https://www.funkybird.ru/policymaker

Украина и евразийская интеграция

Если смотреть на вещи объективно, то «Газпром» и российские финансовые учреждения в отношении Украины выступают аналогами МВФ и прочих кредитных организаций. Если украинские элиты осознают, что их личные амбиции не всегда тождественны национальным интересам Украины, то возможность выстроить действительно привлекательную для Украины схему взаимодействия все ещё остается.

Первого января 2012 года вступает в силу пакет документов, формирующих структуру Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. К середине 2012 года должна заработать Евразийская экономическая комиссия — первый со времён распада СССР наднациональный орган, регламентирующий торговую политику нового альянса. В планах до 2015 года — единая валюта, тарифы на транспортные перевозки и транзит энергоносителей, и прочие решения, способные поднять отношения трёх государств с общей историей и родственными связями на кардинально новый уровень, дать существенный толчок развитию национальных экономик и создать самое главное — самодостаточный рынок. Рынок, на функционирование которого влияние внешних негативных факторов будет сведено к минимуму.

Не будет преувеличением сказать, что создавать Евразийский союз заставила сама жизнь, точнее — трезвая оценка состояния мировой экономики и тенденций, а также перспектив других вариантов интеграции. Можно быть уверенным в том, что расширение и укрепление Евразийского союза — это лишь вопрос времени. Тем более, что в ряде случаев Союз выступает единственным гарантом сохранения экономики и защиты суверенитета в условиях тотального давления со стороны других мировых сил.

Так, о своём интересе к ЕАС заявила Сирия. Хотя, разумеется, орбита ЕАС не будет расширяться линейно. Многие постсоветские государства предпочли занять выжидательную позицию. Так поступили Таджикистан и Украина, руководство которой предложило свою интеграцию в единый рынок в рамках некоей формулы «3+1», не конкретизировав, какой именно алгоритм работы при этом подразумевается.

В точности неизвестно, как будут протекать взаимоотношения ЕАС и Таджикистана. С Украиной всё немного проще. Развивать отношения с ЕАС украинскому государству придётся куда в большей степени, нежели сейчас озвучивает правительство. При этом не идёт речь о каких-либо » новых механизмах принуждения и «порабощении Москвой». Просто в торговле и экономике порой обнаруживается масса общего с законами физики. И некоторые события, как ни старайся их задержать, идут по пути наименьшего сопротивления.

В самом ближайшем будущем украинскому руководству придётся признать тот факт, что нынешний вектор движения Украины в сторону Европы — это путь к неясной цели, занимающей неопределенный период времени. Причём маяк в конце этого пути тускнеет с каждым месяцем. Это не даёт возможности рассчитать собственные силы, и спланировать достижение требуемого результата. Причём сил остаётся всё меньше.

Как сообщает Государственная служба статистики Украины, в январе-ноябре текущего года международные резервы страны уменьшились на 6,3%, или на $2,168 миллиарда, со значения в 34,576 миллиарда долларов. В ноябре же, международные резервы, или, попросту, золотовалютный запас, сократился сразу на 5%. И составляет в настоящее время 32,4 миллиарда долларов США. Государственный долг Украины растёт примерно в той же пропорции — примерно на 7% за январь-сентябрь 2011, и составляет порядка 58,5 миллиардов долларов. Причём около 60% от этой цифры — внешние займы.

Нетрудно догадаться, что обслуживание такого долга само по себе представляет непростую задачу. Тем более, что доходная часть украинского бюджета текущего года составляет чуть больше 35 миллиардов долларов. До 22 августа украинская казна уплатила в виде процентов и других отчислений примерно полтора миллиарда долларов.

К этой сумме следует присмотреться внимательно в связи с упомянутым ранее фактом. А именно — резкому «проседанию» золотовалютных запасов Украины в ноябре. Неизвестно, было ли данное обстоятельство вызвано исключительно «газовыми» причинами, но в тот же период Украина ощутила серьёзные трудности с ежемесячной оплатой потреблённого газа. Для оплаты октябрьских поставок, Киев был вынужден взять кредит в размере 550 миллионов долларов под 7% годовых. Следует отметить то обстоятельство, что получить требуемую сумму Украина не смогла у привычных международных доноров, и пришлось прибегнуть к помощи «Газпромбанка». Ситуация, когда у продавца занимают денег чтобы расплатиться за купленный у него же товар, никак не может быть симптомом финансовой свободы.

Причём подобные проблемы уже становятся системными. Чтобы расплатиться за ноябрь, пришлось выстраивать ещё более интригующую комбинацию. Компания «Нафтогаз Украины» 2 декабря договорилась о продаже «Дельта банку» облигаций внутреннего государственного займа на сумму в 450 миллионов долларов. Ранее, 96 миллионов долларов аналогичным путём были получены у «Укрэксимбанка». При этом 49% акций «Дельта банка» с 2008 года принадлежит российскому инвестиционному фонду Icon Private Equity. Другими словами, государственный монополист Украины вынужден для оплаты газа изыскивать средства у коммерческих структур, которые наполовину принадлежат российским представителям.

Более того, пришлось договариваться об отсрочке платежа. Согласно прежним договорённостям, Киев переводил деньги за потребленное в прошлом месяце топливо до 7 числа месяца текущего. Теперь, как сообщает пресс-служба «Нафтогаза», срок продлен до 28-го числа. Из суммы в 972 миллиона долларов, положенных за ноябрь, Киев смог выплатить только 210 миллионов долларов и 7,2 миллиарда российских рублей. До конца декабря Украине необходимо найти для «Газпрома» примерно 400-500 миллионов долларов. Будущее оплаты газа в январе выглядит и вовсе туманным.

Вопрос «где взять денег» будет актуален этой зимой для Киева как никогда. Руководитель Национального банка Украины Сергей Арбузов, тем не менее, полон оптимизма. Согласно его утверждениям, существует решение, способное обеспечить доступ государственных учреждений к валюте.

«По предварительным данным, спрос населения Украины на иностранную валюту составляет около 10 миллиардов долларов в год. Поэтому, если уменьшить этот спрос хотя бы наполовину, то еще 5 миллиардов дополнительно попадут в резервы», — сообщил глава Нацбанка. Вот только непонятно — почему предлагается обойтись полумерами? Если сократить спрос до нуля, то резервы ещё больше увеличатся. Вот только непонятно, как это сделать? За счёт чего можно вызвать желание населения расставаться с валютой? Глава Нацбанка по этому поводу предложил продавать некие «золотые сертификаты». Другими словами, Нацбанк фактически планирует распылить золото, чтобы скупить у населения доллары и евро.

Дополнительную выгоду господин Арбузов увидел и в переходе к рублю в качестве валюты газовых расчётов. «Когда мы перейдем на уплату за газ в рублях, то еще 8 миллиардов долларов останутся в золотовалютном резерве страны», — добавил он. В свете последних договорённостей, расчёты между Украиной и Россией действительно будут осуществляться в рублях. При этом их понадобится достаточно много, по разным подсчётам — от 200 до 300 миллиардов. Причём некоторую часть этой суммы придётся закупать на межбанковской бирже, то есть — за те же доллары. Неудивительно, что Нацбанк Украины уже объявил о том, что рубль в ближайшем будущем станет резервной валютой на Украине.

Был ли возможен другой вариант взаимодействия Украины и России? Да, конечно. Украинская сторона испытывает явные проблемы со свободными деньгами, а её промышленность неспособна сохранять рентабельность при рыночной цене на газ. Решить эти проблемы может доступ к большому рынку, на котором (и это главное!) украинская промышленность будет конкурентоспособна и получит возможность влиять на правила игры. А единое экономическое пространство также подразумевает и льготный доступ к энергоносителям.

Пока Украина, а точнее, украинская элита, все еще желает «идти в Европу». При этом даже государственный бюджет страны нельзя составить без оглядки на рыночную цену газа, которую Украина по своей инициативе получила два года назад. После долгого выжидания, было отдано распоряжение заложить в бюджет фактическую стоимость газа, то есть около 400 долларов за тысячу кубов — дальше ждать было просто бессмысленно. «Новогодних подарков не будет», — заверил председатель правления компании «Газпром» Алексей Миллер. При этом бюджет Украины получается заведомо невыполнимым и самоубийственным для экономики страны даже на стадии предварительного планирования.

Виноват ли в этом «Газпром»? Отвечая на этот вопрос, нужно помнить о том, что все предложения о создании консорциума по добыче и транзиту газа в Европу, с предоставлением доступа Украине не только к транспортировке, но и добыче энергоносителей, Киев отверг. Возможно, в надежде на то, что Европа решит надавить на «Газпром», и тот согласится на удобную для Украины цену газа.

И надежды эти не сбылись. «Присоединившись к Энергетическому сообществу в феврале текущего года, Киев рассчитывал не только на то, что Евросоюз поддержит нас в вопросах гармонизации нашего энергетического законодательства с европейским, но и на то, что страны ЕС окажут содействие в вопросе энергобезопасности Украины, однако этого не произошло», — сообщил замминистра энергетики Украины Владимир Макуха. «Это было ошибочное решение, поскольку мы не получили никакой помощи от стран Евросоюза и, к сожалению, упустили время для переговоров с Россией», — добавляет член комитета Верховной рады Украины по ТЭК Сергей Пашинский.

Поскольку ни Европа, ни МВФ не демонстрируют большого желания спасать украинскую экономику, идея передачи украинской ГТС в руки российско-украинского консорциума выглядит очевидной в своей безальтернативности. С ней смирились даже самые «национально свидомые» украинские политики, основные споры ведутся лишь по поводу того, сколько именно процентов акций отдадут «Газпрому». Наиболее «дальновидные» стратеги предлагают привлечь в качестве арбитров США и ЕС. При этом, как заведено, игнорируется тот факт, что это именно Украине, а вовсе не «Газпрому», нужно срочно получить свободные деньги.

Если смотреть на вещи объективно, то «Газпром» и российские финансовые учреждения в отношении Украины выступают аналогами МВФ и прочих кредитных организаций. Если украинские элиты осознают, что их личные амбиции не всегда тождественны национальным интересам Украины, то возможность выстроить действительно привлекательную для Украины схему взаимодействия все ещё остается.