https://www.funkybird.ru/policymaker

Путин как великий канцлер

Если Владимира Владимировича изберут Президентом РФ еще два раза, то он будет нашим «канцлером» примерно такое же количество лет, что и князь Горчаков.

Великий канцлер ХХI века – ко всем прочим титулам бывшего и будущего президента, бывшего и настоящего премьера Владимира Путина теперь можно смело добавлять еще и этот.

«Россия сосредотачивается» – выбрав эти слова в качестве названия своей программной статьи, Путин ясно показал: кто именно из российских исторических фигур является на нынешнем этапе его кумиром и образцом для подражания.

Человек, впервые использовавший это словосочетание, это министр иностранных дел Российской империи князь Александр Горчаков. Он принял бразды правления внешней политикой в момент нашего самого страшного национального унижения XIX века: после поражения России в 1856 году в Крымской войне с турками, англичанами и французами.

Когда же Горчаков оставил пост канцлера империи, четверть столетия спустя, Россия находилась в зените своего могущества.

Если Владимира Владимировича изберут Президентом РФ еще два раза, то он будет нашим «канцлером» примерно такое же количество лет, что и князь Горчаков.

Но вытекает ли из программной статьи ВВП, что между ним и Александром Горчаковым можно ставить знак равенства? Или поставим вопрос даже еще шире: стоит ли России XXI века ориентироваться на ее канцлера века XIX?

Сразу оговорюсь. В статье Путина очень много здравых, разумных и тонких вещей.

«Очень «короткое дыхание» политики, ее ограниченность вопросами текущего сохранения или передела власти и собственности» — в конкурсе на лучшее описание современного российского политического процесса я бы без разговоров отдал этому путинскому высказыванию первое место.

«Постоянно повторяющаяся в истории проблема России – это стремление части ее элит к рывку, к революции, вместо последовательного развития. Между тем не только российский, но и весь мировой опыт показывает пагубность исторических рывков: забегание вперед и ниспровержение без созидания» – это еще одно безусловное стопроцентное путинское попадание.

«При каждом удобном случае «ниспровергатели» буквально на глазах превращаются в «самодовольных господ», которые противятся любым переменам и ревностно охраняют свой статус и привилегии. Либо происходит обратный процесс – «господа» превращаются в «ниспровергателей». С помощью этих гневных филиппик Путин явно пытается прижучить лидеров современной российской либеральной оппозиции. Но от этого приведенное выше описание не перестает быть исключительно точным.

Впрочем, бог с ними, с описаниями. От обладателя 99-процентных шансов на российское президентство требуются не только политологические изыски, но и убедительная программа действий на будущее. Граждане должны понять, почему именно Путин, а не кто-либо иной лучше всего подходит на роль их руководителя.

На этот вопрос ВВП прямым текстом отвечает ближе к концу своей статьи – после долгого перечисления реальных и не совсем реальных достижений России за первые двенадцать лет своего правления.

В концентрированном виде, с убиранием стилистических красот, этот главный путинский тезис звучит так: «Еще раз бы хотел сказать, почему я дал согласие баллотироваться в 2012 году на пост Президента России. В 1999 году наше государство находилось в состоянии глубокого системного кризиса. И именно та группа единомышленников, которую суждено было сформировать и возглавить автору этих слов, вывела Россию из тупика. Нашу задачу на предстоящие годы вижу в том, чтобы убрать с дороги национального развития все то, что мешает нам идти вперед. Завершить формирование в России такой политической системы, такой модели экономики, которые вместе составят единый, живой, постоянно развивающийся, здоровый государственный организм».
Иными словами, коней на переправе не меняют. Не мешайте политику Путину избираться на новый срок. Иначе у этого Горчакова XXI века не хватит времени на выполнение своей исторической миссии.

Звучит мощно, спору нет – но только для тех, кто не очень глубоко знает историю.

Пробыв на посту канцлера слишком долго, некогда эффективный Горчаков полностью потерял былую хватку. В 1878 году Россия разгромила Турцию и освободила Болгарию от турецкого ига. Но все успехи наших военных были нивелированы неуклюжестью наших дипломатов. На Берлинском конгрессе великих держав Горчакова мастерски переиграл новый британский министр иностранных дел лорд Солсбери. Вся политическая выгода от успехов наших войск досталась Англии и Австрии.
Почему так произошло? Не в последнюю очередь потому, что Россию в Берлине представлял великий человек. А Англия на конгрессе была представлена ее работающей политической системой. За время управления Горчаковым нашей внешней политикой министр иностранных дел менялся в Лондоне девять раз. Вот так и получилось, что утомленный русский боец столкнулся в германской столице с полным сил англичанином.

Хочу повторить еще раз путинское обещание – завершить создание в России устойчивой политической системы. Но может ли считаться «устойчивой политической системой» строй, где все вертится вокруг одного «великого человека»? А ведь именно такой строй Путин последовательно создавал все предыдущие двенадцать лет.

Я всей душой за то, чтобы в России появились новые великие личности – канцлеры Горчаковы XXI века. Но эти канцлеры не должны пытаться покрыть собой все политическое пространство страны. Иначе Россия так никогда не сможет по-настоящему сосредоточиться.