http://www.funkybird.ru/policymaker

Итоги и проблемы российской армии 2011 года

Уходящий год, как и предыдущие, выдался богатым на проблемы российской армии и внутриполитические события. Год 2011-й стал свидетелем прокатившихся по Ближнему Востоку и Северной Африке арабских «цветных», а где-то по-настоящему жёстких революций и преподал уроки военных действий для России. Многие из этих событий будут иметь немаловажное значение в следующем 2012 году.

1. Каковы основные военно-политические итоги 2011 года&

1) Явка военнослужащих на выборах 4 декабря возросла с 85 до 95,5%, и все проголосовали за «Единую Россию».

2) Проведено крупномасштабное стратегическое учение «Центр-2011», учение Организации договора о коллективной безопасности «Щит Союза-2011».

3) Созданы войска воздушно-космической обороны.

4) Главное командование СВ создало новые соединения постоянной готовности: тяжелого, среднего и легкого типа.

5) В вооруженных силах РФ МТО (машино-техническое обслуживание) аутсорсинговой системы обслуживания сформировано.

6) Государственный ракетный центр имени Макеева создал стратегическую ракету морского базирования «Лайнер», мощность боевой нагрузки которой вдвое превосходит таковую у перспективной баллистической ракеты подводных лодок Р-30 «Булава».

7) В российских мотострелковых бригадах и бригадах спецназа (ГРУ) будут созданы отдельные подразделения снайперов, которые получат на вооружение импортные винтовки (Великобритания).

8) Россия объявила о покупке у Израиля на сто пятьдесят миллионов долларов БПЛА.

2. Чем был знаменит 2011 год?

1) Провалом работы с госзаказом, постоянным невыполнением планов по вооружению армии новой техникой.

2) Не выполнено поручение Президента РФ, что в срок до III квартала 2011 г. необходимо завершить работу по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на учет после 1 марта 2005 г.

3) Очередь на жильё отодвигается на несколько лет.

4) Государство не сдержало предвыборного обещания платить лейтенантам 50 тысяч рублей.

5) До сих пор не создана Единая система управления войсками тактического звена (ЕСУ ТЗ).

6) Полный развал военный медицины, но при этом один медицинский отряд Минобороны РФ готовится к отправке в одну из африканских стран для выполнения миссии ООН

7) Министерство обороны не хочет платить предприятиям за утилизацию

8) Убогостью военного парада.

9) Ротация офицерского состава будет 100-процентной. Максимальное пребывание на одном месте службы составит 3 года.

10) Минобороны РФ откажется от офицеров в пользу сержантов.

11) Старую систему военного образования порушили, новую систему не создали

Разберем все по порядку.

1.1. Министр обороны А.Сердюков рапортовал, что, по сравнению с 2007 годом, явка военнослужащих на выборах возросла с 85 до 95,5%. На этот раз в выборах приняли участие 96,8% военнослужащих, 93,4% членов их семей и 94,6% гражданского персонала. На центральных телеканалах было показано 23 видеоролика позитивного содержания о голосовании военнослужащих. По данным министра, «Единая Россия « получила 80% голосов военнослужащих, что выше, чем в 2007 году, когда «единороссов» поддержали 66,9% избирателей.[1]

1. 2. Основные усилия подготовки Вооружённых Сил в завершившемся 2011 учебном году были сосредоточены на повышение индивидуальной подготовки военнослужащих; совершенствование налаживания и готовности соединений, воинских частей и подразделений к ведению самостоятельных, высокоманевренных и автономных действий в различных видах боя в условиях применения противником современных средств вооружённой борьбы. В СМИ сообщалось, что учения «Центр-2011», в которых кроме России примут участие Казахстан, Киргизия и Таджикистан, пройдут под общим руководством президента РФ Дмитрия Медведева. Учения станут главным показателем уровня боевой подготовки российской армии в рамках проводимой военной реформы. В учениях примут участие около 12 тысяч военнослужащих и около 1000 единиц боевой техники, в том числе 70 самолетов. Перевозку личного состава к местам боевых действий будут осуществлять 116 воинских эшелонов. Также почти в полном составе будут задействованы силы и средства Каспийской военной флотилии. Учения должны проводиться на пространстве в 4,5 тыс. километров по фронту и столько же в глубину. Фактически от Уральских гор до Памира. По официальным данным Минобороны, от России участие в ОСУ примут оперативные группы от МВД, ФСБ, ФСО и МЧС. Будут задействоваться только бригады.

По большому счету, учения «Центр — 2011» стали очередными, вписавшимися в действительно крупномасштабную «военизированную» пиаровскую кампанию и являлись самыми масштабными мероприятиями оперативной и боевой подготовки в текущем году и стали логическим продолжением маневров войск «Осень-2009», которые проводились на территориях Западного, Северо-Западного регионов РФ и Белоруссии. «Восток-2010-» на территории Дальнего Востока. Учения проходили на территории России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и в акватории Каспийского моря .

Во всех учениях «Запад», « Восток» и проведенных оперативно-стратегических учениях «Центр» было показано, что российская армия готовится не только и не столько к отражению внешних угроз, сколько к боевым действиям против мятежников и террористов. На маневрах должны быть отработаны действия войсковых группировок по «локализации конфликтов как внутренних, так и внешних». Войска должны выполнять и полицейские функции, подобные тем, что сейчас выполняет армия в Сирии.

В учениях много надуманных, нелогичных нестыковок, в частности, осталось непонятным, почему на маневрах было в основном продемонстрировано умение военных выполнять полицейские функции. Судя по всему , уже сейчас правительство видит угрозу бунтов. Разгром «бандформирований» — это не функции армии. Армия понемногу начинает выполнять жандармские функции? Армия должна бороться с внешним врагом, а с внутренними врагами – ФСБ, МВД и внутренние войска.

Не найдено ответа на вопрос, почему учения назывались стратегическими, но посвящены были только отработке тактики. Если это стратегические учения, то под единым планом и включают несколько одновременных фронтовых операций, обьединенных единым замыслом и руководством. Если нет, то о стратегии и оперативной теме нужно забыть и сказать российскому обществу, что это обычное КШУ. Не стоит заблуждать российское общество и мировое сообщество о проведении какой-то стратегической операции, поскольку там нет ни стратегического, ни оперативного планирования. Нет навыков, нет исполнителей.

О стратегии смешно говорить, По сообщению начальника инженерных войск Вооруженных Сил РФ, генерал-майора Юрия Ставицкого известно, что «только на полигонах Ашулук, Капустин Яр (Астраханская область) и Чебаркуль (Челябинская область) оборудовано более 100 окопов и 700 укрытий для боевой и другой техники, шесть насыпных наблюдательных пунктов и столько же посадочных площадок воздушного десанта, спланировано около 5 тыс. квадратных метров местности и образовано 14 стоянок для техники, полтора километра траншей и ходов сообщения, устроено два километра невзрывных заграждений, а также подготовлено до 100 км путей движения и маневра[2]». Это означает, что на трех полигонах Ашулук, Капустин Яр (Астраханская область) и Чебаркуль (Челябинская область) из 1000 единиц боевой техники только 70% техники были укрыты, окопы- на одну мотострелковых роту, транши — только на две мотострелковых роты. Второй вывод: на боевую технику и окопы для личного состава не оборудовали, а для руководства Президента и Министра обороны аж 6 насыпных наблюдательных пунктов.

Ничего стратегического в показанной главе государства на полигоне Чебаркуль спецоперации освобождения поселка от бандитов силами танковой бригады, спецназа и Внутренних войск не было. Террористов, напавших на 20 автомобилях на условный поселок Пашино и захвативших отдел полиции, больницу, администрацию и школу, обезвреживали при помощи танков, мотопехоты и беспилотных летательных аппаратов. Вероятно, именно такой характер боевых действий военное руководство видит в будущем.. Исходя из хода предполагаемых событий, можно сделать вывод, что руководство допускает существование в России и странах-членах ОДКБ сил, которые способны захватывать целые населенные пункты, но это не функции армии, а внутренних войск.

Становится понятно, почему в последние три года в Общевойсковой центр военной академии поступают 40-45 офицеров, их них на ¾ — офицеры внутренних войск и ¼ — пограничных войск. К сожалению, за последние три года не были подготовлены: общевойсковые командиры (танкисты, мотострелки), разведчики, офицеры ВДВ, РЭБ, инженеры. Уже третий год Генштаб сосредоточивает внимание на обучении войск по ведению боевых действий в населенных пунктах и освобождению заложников вместо того, чтобы думать об отражении внешних угроз. Учение показали ущербность организации образования.

Цель учений «Щит Союза-2011» – выработать единые взгляды и подходы к созданию, функционированию и применению группировок войск Коллективных сил оперативного реагирования Организации договора о коллективной безопасности и Коллективных сил быстрого реагирования в Центрально-Азиатском регионе в случае возникновения вооруженных конфликтов. В них участвуют свыше 30 соединений, частей и подразделений. Участвовали в учениях 12 тыс. солдат и офицеров. От России – 7 тыс., от Белоруссии – 5 тыс. А еще до 200 единиц боевой техники, в их числе 100 танков и 50 летательных аппаратов – самолеты и вертолеты ударной, истребительной, армейской и военно-транспортной авиации. На Гороховецком полигоне в рамках учения российские и белорусские подразделения отрабатывают ряд тактических задач: тактических десантов, подразделений сил специальных операций, а также незаконных вооруженных формирований, действующих в тылу наших войск.

На Каспии российская военно-морская и сухопутная группировки взаимодействуют с частями и соединениями Казахстана. При этом для решения задач обеспечения военной безопасности в районе нефтяных разработок и промысла рыб задействована почти вся Каспийская флотилия ВМФ России. А со стороны Казахстана в группировку входят десантно-штурмовые подразделения, морские пехотинцы, подразделения внутренних войск МВД, береговой охраны пограничной службы Комитета национальной безопасности и МЧС. Развернута коалиционная группировка войск и в Киргизии. Там в Объединенном учебном центре вооруженных сил этой страны проходит совместное тактическое учение с подразделениями из состава Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона ОДКБ. Тема учения: «Подготовка и проведение специальной операции КСБР ЦАР по ликвидации незаконных вооруженных формирований».

1.3.Первого декабря было объявлено о создании нового рода войск — Войск Воздушно-космической обороны. Выступая 18 марта 2011 года на расширенном заседании коллегии Министерства обороны РФ, президент России поставил военному ведомству задачу: «В этом году должна быть создана единая система воздушно-космической обороны». Министр обороны, выступая следом на том же заседании, сказал, что «…в 2011 году мы планируем создать войска воздушно-космической обороны». Разница слов несёт в себе совершенно различные понятия.

Какие задачи решает система ВКО: в космосе (высота более 100 км над уровнем моря) – космические аппараты (КА), межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), гиперзвуковые планирующие боеголовки, ударные (боевые) космические аппараты и другие перспективные воздушно-космические и космические боевые средства; в стратосфере (высота 15–60 км над уровнем моря) – баллистические ракеты средней дальности (БРСД), оперативно-тактические (ОТР) и тактические (ТР) баллистические ракеты, беспилотные летательные аппараты, в том числе стратостаты и перспективные стратегические бомбардировщики; в тропосфере (высота менее 15 км над уровнем моря) – воздушные пункты разведки и управления, стратегическая и тактическая авиация, крылатые ракеты наземного, морского и воздушного базирования, беспилотные летательные аппараты, в том числе ударные, другие перспективные управляемые и беспилотные летательные аппараты.

В ВКО сформированы на базе соединений и частей Космических войск, а также войск оперативно-стратегического командования Воздушно-космической обороны ВВС. Командующим ВВКО назначен генерал-лейтенант Олег Остапенко. Структурные изменения сделали минимальными. На космическое командование замкнут систему предупреждения о ракетном нападении и систему контроля космического пространства. Кроме того, это командование станет курировать деятельность главного центра испытаний и управления орбитальной группировкой Минобороны.

Что же касается командования войск противовоздушной и противоракетной обороны, то в его подчинении окажется дивизия ПРО и переданные из Военно-воздушных сил несколько зенитных ракетных соединений. Скорее всего, на первом этапе это будут дислоцированные в Подмосковье бригады системы С-400. А в перспективе — более современные «пятисотки». Они, напомним, будут способны уничтожать сверхзвуковые цели в ближнем космосе, на дальности до 600 километров. Появление С-500 в войсках ожидают к 2020 году.
Космические войска — только один элемент со всеми составляющими Воздушно-космической обороны. Она создается при Генеральном штабе, под руководством Генерального штаба и управлять ею будет Генеральный штаб. Воздушно-космическая оборона должна быть многослойной по высотам, дальности и интегрировать все силы и средства, которые есть. В идеале создаваемую структуру надо оснащать совершенно новым арсеналом.

Средства системы ПРО США не являются серьезной помехой для выполнения задач российскими стратегическими ядерными силами. Программа ПРО США, видимо, предусматривает совершенно другие цели. С одной стороны – инициировать принятие Россией чрезвычайно затратных симметричных мер (это мы уже проходили в 80-х годах ХХ века при попытке нейтрализации американской авантюры – СОИ). Создание системы ВКО может оказаться самым дорогим и самым бесполезным проектом.

1.4. Главное командование СВ разработало и согласовало новые организационно-штатные структуры общевойсковых соединений. Предложено иметь общевойсковые соединения постоянной готовности тяжелого, среднего и легкого типа. В уходящем году одновременно со строительством Сухопутных войск формировалась новая система их базирования, предусматривающая создание 42 военных городков вместо 1850-ти. Основной состав СВ на конец года включает более 40 общевойсковых и более 70 соединений родов войск и специальных войск.

1.5. О внедрения в Вооруженных силах аутсорсинговой системы (от англ. outsourcing: outer-source-using) — это бункеровка кораблей, судов и танкеров ВМФ топливом, заправка автомобильной техники на гражданских АЗС и авиатехники на аэродромах, навигационный завоз вооружения и военной техники и других грузов в районы Крайнего Севера, доставка материальных средств в крупные гарнизоны от предприятий промышленности, техническое обслуживание и ремонт вооружения и военной техники, организация питания и банно-прачечное обслуживание личного состава. На самом деле гражданские предприятия не справляются с обеспечением обслуживания войск в полевых условиях, несмотря на получаемые по контрактам немалые государственные деньги. В результате встал вопрос о том, что привлечение гражданских коммерческих структур при материальном и техническом обслуживании войск в полевых, а тем более боевых условиях попросту нецелесообразно.

В боевых условиях армия останется голодной. Мнение, что в базовом районе сосредоточения войск будут работать призванные на военную службу сотрудники аутсорсинговых структур, неосновательно. По Закону «Об обороне» призвать на военные сборы специалиста можно лишь один раз в несколько лет. Хотя, как известно, крупномасштабные маневры в войсках проводятся не менее одного-двух раз в год, и в ходе их проведения снабжение армии по системе аутсорсинга должно быть непрерывным. Опыт наших войск в Чечне показал, что с этими задачами плохо справлялись даже военнослужащие.

Ремонтный аутсорсинг военное ведомство впервые проверит на учениях «Центр -2011». На следующей неделе на полигоне Чебаркуль проведут учения силы материально-технического обеспечения Минобороны. Бригады гражданских ремонтников займутся мелкой починкой техники прямо на полигоне. Танки и грузовики с особо тяжелыми «повреждениями» отправят в цех, где ими займутся другие ремонтники, вооруженные серьезной техникой — погрузчиками и станками. Реальный ремонт боевой техники в условиях войны возможен только на крупных заводах. Если это станут делать заводские специалисты, то ремонт будет произведен качественно. Если же частные фирмачи — мы получим катастрофу.

Решение Министра обороны необходимо отменить. Тыловые и технические подразделения должны быть в штатной структуре боевых частей и соединений и вместе с ними должны отрабатывать все возможные учебно-боевые задачи. Система обслуживания техники, которую опробуют на учениях, включает порядка 70 сервисных центров, расположенных по всей стране. Одиноко передавать ее функции гражданским частным предпринимателям отдаёт вредительством.

1.6. 28 мая подлодка «Екатеринбург» (Северный флот), находясь в Баренцевом море, провела первый запуск новой ракеты по цели на полигоне «Кура» (Камчатка). «Лайнер» удачно долетел до полигона и поразил все учебные цели. 29 сентября еще один «Лайнер» отправился в свой рейс с лодки «Тула» также Северного флота. Стрельбы проводились, как обычно, по учебным целям на камчатском полигоне. Второй запуск также был признан удачным По их результатам ракета Р-29РМУ2.1 «Лайнер» рекомендована к серийному производству и принятию на вооружение. Первыми «Лайнер» должны получить на Северном флоте. Как и «Синева», «Лайнер» будет устанавливаться на подводных лодках проекта 667БДРМ «Дельфин». В данный момент лодки этого проекта являются основой подводного ракетоносного флота: предыдущие лодки проекта 667БДР «Кальмар» уже выводятся из эксплуатации, а проект 955 «Борей» еще не вошел в строй.

1.7. К 2016 году во все мотострелковые и танковые бригады СВ России должны поступить в общей сложности около тысячи хорошо подготовленных стрелков, способных поражать противника с расстояния в 1-2 км. Все снайперы будут каждые три-четыре года проходить спецподготовку в учебных центрах на трехмесячных курсах. Если Минобороны будет готовить снайперов три месяца, то это будут не снайперы, а простые солдаты, которые умеют стрелять на 400-500 м. Настоящий снайпер должен бить минимум на 1,5 км. Для этого, например, в группе «Альфа» их готовят три года, в Службе безопасности президента — два года. В группе снайперской подготовки ФСБ России 2 месяца изучают только анатомию человека — строение мышц и расположение органов. Еще три месяца будущих снайперов учат определять скорость и направление ветра. Месяц уходит на знания в области баллистики — снайпер должен знать все о поведении пули в воздухе. Неделя занятий идет на то, чтобы научить снайпера стрелять против солнца. Возникает вопрос, кто будет поставлять снайперское вооружение? Министерство обороны утверждает, что производственные мощности оружейных заводов России давно устарели и качество стволов падает. А уж снайперских винтовок мирового уровня у нас вообще нет. Поэтому снайперские винтовки, если в России их нет, будет закупать в Англии. В сухопутных бригадах хотят оставить снайперские винтовки Драгунова калибра 7,62 миллиметра и 9-миллиметровые специальные винтовки — ВСС. Но в Нижнем Тагиле впервые показали два типа снайперских винтовок, разработанных и произведенных в России. Называются они ORSIS (латинская аббревиатура русских слов: оружейные системы). Придумали хорошее название — « Винтовка нашей надежды». Официально — Т-5000 предназначена для универсального применения и решения специальных задач. Стенд, где они выставлялись, стал самым посещаемым на салоне. Действительно, трудно было поверить, что у нас могут делать стрелковое оружие, по дизайну и, главное, по качеству неотличимое от лучших западных образцов. Впервые открыто показываются тактические винтовки. Стрельба из них вызвала овации зрителей — точность боя была невероятной.

Несмотря на иностранное название, винтовки эти — чисто русское изделие. Разработаны и произведены они в Москве. На сегодняшний день — это одни из самых лучших по сумме ТТХ высокоточных винтовок в мире. В качестве снайперского оружия они найдут применение во всех спецподразделениях. Очень жаль, что начальник генерального штаба не обратил на нее внимание. Но почти все спецслужбы, побывавшие на выставке, посетили стенды ORSIS, и, похоже, разговоры о том, что у нас нет своего снайперского оружия, вестись больше не будут

1.8. К сожалению , на учениях «Центр-2011» будут применяться израильские БПЛА, но без связи с ЕСУ ТЗ с электронно-вычислительными комплексами артиллерии и ракетных войск, с сетецентрическими системами их КПД, окажется слишком низким.

Контракт на поставку и производство израильских беспилотников Searcher II общей стоимостью 400 миллионов долларов был подписан между Министерством обороны России и израильской компанией Israel Aerospace Industries в 2010 году. В Россию аппараты Searcher II будут поставляться в компановке, соответствующей требованиям Минобороны и с маркировкой «Серчер II». Согласно планам российского оборонного ведомства, беспилотники Searcher II будут собираться из израильских комплектующих на Казанском вертолетном заводе. Ранее, в апреле 2009 года, Россия закупила у Израиля 12 беспилотников BirdEye-400, I-View Mk150 и Searcher II на общую сумму в 53 миллиона долларов. Позже был заключен дополнительный контракт на поставку еще 36 беспилотников на сто миллионов долларов. В апреле 2010 года Россия объявила о покупке у Израиля еще 15 БПЛА.

2. Чем был знаменит 2011 год?

2.1.Министерство экономического развития и Счетная палата России выразили сомнение в том, что гособоронзаказ 2011 года будет полностью исполнен для ВС РФ. Основанием для таких выводов стала непрозрачность и неэффективность «реализации государственных ресурсов, особенно в части, связанной с гособоронзаказом». Речь идет преимущественно о гособоронзаказе со стороны Министерства обороны России. По данным на середину октября 2011 года, из 580 миллиардов рублей военные контракты не были размещены на 20 миллиардов рублей. Общий объем гособоронзаказа на 2011 год определен на уровне 1,5 триллиона рублей.[3] На эти средства производится закупка вооружений, военной и специальной техники для МВД, МЧС, Федеральной службы охраны, Службы внешней разведки, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы исполнения наказаний, госкорпорации «Росатом» и некоторых других ведомств.

Выпущенные в начале и середине 2011 г. указания Минобороны о рентабельности при выполнении гособоронзаказа были раскритикованы директорами оборонных предприятий, собравшимися в Общественной палате. Указания ограничивают норму рентабельности головного исполнителя , в частности ( авиационной кампании ОАК) ,она не может превышать 20%, а у его подрядчиков — 1%. Собственные затраты ОАК на выполнение контракта — 30% от его стоимости (рентабельность — 6%), расходы подрядчиков — 70% (0,7%), поэтому предельная рентабельность — около 7%, но и ее не будет, если учесть прочие указания Минобороны.[4] Запретить относить к себестоимости расходы на перевозку агрегатов самолетами (а в авиапроме иначе возить моторы нельзя), на страхование при испытаниях техники приведут к убыткам ОАК, а ведь в ее выручке доля гособоронзаказа к 2014 г. достигнет 45%. Запрещается относить к затратам покупки комплектующих у предприятий без военной приемки, которую ранее разогнало само Минобороны. А официальные дефляторы (показатели, на которые в течение года можно повысить оплату гособоронзаказа из-за инфляции) по госпрограмме вооружений составляют, например, в 2016 г. 2,5% при прогнозируемой ЦБ инфляции в 5%. Распоряжения департамента ценообразования Минобороны будут препятствовать инвестициям в убыточные оборонные компании, государству придется сделать их казенными предприятиями. Представители оборонных предприятий предложили принять поправки в закон о госзакупках, которые разрешили бы гибкие, зависящие от фактических затрат цены при исполнении многолетних контрактов. Они также попросили смягчить инструкции Минобороны о расчете рентабельности. Закон о госзакупках действительно не допускает гибких цен, контракт заключается на твердую сумму, она не может меняться из-за роста затрат подрядчика, возможно, для долгосрочных контрактов следует разработать такой механизм. Но большая часть жалоб подрядчиков вызвана не законом, а, как правило, неумением спрогнозировать свои затраты[5]

Но в это же время МВД Гособоронзаказ 2011 года в части поставок Внутренним войскам выполнен и приняло на вооружение новые образцы военной техники. В частности, в войска были поставлены бронетранспортеры БТР-80, автомобили «Урал» и «КамАЗ» и другая специальная техника. В общей сложности, с начала года МВД получило свыше тысячи единиц различной техники. Новые техника и вооружение идут, прежде всего, нашей группировке на Северном Кавказе, а также в подразделения специального назначения.[6] Сейчас подразделения, дислоцирующиеся в северокавказском регионе, на сто процентов обеспечиваются современными образцами вооружений и военной техники. Проблема, конечно, не только во взаимоотношениях МО и ОПК. В стране не созданы финансово-экономические рычаги, льготы и преференции, при которых и ОСК, и ОАК, и МИТу, да и другим оборонным предприятиям и концернам, было бы выгодно заниматься гособоронзаказом, как это выгодно Boeing, EADS, BAe Systems, Raytheon и сотням таких же фирм Запада и Востока. Пока этого не случится, всякие начальственные окрики, предупреждения и нагоняи ни к чему хорошему не приведут. Армия и флот будут оставаться без современных и крайне необходимых им вооружений.

2.2. На 2011 год в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» зарезервированы бюджетные ассигнования в размере 10 млрд. рублей. В соответствии с положениями федерального закона «О ветеранах» порядок предоставления жилья ветеранам Великой Отечественной войны устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Министр регионального развития Российской Федерации Басаргин В.Ф. сделало все для своевременного исполнения обязательств по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» . Согласно поручению Президента РФ, в срок до III квартала 2011 г. необходимо завершить работу по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на учет после 1 марта 2005 г. [7]Но, к сожалению , Министр регионального развития Басаргин В.Ф. привел цифры, явно не совпадающие с предложениями Президента и Премьер министра. По данным Министерства регионального развития Российской Федерации , ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на 1 января 201 1 года стояло на очереди для получения квартиры 236260 , из них получили квартиры за шесть лет 161813, умерли – 21 313. До сих пор в очереди на житье 52 128.

2.3. Сначала президент России Дмитрий Медведев, а потом Премьер – Министр Владимир Путин и министр обороны Анатолий Сердюков обещали, что с невиданным в цивилизованном мире понятием «бесквартирные офицеры» Россия покончит к 1 января 2011 года. На все заверения высокопоставленных чиновников МО, в том числе заместителя министра обороны Шевцовой Т.М. в ее многочисленных интервью в средствах массовой информации, что военнослужащего «мы не можем уволить без предоставления жилья». По информации Комитета по обороне, на сегодня благородная цель «жильё- для офицеров» так же далека , как Луна туманной ночью.

В жилье нынче нуждаются 170 тысяч российских военнослужащих, из них 110 тысяч — в постоянном и более 60 тысяч — в служебном. Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусмотрено выделение Министерству обороны РФ на жилищное строительство 135,8 млрд руб. Обозначен срок всеобщего армейского квартирного благоденствия – тоже 1 января, но теперь уже 2013 года. Оказывается, для уже этой цели из бюджета необходимо выделить еще 145 миллиардов рублей. Другие примеры в российской прессе: молодым военных летчикам гарнизона Мигалово, как говорится в официальном письме за подписью начальника департамента жилищного обеспечения Минобороны Ольги Лиршафт, предложили квартиры. Замечательная планировка, удобное расположение дома. Одна беда – жилье это в 200 километрах от аэродрома базирования.

Приказом министра обороны Сердюкова №1280 жилищные комиссии воинских частей отменены.[8] Те самые комиссии, которые худо-бедно обеспечивали хоть какой-то общественный контроль за распределением квартир. Отказываются офицеры от предложенного жилья не только из-за расстояний. Откладывать новоселье в купленных Минобороны зданиях военные вынуждены по другой причине: из-за отсутствия в них социальной инфраструктуры нет возможности устроить детей в детсады, школы, а также самому найти работу. Существует множество отставников, которые дожидаются квартир со времен Павла Грачева. То есть, мыкаются по чужим углам уже по 10-15 лет. До 2005 года их выпихнули в муниципальные очереди. Люди постояли там, постояли. Видят, что так и до конца своих дней крышу над головой не получат. Стали возвращаться в очередь Министерства обороны. А там их никто не ждет, на них денег военному ведомству не выделили. Тогда восстанавливаются через суды. С 11 января 2011 года начались массовые увольнения офицеров . Увольняют без прохождения ВВК (военно-врачебной комиссии) , не заплатив многомесячных и многолетних долгов по вещевому довольствию, а задолженность по пайкам исчисляется 6-9 месяцами, и выдают их в основном просроченными продуктами и гнилыми овощами.

В некоторых гарнизонах СФ увольнения начались еще с декабря 2010 года… Большинство из них имеют 20-30 лет выслуги в календарном исчислении, и не в столичных гарнизонах или больших городах, а в отдаленных и закрытых гарнизонах Крайнего Севера. На сегодняшний день в Вооруженных силах за штатом болтаются примерно 47-49 тысяч офицеров. Их должности сократили, на службу ходить им некуда[9]

2.4. В ноябре 2011 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Этот закон значительно увеличивает денежное довольствие военнослужащих, которое отныне будет состоять из окладов денежного содержания (оклад по воинскому званию и оклад по воинской должности) и 11 дополнительных выплат и надбавок вместо 40–100 ранее существовавших. В результате размеры денежного довольствия вырастут в среднем в 2,5-3 раза, а пенсии военных пенсионеров — в среднем на 50–70 процентов. Указанную цифру называл, в частности, спикер Госдумы Борис Грызлов в октябре при обсуждении законопроекта о денежном довольствии военнослужащим. А 2 ноября ее повторил премьер Владимир Путин.

Однако уже 5 декабря правительство РФ приняло постановление № 992, определяющее оклады по типовым должностям и по воинским званиям на 2012 год. Согласно приложениям к документу, командир взвода (стандартная для выпускника военного вуза должность первого года службы) в звании лейтенанта будет получать 30 000 рублей.[10] В принятом ранее законе 306-ФЗ, к окладу могут быть прибавлены надбавки за выслугу лет, классную квалификацию (на первом году службы нет возможности пройти соответствующую аттестацию), работу с секретными сведениями (допуска может и не быть, минимальная надбавка 20%), за особые условия несения службы (их тоже может не быть), за особые достижения в службе (какие тут достижения на первом году службы), за службу в отдаленном месте (таких мест у нас, конечно, много, но все же далеко не всем офицерам «повезет» там оказаться) и, наконец, за работу с риском для жизни в мирное время (что тоже не часто встречается). То есть с учетом удержания подоходного налога на руки лейтенанты ВС первого года службы будут получать около 26 600, то есть почти в два раза меньше, чем обещали военнослужащим власти.

Военным пенсионерам при расчете пенсии с 2012 года ввели грабительский коэффициент 0,54! Мало того, законодательно допустили циничную дискриминацию среди военных пенсионеров: военные прокуроры и следователи будут получать пенсию полностью, для них этого коэффициента нет.

Военная реформа ориентируется на Америку. Служба как в Америке, но какая разница в оплате? В 2012 году средний размер ежемесячной пенсии рядовых всех видов и родов войск ВС США, прослуживших в армии 20 лет и более, в зависимости от воинского звания составляет от 664 до 1052 долл. За 30 лет службы они уже получают от 1049 до 1663 долл. Сержантам и старшинам за такие же сроки службы выплачивается 1336-2323 и 2121-4668 долл. Уорент-офицерам платят 1999-2668 и 3363-5791 долл. соответственно. Пенсии офицеров и генералов лежат в пределах от 1585-5488 до 2588-12505 долл.

Кроме пенсий ветераны военной службы приобретают право на целый ряд льгот. При увольнении в запас помимо выходного пособия им и членам их семей оплачивается проезд в любой город США. За военным пенсионером и его семьей сохраняется право на бесплатное медицинское обеспечение. После увольнения в течение двух лет они могут параллельно получать пособие по безработице. Армейские пенсионеры имеют право бесплатно проживать с членами семьи в государственных домах.

В течение оставшейся жизни им предоставляется право на приобретение с существенной скидкой товаров и продуктов в военных магазинах и на заправку своих автомобилей на военных автозаправочных станциях, где тоже действует система скидок, размер которых может достигать 50%. Им предоставляется также и целый ряд других льгот, включая льготу по уплате федеральных налогов.

2.5. В России сложности с Единой системой управления (ЕСУ ТЗ). Проведены командно-штабные исследовательские учения в Алабино с 5-й мотострелковой бригадой, оснащённой комплексом ЕСУ ТЗ «Созвездие М2» на полигоне Таманской дивизии». Результат – прекратила работу не только система «Созвездие», но и вся электронная аппаратура в радиусе воздействия комплекса радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Армии западных стран использовали подобные системы в Афганистане, Ираке и Югославии. Российская система, завязанная на глобальную систему ГЛОНАСС, создается уже около десяти лет. Ранее генеральный конструктор ЕСУ ТЗ Вадим Потапов заявил, что первый полный комплект системы российская армия получит в конце 2011 года. ЕСУ ТЗ – единая система управления тактического звена, которая активно рекламировалась военным руководством в прошлом году, но в ходе маневров «Центр-2011» не использовалась.

«Созвездие» необходимо довести до ума. Но для этого как минимум необходимо: 1. изменить алгоритм информационного обмена (времен АСУВ «Маневр»), используемый в настоящее время в комплексе, до уровня, применяемого в системе современного импортного «железа»; 2 реально интегрировать подсистемы (до сих пор фактически разрозненные); 3. изменить принцип отображения и передачи графической информации, отказавшись от топографической(!) по своей сути программы ГИС «Интеграция», используемой в системе в качестве инструмента для создания обстановки. Применять «Интеграцию» необходимо только для визуализации топографической основы; 4. состыковать «Созвездие» с АСУВ оперативного уровня «Акация-М».[11] Все это решаемо, но потребуется, конечно, слом некоторых стереотипов, ущемление чьих-то финансовых интересов.

2.6. В 17 регионах отсутствуют военно-медицинские учреждения, в 30 воинских частях дислоцируются на значительном удалении от них, и зачастую расстояние становится непреодолимым препятствием для лечения ветеранов военной службы. С 1 января 2012 года будет изменен действующий порядок оплаты санаторно-курортно