https://www.funkybird.ru/policymaker

Путин обещает реформы, но слишком поздно

Владимир Путин опубликовал свой первый за много лет политический манифест, в котором пообещал покончить с полицейскими репрессиями, создать специальные суды, в которых граждане смогут предъявлять претензии к государству, и начать серьезную борьбу с коррупцией.

Скорее всего, не случайность, что программа Путина была опубликована ровно через месяц после того, как десятки тысяч демонстрантов вышли на улицы Москвы, чтобы потребовать больше демократии, больше прозрачности и настоящей ответственности правительства.

Однако несколько лидеров оппозиции, с которыми мы связывались, назвали обещания Путина пустой риторикой. Некоторые из них отметили, что, хотя у Путина был целый месяц на раздумья, в его манифесте, который был опубликован на специальном сайте, посвященном предстоящей президентской кампании Путина, ни словом не упоминаются конкретные жалобы участников протестов на фальсификации на выборах и чрезмерно контролируемую политическую систему.

Впрочем, Путин отреагировал на некоторые из ключевых жалоб — в частности на жалобы на полицейский произвол — особенно, направленный против малого бизнеса, — и на недостаток у граждан возможностей призывать к ответу коррумпированных или злоупотребляющих властью чиновников через судебную систему.

«Нам нужно переосмыслить всю систему охраны общественных интересов, отказаться от ее чрезмерного репрессивного уклона. Такая ситуация деформирует наше общество, делает его морально нездоровым. Деятельность правоохранительной системы должна быть направлена на охрану и поддержку законного предпринимательства, а не на борьбу с ним», — пишет Путин.

Он пообещал создать «административные суды», в которые граждане смогут обращаться, если они почувствуют, что власти плохо с ними обходятся – в крупных или в мелких вопросах.

« Будут созданы реальные механизмы общественного контроля за деятельностью власти в наиболее чувствительных и опасных с точки зрения проявлений коррупции и неэффективности сферах … Государство обязано создать условия, чтобы права каждого гражданина России были надежно защищены. Каждому должен быть обеспечен свободный выбор, при этом свобода должна базироваться на фундаменте справедливости», — утверждает Путин.

Путин также пообещал повысить зарплаты и пенсии в государственном секторе и реформировать запущенную и переполненную российскую тюремную систему, в которой подозреваемые могут неограниченно долго томиться в предварительном заключении.

Однако даже некоторые из комментариев, оставленных на сайте Путина в разделе «Народное мнение», показывают, что многие в России сейчас считают главной проблемой стремление Путина вернуться к верховной власти после того, как он в прошлом десятилетии уже занимал два срока пост президента.

«Владимир Владимирович! Уверен, Вы абсолютно понимаете, что третий президентский срок пусть и не противоречит букве закона, но идет вразрез с самим понятием о справедливости, — пишет Игорь Шлябин. — Если Вы уважаете законы РФ, если для Вас голос десятков тысяч демонстрантов в столице и по всей России — не пустой звук, если Вы чтите справедливость, и, наконец, если Вы хотите действительно честных выборов — тогда Вам следует снять свою кандидатуру».

По данным русской службы BBC, в четверг днем с сайта исчезли семь аналогичных комментариев. Некоторые из них позднее были восстановлены — правда, со сниженным рейтингом популярности. Лидеры оппозиции считают обещания Путина общими местами, часть которых они уже слышали раньше. По их мнению, эти банальности показывают только то, насколько Путин плохо осознает нарастающую радикализацию настроения страны.

«Все это чушь, — считает Борис Немцов, один из лидеров запрещенной либеральной партии ПАРНАС. – Путин у власти означает сохранение того же самого полицейского государства, что и сейчас. Он не может измениться».

Лидер левых Сергей Удальцов, на прошлой неделе освободившийся после почти месяца ареста, полагает, что россияне вряд ли поверят ничем не подкрепленным словам. «Если бы власти начали говорить с обществом и, возможно, пришли бы к некоторому открытому соглашению о необходимых переменах, это было бы одно дело, — говорит он. – Однако хорошо звучащую программу для предвыборной кампании может написать кто угодно – но что такое все эти обещания? Только слова».

По мнению экспертов, две большие демонстрации в Москве и десятки демонстраций поменьше в других городах страны, прошедшие в декабре, поколебали российскую политическую стабильность, подорвав миф о непобедимости Путина.

Для российских бюрократических и корпоративных элит «Путин превращается в помеху» полагает директор московского левого Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. «В элите уже кое-кто обсуждает возможность отложить президентские выборы и сделать [президента Дмитрия] Медведева исполняющим обязанности президента на то время, пока не найдется новая сильная фигура, способная сплотить систему. Возможно, время еще не пришло, но протесты, скорее всего, будут усиливаться, и однажды может настать момент, когда Путиным решат пожертвовать».

Общественные протесты, вероятно, возобновятся в следующем месяце. По мнению некоторых экспертов, они могут привлечь более широкий круг участников, чем декабрьские митинги, на которые в основном пришли молодые образованные горожане.

«Путин теряет адекватность, — утверждает аналитик Московского центра Карнеги Николай Петров. – Он привык быть царем и по-прежнему ведет себя как абсолютный монарх. Но на деле он больше не царь. Как лидер он становится все слабее, но не может изменить свое поведение… Если прочитать пропагандистские материалы Путина, можно увидеть, что он очень озабочен своей физической формой и каждый день над ней работает. При этом он, по-видимому, не замечает, что находится в очень плохой политической форме, и она ухудшается с каждым днем».