянскому уху Белая Рутения весьма близка к названию дивизии СС Waffen-Grenadier-Division der SS (weißruthenische Nr.1), сформированной из предателей на территории Беларуси. А национальный отряд примкнувших к фашистам коллаборационистов из казанских татар носил название Legion Idel-Ural. Имелся также план создания одноимённого подчинённого Германии псевдогосударства. Неизвестная топографам Казакия, это, несомненно, Кубань. Экономическое значение которой постоянно вызывало желание третьих сил любыми средствами получить над ней контроль. Причём самыми разными средствами. И финансированием марионеток, которые увлечённо пытались разыграть карту сепаратизма, и попыткой прямого завоевания, и более мягкой интервенцией… Эйзенхауэр, таким образом, лишь следует историческим традициям пропаганды врагов России.

Впрочем, иначе и быть не может. Русофобия проистекает из предыстории закона №86-90. У истоков которого стоял эмигрант украинского происхождения Лев Добрянски. Он был активным деятелем разнообразных движений украинской диаспоры, чьи и без того враждебные России ряды пополнились недобитыми бандеровцами, попавшими в США после бегства от Красной армии. Именно Добрянски протолкнул идею такого одиозного праздника в американский конгресс, в стенах которого началось ежегодное празднование недели «порабощённых народов». Самого Добрянски судьба Тибета, Вьетнама или даже Польши не особенно волновала. В первую очередь он преследовал цель отторжения Украины от России, во имя которой написал приличное количество «научных» работ, в которых пытался обосновать самобытность украинской нации, всеми силами оправдывал антисемитизм украинских националистов — одним словом, приложил массу усилий для формирования популярной в определённых кругах националистической идеи.

Творческое наследие профессора Добрянски не умирает. Его дочь, Пола Добрянски, была заместителем руководителя Госдепартамента США по вопросам внешней политики при президенте Буше. А одна из самых прилежных студенток, Кэтрин Клер-Чумаченко, оказалась первой леди Украины и супругой Виктора Ющенко. Который, судя по всему, целиком придерживался идей покойного профессора.

За 50 лет список порабощённых, по мнению США, народов претерпевал заметные изменения, меняясь сообразно внешней политике Вашингтона. Вот уже двадцать лет, как в России сменился политический режим, и говорить о «коммунистическом империализме» сейчас довольно смешно. Значительная часть «порабощенных народов» оказались государствообразующими нациями новых государств СНГ, другая — титульными этносами национальных республик в составе РФ, имеющих широкий объем полномочий.

Казалось бы, американским законодателям самое время отменить давно устаревший закон, ставший своеобразным реликтом холодной войны. Однако «образ врага», похоже, никуда не делся и остается прежним. Поэтому можно не сомневаться в том, что Россия была, есть и будет одним из главных объектов, в «честь» которого проводятся ежегодные мероприятия, продолжающие намеченную более полувека назад линию внешней политики США. И едва ли эта деятельность будет по какой-то причине прервана в обозримой перспективе.