https://www.funkybird.ru/policymaker

В Брюсселе не знают, как воздействовать на Лукашенко

ЕС планирует расширить санкции в отношении официального Минска. По информации европейских дипломатических источников, список невъездных в Европу пополнят еще 135 лиц. Также увеличится число предприятий, чьи европейские активы будут заморожены, а операции с ними запрещены.

Повод для обсуждения темы санкций применительно к Беларуси дал на минувшей неделе директор по вопросам России, «Восточного партнерства», Центральной Азии, регионального сотрудничества и ОБСЕ Гуннар Виганд. Выступая на заседании комитета по вопросам иностранных дел Европарламента, он сообщил, что ЕС в настоящее время обсуждает вопрос включения в список белорусских должностных лиц, которым запрещен въезд в ЕС, еще 135 фамилий.

Из его слов следовало, что пока страны — члены ЕС не достигли взаимопонимания по этому вопросу, однако Виганд высказал надежду, что «в ближайшие недели» консенсус будет найден. Позже иностранные информагентства, ссылаясь на дипломатические источники, сообщили о том, что Европа закроется для участников репрессий против правозащитников, журналистов, общественных активистов.

Более того, источники утверждали, что визовыми санкциями дело может не ограничиться. Рассматривается возможность расширения перечня белорусских предприятий, чьи активы будут заморожены и операции с которыми будут запрещены, сообщили они.

Белорусская общественность подхватила тему грядущих санкций. По информации местных экспертов, формированием нового списка лиц занимались руководители дипломатических миссий стран ЕС. Сообщалось также, что среди невъездных в Европу вскоре окажутся депутаты Палаты представителей, особо отличившиеся при обсуждении и принятии поправок в законодательство о массовых мероприятиях, пишет «Независимая газета».
Напомним, что после принятия поправок этот закон в Белоруссии стали называть «больше трех не собираться». Правда, пока никакого официального подтверждения всей этой информации нет. Первый секретарь посольства Польши в Белоруссии Павел Марчук на настойчивые расспросы журналистов ответил, что пока официальной информации быть просто не может. «Каждая кандидатура обсуждается. Должно быть полное согласие всех стран Евросоюза… идет работа», — пояснил он. Согласно информации дипломатических источников, решение может быть принято на заседании Совета иностранных дел ЕС, которое запланировано на 23 января.

Белорусская оппозиционно настроенная общественность давление со стороны ЕС приветствует, однако такую его форму, как визовые санкции, считает малоэффективной. «Количественное не означает качественное, и в самом ощущении белорусского чиновничества ничего не меняется», — оценил перспективы расширения списка экс-кандидат в президенты Владимир Некляев.

«Я горячо приветствую использование таких мер, но думаю, что влияние на клику, которая сегодня господствует в Беларуси, не должно ограничиваться лишь этими методами», — считает белорусский оппозиционный политик Винцук Вячорка. Он считает, что власть находит возможность компенсировать чиновникам визовые санкции материальными благами.

Представители белорусской оппозиции полагают, что эффективными могут быть только экономические санкции. В то время как попытки морально-психологического воздействия могут иметь обратный эффект. «Думаю, что белорусское руководство может также негативно отреагировать», — считает руководитель «Офиса за демократическую Беларусь» Ольга Стужинская. «Например, ввести еще какое-нибудь законодательство или лишить регистрации организацию, которая работает с Евросоюзом», — предполагает она.

По ее мнению, в конечном итоге это закончится тем, что белорусское гражданское общество будет лишено возможности реализовать какие-либо проекты при поддержке ЕС.

С политиками согласны и эксперты. Политолог Павел Усов считает ошибкой ЕС ориентацию только на политическую поддержку или политические санкции. «Было предложение «Восточного партнерства», но это больше символический, чем политический проект, имеющий целью отвлечь бывшие советские республики от России», — считает он. В качестве примера успешного взаимодействия Усов привел политику российского руководства, предлагающего реальные экономические проекты.