https://www.funkybird.ru/policymaker

«Паровозы» нравятся всем партиям

Вопрос о целесообразности нормы закона, которая позволяет людям, избранным в Государственную думу и региональные законодательные собрания, отказываться от депутатских мандатов, поднимался неоднократно. Это правило, позволяющее применять на выборах тактику «партийных паровозов» — включение на первые места избирательных списков чиновников-«тяжеловесов», активно применяется в российской политической действительности. В 2007 году «Единую Россию» на выборы вел Владимир Путин, в 2011 году – Дмитрий Медведев.

Вдобавок к действующему президенту, на последних парламентских выборах «партия власти» усилила свои региональные списки десятком министров и вице-премьеров и еще большим количеством губернаторов. Почти все из них, за исключением отдельных случаев, конечно, ни в какой Госдуме заведомо работать не собирались. И теперь, после подведения итогов выборов, потянулась череда новостей о том, что тот или иной чиновник «отказался от мандата депутата Госдумы».

Яркими примерами исключений стали глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин и вице-премьер Александр Жуков, которых прочат на посты спикера Госдумы и главы фракции «Единая Россия» в нижней палате парламента. Что касается региональных парламентов, то лидер списка «Яблока» Григорий Явлинский согласился принять мандата депутата законодательного собрания Санкт-Петербурга. Ну и, вынужденное решение уйти в Госдуму пришлось принять вологодскому губернатору Вячеславу Позгалеву, который решил оставить пост главы региона из-за низкого рейтинга его партии — «Единой России».

Казалось бы, оппозиционные партии должны выступать против практики использования «паровозов», поскольку оно дает определенное преимущество «партии власти». Ведь она располагает куда большими ресурсами, чтобы рекрутировать в свои списки пресловутых «тяжеловесов».

Однако из бесед «Росбалта» с представителями прошедших в Думу партий, выяснилось, что оппозиционеры, хоть с оговорками, допускают подобные правила игры.

Понятно, что в первую очередь, право на использование «паровозов» устраивает единороссов.

Сенатор и член Генсовета «Единой России», руководитель партийной группы по обращениям граждан в связи с нарушениями избирательного законодательства Руслан Гаттаров следующим образом обосновал «Росбалту» позицию партии: «Когда во главе партийных списков «Единой России» становятся губернаторы, мэры и министры — это по-честному. Потому, что результат, показанный партией на выборах — это результат власти и она за него отвечает». В этом случае, считает Гаттаров, «власть не прячется за какие-то медийные персоны, а выступает от своего имени». По его мнению, «в сознании людей власть у нас, и федеральная, и региональная, и местная – едина». Может это и неправильно, добавил он, «но, с другой стороны, гражданину все равно, почему у него в доме нет тепла, или подъезд много лет не ремонтировался».

По его словам, «когда губернатор по партийному списку идет в Госдуму, никто от него и не ожидает, что он пойдет работать в парламент». На встречах с избирателями, говорит парламентарий, «они обычно объясняют, почему возглавляют список – в том числе, и потому, что они отвечают за сделанное в регионе».

То есть, фактически выборы для губернатора-«паровоза» превращаются в референдум по доверию.

Схожие позиции по этому вопросу изложил корреспонденту «Росбалта» и депутат нижней палаты российского парламента прошлого созыва, член партии «Справедливая Россия» Олег Шеин. По его мнению, при определенных условиях «паровозы» имеют право отказаться от депутатских мандатов. Шеин не видит особой проблемы в том, что лидеры партийных списков нередко отказываются от депутатских кресел после подведения итогов голосования. «Это вопрос выбора любой политической партии – как себя позиционировать», — считает он.

Проблема, полагает Шеин, в другом. А именно, — в использовании административного ресурса. Выборы в Госдуму в регионах, говорит он, действительно зачастую превращаются в референдум по доверию губернатору, а поскольку за низкий результат в «Единой России» его могут снять, то это толкает региональные власти на массовые фальсификации.

Шеин уверен, что право на «паровозы» партиям оставить можно, но важно, чтобы при этом избирательные комиссии формировались на равной основе всеми парламентскими партиями, с учетом непарламентских. По его мнению, губернатор, мэр или президент страны имеют право возглавить избирательный список той или иной партии, но, при этом, в закон надо вернуть норму, по которой они не вправе возвращаться в действующий состав парламента, если отказались от своего мандата сразу после выборов. Сейчас же, говорит Шеин, мы имеем такое положение, когда губернаторы и мэры, после того как их сняли с должностей, возвращаются в Госдуму. Этого быть не должно, считает депутат.

Позицию ЛДПР, чей лидер Владимир Жириновский не раз становился «паровозом» своей партии на региональных выборах, «Росбалту» изложил член фракции либерал-демократов в Госдуме Максим Рохмистров. По его словам, необходимо законодательно ограничить возможности региональных чиновников использовать должностное положение во время выборов. «Мы неоднократно предлагали изменить ситуацию во время проведения избирательной кампании таким образом, чтобы во главе избирательных списков партий стояли именно те люди, которые после выборов непосредственно собираются работать в законодательном органе того или иного уровня».

Рохмистров, однако, добавил, что это правило не должно распространяться на лидеров политических партий, которые «могут возглавлять партийные списки в любом месте».

Было бы правильно, полагает парламентарий, чтобы в законе четко прописали, «на что имеют, а на что не имеют право в период избирательной кампании все остальные — губернаторы, мэры и прочие должностные лица».

Депутат Госдумы от КПРФ Олег Смолин заявил «Росбалту», что губернатор, мэр или федеральный министр, идущие на выборы во главе партсписков, еще на стадии избирательной кампании должны публично объявлять о том, пойдут они работать в парламент в случае своей победы, или нет. Причем такое положение нужно внести в закон, — считает он.

«Люди должны знать, за кого они голосуют: за того, кто будет затем работать в парламенте, или за того, кто к парламенту никакого отношения иметь не будет», — сказал он. Было бы также полезно, считает Смолин, четко прописать в законе, кому должны доставаться мандаты, от которых отказываются «паровозы».