https://www.funkybird.ru/policymaker

ИноСМИ: вызов «поколения Путина»

Рожденные после распада СССР сегодня в первый раз принимают участие в голосовании. Многие разочарованы, но остается твердый костяк вернейших сторонников.

Филиппу Авдееву было всего 11 лет в октябре 2002 года, когда чеченские террористы атаковали театр на Дубровке в Москве, убивая без разбора. Он участвовал в спектакле «Норд-Ост». Филипп был один из немногих, кому удалось избежать бойни, он и другие убежали через окно до того, как террористы их обнаружили. Его судьба решилась в тот день: «Я решил стать профессиональным актером в память о двух моих лучших друзьях и одногодках, которые участвовали в спектакле вместе со мной, но им не повезло, и они погибли, став жертвами этой трагедии». Сегодня утром Филипп идет голосовать за депутатов в российскую Думу. Для него и всех, кто родился в 1991 году, когда распался Советский Союз, это первый опыт участия в выборах. Это крещение демократией для поколения юношей и девушек, которые никогда не жили при коммунизме.

Но это и дебют для молодых российских граждан, которые уже сознательными повзрослевшими людьми видели у власти только одного лидера: Владимира Путина. Это они, двадцатилетние граждане новой России являются неустойчивым термометром неспокойной и скептически настроенной страны, разочарованной и негодующей, но пока это возмущение еще не выливается в мятеж. Они не разделяют оптимизма официальной пропаганды, черпают информацию из блогосферы, с сайтов, не подвергающихся цензуре, с робостью узнают о таких словах как застой, стагнация, которые в истории страны вызывают в памяти мрачную брежневскую эпоху. Филипп не верит политикам, которые «всех обманывают». Он не находит «ни одной партии и ни одного политика, за которых можно было бы проголосовать по убеждению». Но одно он знает наверняка: «Я не буду голосовать за «Единую Россию». Это партия Путина, партия премьер-министра, который в марте вновь займет президентское кресло, уступленное на время подставному лицу Дмитрию Медведеву, как будто бы выбор лидера в Кремле — это частное дело. Но поскольку за кого-то надо голосовать, наш актер, кажется, решился выбрать коммунистов Зюганова «из чувства протеста, чтобы нанести удар, чтобы заявить свое несогласие с происходящим». Когда я ему напоминаю, что Зюганов хотел бы вернуться в коммунистическое прошлое, Филипп не теряется: «СССР навсегда исчезла со страниц истории, но тогда люди, по крайней мере, верили в идеалы, а сейчас никто ни во что не верит. Россия — это ни рыба, ни мясо».

Что питает чувство неблагополучия, которым охвачены молодые люди 1991 года рождения? Надежда, которая работает в баре гостиницы «Украина» и посещает вечерние курсы в Иституте туризма, считает, что политика представляет собой громкие пропагандистские лозунги, за которыми не стоят конкретные дела, что коррупция распространена на всех уровнях, если не заплатишь, то ничего и не добьешься, и так везде, из-за этого трудно найти работу, проявить свой талант, только те, у кого есть протекция, могут чего-то достичь. Дочь капитана военно-морского флота, командующего подводной лодкой в Балтийском море, Надежда решила голосовать за националистов Владимира Жириновского, чтобы сказать нет «Единой России». Точно так же собирается поступить и Настя, изучающая политические науки, которая на прекрасном итальянском объясняет мне, что она хочет, чтобы существовала оппозиция, иначе будет монархия. Она обвиняет существующую власть в том, что она ничего не сделала, чтобы улучшить ситуацию с больницами, школами, общественным транспортом, что она не оставляет никакой надежды молодым людям. Ей не нравится стиль поведения Владимира Владимировича, его способ проводить политику, и она находит, что он вульгарен, опускается до низкого уровня, демонстрируя, какой он мачо.

Карина тоже изучает политические науки и желает бросить вызов заранее заявленному успеху «Единой России». Свой голос она собирается отдать «Справедливой России», левоцентристской партии, созданной по указанию Кремля, но по видимости, ускользнувшему из-под руки стратегов премьер-министра: «Нужно добиваться перемен, мне не нравится, что наше поколение называют «поколением Путина». Это не так. В начале Путин сделал кое-что, но сейчас мы идем неправильным путем, вместо того, чтобы стать более открытой, страна замыкается. Коррупция пожирает все: мой отец — полицейский, и он мне рассказывает ужасные вещи». И, тем не менее, «поколение Путина» — это не просто выдумка. Может быть, они поддались пропаганде, может быть, им промыли мозги, но факт остается фактом: тысячи юношей и девушек, входящих в молодежную организацию «Наши» поддерживают «Единую Россию». Наиболее ядовитые критики их называют «Путинюгенд». Их преданность премьер-министру и будущему президенту — полная.

Юлия Рыжкова, 1991 года рождения — одна из активисток «Молодой гвардии», студенческого ультрапатриотического движения, по сути эта структура и организации «Наши» — двойники. Она происходит из скромной семьи, приехала в Москву из провинции, днем работает в организации, а вечером учится, чтобы приобрести инженерную специальность: «Путин и Медведев добились большой стабильности в России и возродили надежду на будущее. Они улучшили нашу жизнь. Россия нуждается в сильных лидерах и сильном государстве. Коррупция? Она существует, но Путин с ней борется. И потом за единство страны надо платить».

Есть тысячи молодых людей, таких как Юлия, которые по всей Российской Федерации работают на успех «Единой России». В столицу прибыло несколько сотен юношей и девушек, которых в пятницу вечером принял Виктор Садовничий, ректор знаменитого Московского государственного университета имени Ломоносова. Озабоченный слишком негативным для президентской партии результатом в МГУ (согласно опросам общественного мнения, только 10% студентов собирались проголосовать за «Единую Россию»), ректор университета придумал химерическую конференцию, которая позволила ее участникам проголосовать на университетском избирательном участке. Согласно заявлениям профессоров и студентов, ректор, таким образом, старается сбалансировать результаты голосования, потрафив Кремлю, который на него рассержен за его связи с Юрием Лужковым, бывшим мэром Москвы, выгнанным Путиным. Но нет уверенности, что этого шага будет достаточно.