https://www.funkybird.ru/policymaker

Русскоязычный избиратель Украины: между вором и фашистом

Разочарованный в Януковиче избиратель юго-востока Украины не найдет альтернативы в лице объединенной оппозиции. Ни одна из партий не попадает под определение «третьей силы», а значит, они проиграют выборы.

Украинская оппозиция решила объединяться. Тот самый процесс, что громогласно провозглашается последние 15 лет, вновь перешел в формат громких заявлений и неизменных обещаний «воспротивиться диктатуре».

В день соборности в Киеве на Софийской площади представители четырех оппозиционных сил подписали документы о сотрудничестве. Свои подписи поставили лидеры «Фронта перемен», партий «Удар», «Батькивщина» и «Свобода». По сути, этот документ вполне можно называть пактом о ненападении – принято решение сора из избы не выносить и друг друга публично не критиковать.

Эта встреча так бы и осталась своеобразным флэшмобом украинских оппозиционеров, если бы не их обещание создать к парламентских выборам единый список кандидатов по мажоритарным округам. Если учесть, что их в стране будет 225, то речь идет о борьбе за половину украинского парламента. И это пока что самый неожиданный компромисс последних месяцев.

Грядущие парламентские выборы особенно важны в контексте того, что в перспективе не исключена попытка переноса выборов президента Украины в Верховную раду. Это значит, что именно «народным избранникам» образца 2012 года возможно предстоит определять политическое будущее страны на всю вторую половину этого десятилетия.

Новое решение вызвало в экспертных кругах сдержанно-вежливый оптимизм. Ведь никто пока что не дал ответов на целый ряд возникших вопросов: по какому принципу будут отбираться кандидаты, каким будет их взаимодействие в Раде после выборов, какие квоты по округам получит каждая из четырех политических сил. А главное – означает ли эта договоренность начало реального объединительного процесса или же знаменует его окончание.

В то, что украинская оппозиция способна объединиться, верится с трудом. Подчас вообще становится странно – те же «регионалы», со всем багажом своих противоречий, подчас взаимоисключающими целями различных финансово-промышленных групп долгие годы умудряются сохранять монолитность. А не имеющие (в сравнении с первыми) за душой сколь-нибудь серьезных активов оппозиционеры так и не могут унять собственное эго в борьбе с главную гетманскую булаву страны.

К тому же идеологический спектр наметившегося политического аншлюса вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Как ультранационалистическая «Свобода» будет соседствовать с «УДАРом» Виталия Кличко – тем более, что последний заявлял о том, что считает предателями всех, кто надевал немецкую форму в годы Великой Отечественной (привет дивизии СС «Нахтигаль», «Галичина» и Роману Шухевичу)? Как соизмерят свои аппетиты Арсений Яценюк, которого уже только ленивый не обвинил в сотрудничестве с режимом, и оставшиеся сторонники главной политзаключенной страны Юлии Тимошенко? И как на это объединение отреагируют сами избиратели?

Начать с того, что любая адекватная кандидатура единого оппозиционного списка будет встречена в штыки на юго-востоке Украины лишь по причине участия в договоренностях радикальной «Свободы». И кто будет определять политическую программу кандидатов, что пойдут на выборы в Крыму или Луганске? Продолжит ли новое объединение ритуальные пляски вокруг тотема моноязычия и моноэтничности страны? И станет ли оно касаться религиозных аспектов в своих наглядных агитационных материалах?

Возможно, что объединенная оппозиция намерена ориентироваться на центр и западные регионы страны, но это означает лишь то, что разочаровавшийся в Партии регионов избиратель юго-востока так и не найдет никакой альтернативы украинской разновидности «партии жуликов и воров». «Сильная Украина» Сергея Тигипко потерпела крах после коллаборационистского поведения ее лидера, а это значит, что ниша «яценюка для левобережной Украины» так и осталась вакантной. На деле это означает фактическую безальтернативность Партии регионов в ее привычных электоральных вотчинах.

Отдельная тема – каким мог бы стать новый политический проект для южной и восточной Украины. Но все то, за что привыкли голосовать здесь – вроде социального патернализма или языкового плюрализма никак не относится к сильным сторонам украинских оппозиционеров. Да и они сами никак не попадают под олицетворение пресловутой «третьей силы», на которую так рассчитывали в этих регионах. И в этом случае октябрьский выбор будет означать не что иное, как привычную альтернативу выбора «из двух зол».

И еще вопрос – а будет ли хоть какая-то позитивная повестка у украинских «революционеров»? Кроме привычных заклинаний о последнем рубеже борьбы со вселенским злом в лице нынешнего режима? Даже если им и удастся добиться успеха – какой парламентских коктейль получится по итогам голосования? В конце концов, практика показала, что объединение на нелюбви – самое бесперспективное дело. Потому что таким образом можно разрушить что-то старое, но уж точно не удастся создать что-то новое.