https://www.funkybird.ru/policymaker

Китайская экспансия в Средней Азии угрожает России

В народе ходит пусть и несколько неполиткорректное, но меткое выражение, имеющее несколько вариантов, один из которых звучит примерно так: «Пока хохол с евреем спорили, кто хитрее, Чингисхан завоевал весь мир». Данное выражение метко описывает ситуацию, складывающуюся вокруг противостояния России и США, которое они ведут в Средней Азии, в то время как Китай успешно укрепляется в регионе, делая это без каких-либо особых усилий.

Для примера возьмём наиболее дружественное нам государство региона – Казахстан. Китай пришёл сюда уже давно и, как этого и следовало ожидать, надолго. Таков уж современный мир: там, где много нефти, жди … нет, уже не американцев, хотя и они не откажутся от лишнего куска нефтяного пирога, а китайцев. А Казахстан, как известно, нефтью богат. Доля китайских компаний в добыче казахстанской нефти и газа достигает 1/4. Совсем недавно из Казахстана в сторону Китая потянулся новый газопровод. В кризисном 2010 году товарооборот Казахстана и Китая превысил 20 млрд. долл., нет сомнений в его стремительном росте и в настоящее время.

Кроме того, Казахстан и Китай реализуют совместный амбициозный проект «Международный центр приграничного сотрудничества Хоргос». Хоргос – бизнес-центр нового поколения, настоящий город, который расположен наполовину на территории КНР, наполовину на территории Казахстана. Макет города Хоргос предполагает строительство небоскребов, гостиниц, складов, а также этнографического парка и культурно-развлекательного центра. После полного введения МЦПС «Хоргос» в эксплуатацию граждане Китая и Казахстана могут ежедневно пересекать границу с беспошлинными товарами на сумму до 8000 юаней (около 40000 рублей). И хотя осуществление этого поистине грандиозного проекта вполне вписывается в идеологию евразийской интеграции и содействует реализации назначения ЕЭП России, Белоруссии и Казахстана как моста, соединяющего Европу и Азиатско-Тихоокеанский регион, столь серьёзная экономическая активность Китая на наших рубежах не может не привлекать к себе пристального внимания экспертов и не вызывать опасений, связанных с наращиванием китайской экспансии в Казахстане. Стоит отметить, что до завершения казахстанской части проекта ещё довольно далеко (окончательное завершение строительства планируется лишь на 2018 год), что может говорить о большей заинтересованности в проекте китайской стороны, которая занимается, в первую очередь, продвижением своих товаров на рынок Евразии, что давно составляет основу экономики КНР.

Китайская экономическая экспансия в Среднюю Азию, безусловно, не ограничивается Казахстаном. На прошлой неделе спецпредставитель председателя КНР, Чэнь Чжили отправилась в турне по странам среднеазиатского региона. Формально поездка спецпредставителя приурочена к двадцатилетию установления дипломатических отношений этих стран с Китаем, а фактически свидетельствует о намерении Китая продолжить закрепление в регионе.

2009 год стал годом прекращения российской монополии на экспорт газа из Туркмении: тогда было начато строительство 1800-километрового газопровода, соединяющего месторождения региона с Китаем. Потребности Китая в газе на целых 25% покрываются за счёт туркменского голубого топлива. Стоит ли рассуждать, насколько Китай заинтересован в наращивании здесь своего присутствия.

«Газовая атака» Китая на регион продолжилась с началом строительства третьей нитки газопровода «Узбекистан-Китай», являющегося частью проект «Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай». Ожидается, что узбекский газ попадёт к китайскому потребителю уже в текущем году.

Едва ли можно преувеличить и роль Киргизии в китайской внешней политике. Киргизия – главный проводник китайского экспорта в регионе Центральной Азии, настоящая кормилица китайской лёгкой промышленности.

В прошлом году экспансия Китая в регионе приобрела и территориальное выражение: более тысячи квадратных километров своей территории передал Китаю Таджикистан. Это стало первым случаем передачи бывших советских земель иностранному государству, что само по себе весьма символично (вспомним, хотя бы, о. Даманский) и обидно, если не сказать больше. При этом Китай претендует еще на 27 тысяч кв. км территории Таджикистана. Примечательно и то, что китайские банки снабжают Таджикистан кредитами на сверхльготных условиях, глубоко проникая тем самым во все сферы экономики бывшей советской республики.

Стоит ли спорить, что и мы, и американцы – наследники европейской культуры, представители Белого мира, колониалисты, мыслящие имперскими категориями и действующие в традициях Рима, которого ненавидел и боялся весь остальной мир. Это не плохо и не хорошо, это данность. Сейчас американцев, ненавидят намного больше, чем нас, но это временное явление, результат текущей политики США. Нас, вроде бы, уважают, по крайней мере, в это хочется верить, так принято считать, но не будем забывать, что Восток – дело тонкое и, к тому же, очень хитрое, и изворотливое. Китайцы, и впрямь, здорово отличаются от нас. Отличаются они и видением продвижения своих национальных интересов в мире. Их действия в Средней Азии – прямое тому свидетельство. Пока мы с американцами делим киргизский аэропорт «Манас», пытаясь выторговать расположение по-восточному мудрых киргизских правителей, Китай методично продвигает в регионе свои вполне реальные инициативы, имеющие реальное геостратегическое выражение.

Итак, планы Китая в отношении Средней Азии мирно и стремительно воплощаются в жизнь, и если для американцев, чья территория находится на противоположном полушарии, потеря позиций в регионе станет хоть и болезненным, но вполне терпимым процессом, то России уход из Средней Азии не сулит ничего хорошего и грозит колоссальными экономическими потерями, грозящими перерасти в настоящее цивилизационное поражение.