https://www.funkybird.ru/policymaker

Гонтмахер: сценарий — пакт Монклоа — 2012

Если кто помнит, в последние месяцы 2008 года Россия влетела в экономический кризис, который к настоящему времени трансформировался в самую обыкновенную стагнацию. 4,2% роста ВВП за 2011 год — во многом результат просто везения с нефтяными и газовыми ценами на мировом рынке. Но именно тогда, в конце 2008 года, стало понятно, что уже в достаточно близкой перспективе маячит конец не только российской экономической, но и общественно-политической модели, сложившейся как итог развития за предшествующие 10 лет.

Для молодого (в смысле стажа пребывания на должности) Президента Дмитрия Медведева тогда, как мне казалось, открылся отличный шанс не ждать открытого кризиса, а упредить его, начав настоящую (а не декларативную) модернизацию всей жизни страны. Что он мог бы сделать тогда? Я, как человек, всегда сохраняющий надежду на лучшее даже в самой сложной ситуации, попытался изложить гипотетический ход событий в наступающем 2009 году в статье, которую 3 декабря 2008 года опубликовала газета «Ведомости». Кому охота, прочитайте ее (называется она «Сценарий: «Пакт Монклоа — 2009»), а потом я сам себя прокомментирую:

«В 2008 году что-то незаметно сломалось в Н-ской Федерации. Может быть потому, что ушли в прошлое благодатные времена, когда цена на нефть позволяла правителям царствовать, лежа на боку, время от времени раздавая подданным крохи с барского стола? Как-то очень быстро стала историей еще недавняя «стабильность». Почему-то у всех общественных слоев начало сильно портиться настроение.

Богатые потихоньку начали эвакуировать за границу свои активы. Те, кто еще недавно только-только начали чувствовать себя людьми — съездили отдохнуть в Турцию, купили в кредит импортный автомобиль и даже подумывали об участии в ипотеке, вдруг поняли, что теперь вся эта благодать уже недоступна. Дай-то Бог, чтобы хватило денег и удачи отдать накопленные долги банкам. Бедные — а их в Н-ской Федерации даже в лучшие времена было не меньше 40% населения, по старой привычке начали конвертировать свои скромные сбережения в доллары и по традиции запасаться крупами и сахаром. Известно, что эти продукты можно хранить долго. Главное — уберечь их от сырости. Да, надо не забыть и картошечкой запастись — ею можно засадить по весне огород. Тогда будет чем прокормиться следующей зимой.

«Системные» политики всех мастей, продолжая демонстрировать свою неограниченную лояльность к государству, в курилках, на кухнях начали перешептываться, позволяя себе даже нецензурные выражения (самое крепкое из них — «кризис»).

Нельзя сказать, что страна шла ко дну беззвучно. Кое-где люди, доведенные до отчаяния потерей работы и средств к существованию, пытались, перекрывая улицы, потребовать к ответу местные (и даже, страшно подумать, центральные) власти. Но всё пока заканчивалось лихорадочной раздачей денег, «профилактической» работой с заводилами, либо просто игнорированием ситуации. Что ж, в очередной раз оправдывается фраза графа Жозефа де Местра «каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает».

И всё катилось по накатанной колее:
— правительство делало вид, что борется с некими финансово-экономическими затруднениями, причина которых во вражеской заокеанской стране;
— политики подобострастно продолжали аплодировать любой, даже еще не озвученной, идее власти;
— народ спасался как мог, а если не мог, то тихо загибался.
Но тут произошло мелкое, малозаметное событие: к Президенту, только-только вернувшемуся из длительного (и, судя по телевизионной картинке, как всегда, успешного) зарубежного вояжа, прорвался один из крупнейших бизнесменов. Доведенный до предела попытками отобрать у него и его коллег собственность под видом борьбы с кризисом (да и вообще — за Родину обидно), он от имени предпринимательского сословия объяснил своему высокопоставленному собеседнику, что если и дальше надеяться на авось — например, доверять официальному прогнозу о скором возвращении цены на нефть до уровня чуть ли не 100 гринов за бочку, то события могут принять необратимый характер. Тем более, что застарелые н-ские болезни — коррупция, примитивизация экономики и деградация человеческого капитала — не оставляют Федерации шансов на цивилизованное будущее при любых ценах на углеводороды.

«Что же Вы предлагаете?» — спросил Президент. «Выходить из кризиса всем вместе», — ответил бизнесмен. И он рассказал об очень похожем опыте Испании, которая смогла от диктатуры перейти к демократии и — главное — войти в число экономически и социально развитых стран без потрясений и человеческих жертв. Тогда за круглый стол сели представители всех (без исключения) конструктивных политических сил страны и смогли договориться о принципах ее дальнейшего развития. Этот прецедент вошел в мировую историю как «пакт Монклоа» (по имени дворца, в котором данный документ был подписан).

«Но у нас ведь, как всегда, собственный путь», — попробовал сыронизировать Президент, который, освоив в свое время Интернет, тоже раздумывал о чем-либо подобном. Ведь профессиональный политик отличается от дилетанта в этой сфере тем, что интуитивно чувствует, когда нужно брать ответственность за развитие событий на себя и войти в историю положительным персонажем. Если же это невозможно, то всё тот же профессиональный политик должен как можно быстрее освобождать занимаемый им высокий пост.

Меня мало интересует, как Президент от глубоко скрытых мыслей перешел к делу, как он поборол противников изменения курса в собственном окружении. Это, в конце концов, его будничная работа как человека, который взял на себя ответственность за судьбы поверившему ему народа.

Факт остается фактом: в одном из президентских загородных дворцов за круглым столом собралась неожиданная компания. Рядом сидели лидеры парламентских фракций, вожаки «прогулок непослушных», культовые деятели искусства, бизнесмены, губернаторы-тяжеловесы, ведущие ученые и эксперты, реальные, а не ручные правозащитники, лидеры неимитационных общественных организаций. Журналистов пока решили подержать в пребаннике.

Разговор предстоял тяжелый. Нужно было добиться общей позиции по самым принципиальным вопросам дальнейшего развития страны:
— конституционное устройство;
— политическая система (выборы, условия регистраций и функционирования партий);
— НКО и саморегулируемые организации;
— федерализм и местное самоуправление;
— судебная система;
— участие государства в экономике.

И только потом, на базе достигнутых договоренностей, можно приступать к выработке общенациональной (а не номенклатурной) программе выхода из финансово-экономического кризиса, имеющей сколько-нибудь реальные шансы на успех…

Вглядываясь в туманные контуры 2009 года трудно понять, как можно было решиться на столь решительный шаг. Вся история Н-ской Федерации не способствовала этому. Мне, пишущему эти строки в 2020 году, остается только объяснить всё происшедшее далее только тем, что Господь благоволит этой стране.

И в самом деле: перелистывая пожелтевшие от времени страницы принятой в далеком уже 2008 году Н-ским Правительством Концепции долгосрочного социально-экономического развития Федерации на период до 2020 года, я мысленно аплодирую прозорливости ее авторов.
«В России сформируется общество, основанное на доверии и ответственности, включая доверие населения к государственным и частным экономическим институтам. Значительно снизится социальная поляризация. Это будет достигнуто за счет обеспечения равных возможностей для социальной мобильности талантливых представителей всех слоев общества, реализации социальной политики по поддержке уязвимых слоев населения и проведения политики, направленной на интеграцию мигрантов. Доля среднего класса составит более половины населения, при этом значительную часть среднего класса образуют люди, занятые созданием новой экономики знаний, технологий и обеспечением развития самого человека.

Будет обеспечена гарантированная реализация конституционных прав граждан, включая развитую систему демократических институтов и создание эффективных механизмов правоприменения. Политика государства будет ориентирована на расширение свободы предпринимательства, обеспечение эффективности системы государственного управления, поддержание социальной справедливости.»
Евгений Гонтмахер, историк»

А теперь мои комментарии из января 2012 года.
Дмитрий Медведев, конечно, не воспользовался шансом развернуть развитие событий, в острую фазу которых мы сейчас вползаем. 24 сентября прошлого года — и вовсе, если пользоваться сравнением с Испанией, это возвращение власти, после околодемократических колебаний, внезапно воскресшему каудильо. Но идея круглого стола с той повесткой дня, которую я описал в статье, как мне кажется, теоретически всё еще реализуема властью. Это может, кстати, сделать и сдающий свои полномочия через 4 месяца Дмитрий Медведев. Только для этого ему надо действовать очень быстро, запустив процесс, который потом, уже при следующем президенте, будет очень сложно разрушить. Для него это вполне могла бы быть форма частичной реабилитации перед теми, кто вышел на Болотную и на Сахарова. Ведь именно они и масса им подобных людей являлись его потенциальным электоратом, в случае если бы он претендовал на свой второй президентский срок.

Но думаю, что этот вариант не состоится, так же как он не реализовался в 2009 году.

Что тогда делать? Единственное, что можно предложить: такие кандидаты в президенты как Геннадий Зюганов, Сергей Миронов, Михаил Прохоров и Григорий Явлинский сами становятся инициаторами такого широкого круглого стола как постоянно действующего на переходный период института.