https://www.funkybird.ru/policymaker

Эксперты сказали, чем важен Ормузский пролив

Возрастающая напряженность вокруг Ормузского пролива подняла волну обеспокоенности импортеров нефти. Эксперты рассказали, почему этот морской путь настолько важен для экономики всего мира.

Парадоксально, но в случае закрытия пролива США, которые выступают громче всего, пострадают в наименьшей степени.

Ситуация в Ормузском проливе продолжает обостряться. Несмотря на то, что во вторник Иран объявил своей стратегической задачей защиту пролива, где в настоящий момент находятся ударные группы ВМС США, основные импортеры сырой нефти бьют тревогу, опасаясь срыва поставок и роста цен на нефть.

В конце 2011 года Иран пообещал перекрыть Ормузский пролив. Это предупреждение поступило после того, как США пригрозили Тегерану принять санкции в отношении экспорта иранской нефти, если Иран не остановит свою ядерную программу.

Обмен угрозами и нагнетание обстановки не лучшим образом сказывается на рынке нефти, который открыл новый 2012 год резким скачком цен. Дело в том, что Ормузский пролив — это основной морской путь для экспорта газа и нефти из стран Персидского залива. Он соединяет Оманский залив с Персидским заливом. Северное побережье контролируется Ираном, а южное — ОАЭ и Оманом, союзниками США.

Через пролив осуществляется перевозка 2,9 млрд тонн грузов ежегодно. Порядка 30% грузов приходится на сырую нефть, 22% перевозок составляют сухие вещества, такие как зерно, железная руда и цемент.

20% перевозок занимают контейнерные грузы, доставляющие готовые товары в страны Персидского залива. Помимо нефти через Ормузский пролив ежедневно танкерами транспортируется сжиженный газ, экспортируемый в Азию (главным образом в Японию, Южную Корею и Индию), Европу и Северную Америку.

В целом на Ормузский пролив приходится порядка 40% мировых поставок нефти морским путем. «Через Ормузский пролив проходит 16% от объемов мирового потребления нефти. Ежедневно транспортируется через этот коридор 16-19 млн баррелей, а потребляется всего порядка 90 млн баррелей в сутки», — комментирует начальник отдела инвестиционного анализа УК «Универ» Дмитрий Александров.

Через Ормузский пролив транспортируется нефть из Саудовской Аравии, Ирана, Ирака, ОАЭ, Кувейта и Катара. Фактически, через него проходит 90% нефти, экспортируемой из Персидского залива.

По данным Министерства энергетики США, которые приводит Time, в 2010 году нефть из Персидского залива шла по следующим направлениям: Япония — 20,1%, Китай — 14,4%, Индия — 13,2%, Южная Корея — 12,9%, США — 9,8%, Сингапур — 5,3%, Тайвань — 4,5%, Таиланд — 3,5%, Нидерланды — 1,9%, Южная Африка — 1,6%.

«Если Тегеран примет решение о закрытии пролива, то пострадают в первую очередь страны Европы и Юго-Восточной Азии. США пострадают в наименьшей степени, поэтому они могут свободно себя чувствовать, нагнетая ситуацию», — комментирует Александров.

Вместе с тем другой эксперт говорит о том, что эскалация конфликта скажется абсолютно на всех потребителях нефти. «Если пролив закроют, то примерно 20% импортеров нефти будут лишены поступлений. Причем нельзя сказать, что Юго-Восточная Азия пострадает больше, чем Европа. Критичная ситуация может сложиться в любой стране-импортере, независимо от географического положения. На поставках из Персидского залива завязаны все импортеры», — комментирует аналитик RusEnergy Михаил Крутихин.

Эксперты ожидают дальнейшего подорожания нефти. «Стоит ожидать дальнейшего скачка цен на нефть. Будут сильно дорожать те марки нефти, к которым привязываются поставки в Японию», — комментирует Александров.

«России в какой-то степени выгодна напряженная ситуация в Ормузском проливе. Конечно, нарастить поставки не удастся, но зато выигрыш будет состоять в стабильно высоких ценах на нефть. Пока будет держаться напряженность, цена на нефть будет высокой», — отметил Александров.

Причем разрядка в ближайшее время пока не предвидится. «В марте в Иране грядут выборы, которые будут сопровождаться политической нестабильностью. Думаю, что без протестов дело не обойдется. Главное, напряженность будет держаться еще долгое время», — подчеркнул эксперт.