https://www.funkybird.ru/policymaker

Борьба Путина с мигрантами — лишь предвыборный элемент

У него было немало времени, чтобы принять меры по защите России от нелегалов, считает эксперт.

Владимир Путин продолжает проводить сеанс предвыборной магии (с последующим разоблачением?), пытаясь убедить российских избирателей в том, что, готовясь вот уже к третьему президентскому сроку, он наконец созрел для адекватного осознания и реагирования на наиболее животрепещущие темы, волнующие российское общество. Как и следовало ожидать, в серии своих эпистолярных посланий электорату действующий премьер не смог обойти вниманием проблему засилья нелегальных мигрантов, которая уже давно и всерьез угрожает социальной стабильности в РФ.

Элегантно опустив закономерный возникающий вопрос, а как мы, собственно, дошли до жизни такой за два срока президентского и один премьерского правления Владимира Путина (который чреват предельно некомплиментарным для кандидата в президенты ответом), глава правительства, тем не менее, риторически «пошел навстречу пожеланиям общественности», декларировав необходимость ужесточения миграционной политики в данной сфере.

Выступая на коллегии Федеральной миграционной службы, Владимир Путин пригрозил закрыть въезд в нашу страну на 5-10 лет тем гастарбайтерам, которые уже были высланы из РФ за участие в нелегальной трудовой деятельности. При этом, честно говоря, не совсем понятно, каким образом можно будет эффективно привести эту суровую «угрозу-приговор» в исполнение в условиях «дырявых» границ и безвизового режима со странами-поставщиками нелегального «живого товара» на российский рынок труда.

Следующей санкцией, которой пригрозил нарушителям миграционного законодательства Владимир Путин, станет введение уголовной ответственности для хозяев подпольных общежитий, где размещаются мигранты, а также для владельцев т. н. «резиновых квартир», где они благополучно регистрируются в массовом порядке. Премьер не обошел уголовно-пенитенциарным вниманием и прочих участников теневых схем по легализации незаконных трудовых мигрантов – например, посредников, торгующих разрешениями на работу.

При всей видимой жесткости и даже крутости предложенных мер нельзя не отметить, что в какой-то мере многие из них являются нормативной тавтологией, поскольку по уже существующему законодательству организаторам незаконного въезда, транзита и пребывания иностранцев в РФ по ст. 321.1 УК РФ светит до двух лет лишения свободы, а в случае, если правонарушение совершено группой лиц, – и все пять. Правда, что называется, «светит, да не греет»: как признался глава ФМС Константин Ромодановский, 92% подсудимых по вышеуказанной статье в первом полугодии прошлого года отделались лишь «легким испугом», т. е. административным штрафом без уголовных последствий. Таким образом, пока нет никаких гарантий того, что «слепая» российская Фемида будет с большим рвением преследовать нарушителей миграционного законодательства уже по новым статьям.

Также, наверное, имеет смысл напомнить, что в течение последних лет российские власти последовательно упрощали процедуры и облегчали возможности по легализации тех самых гастарбайтеров, неконтролируемый наплыв которых теперь публично признается социальным злом. В их числе – введение уведомительного порядка регистрации по почте (причем с недавних пор зарегистрироваться можно еще и по месту работы), упразднение необходимости получать разрешение на их трудоустройство для работодателей и продажа за 1000 руб. официальных патентов для работы по найму у физических лиц.

Таким образом, новые жесткие санкции будут касаться преимущественно лишь той небольшой части «оккупационной армии» мигрантов, которые не смогли или не удосужились вписаться даже во вполне вольготные и либеральные рамки российского законодательства. Да и то лишь в том случае, если они не останутся бумажной декларацией и будут реализованы вопреки вполне предсказуемому сопротивлению коррумпированной бюрократической машины, аффилированной с бизнес-структурами, использующими труд дармовой рабсилы из ближнего зарубежья.

Объявленные российским премьером меры по ужесточению миграционной политики в интервью KM.RU прокомментировал председатель партии «Великая Россия» Андрей Савельев:

– Я считаю, что инициатива Владимира Путина связана исключительно с избирательной кампанией. У него было немало времени для того, чтобы осмыслить ситуацию в стране и принять необходимые меры по защите России от потоков нелегальных мигрантов, однако он ничего не сделал в этой области. Напротив, он принял ряд конкретных решений, направленных на облегчение приезда в страну всех этих элементов, которые разрушают рынок труда, криминализируют и обостряют межнациональные отношения.

Т. е. вся деятельность Владимира Путина на посту президента РФ (а затем – и премьера) в области миграционной политики была исключительно деструктивной. Как говорится, при таких друзьях и врагов не нужно. И тут начинается избирательная кампания. Рейтинг Владимира Путина очень низок, по оценкам экспертов – ниже 30%. Вот поэтому у него появляются новые идеи и фантазии о том, как должна быть устроена Россия. «Литературные негры» начинают писать ему статьи о том, что русский народ должен быть государствообразующим, а Россия должна уметь защитить себя. В его голосе сразу же появляются металлические нотки, и вообще кандидат в президенты начинает выглядеть таким национал-патриотом, каких он душил в течение всего периода своего властвования. Есть такая известная китайская стратагема – «размахивать красным флагом, борясь с красным флагом». Вот и в данном случае Владимир Путин начинает размахивать имперским флагом, хотя на самом деле всю свою сознательную жизнь он посвятил тому, чтобы уничтожить в России национально-патриотическое движение.

Что касается миграционной политики, то практически все озвученные Владимиром Путиным меры могут быть приняты без изменения законодательства и без громких широковещательных заявлений, потому что достаточно применять к нарушителям существующее как уголовное законодательство, так и законодательство о миграции, чтобы решить этот наболевший вопрос.

Безусловно, все, что говорится об ужесточении мер, говорится правильно. В этом направлении нужно двигаться. Вряд ли можно найти здравомыслящих людей, которые бы имели другое мнение. Наконец-то Владимир Путин дозрел до уровня понимания, которое уже давно сложилось в обществе. Так что меры, которые он декларирует, довольно очевидны. По крайней мере, в них нет ничего экстравагантного. Но, к сожалению, это – лишь устные угрозы. Я всегда говорю так: если ты представляешь власть, то предъяви мне свои решения, а не планы. О твоих намерениях можно судить только по делам, но никак не по словам. Соответственно, если ты хочешь изменить законодательство, так меняй его, зачем об этом просто так рассказывать?.. Причем не просто выступай с законодательными инициативами, но и контролируй правоприменительную практику.

У власти есть достаточно инструментов для того, чтобы либо административным путем, либо путем корректировки правоприменительной практики радикально изменить сложившуюся в данной сфере ситуацию. А пустые разговоры о том, что надо «усугублять и ужесточать», остаются лишь словами и пустыми обещаниями в рамках предвыборной кампании. Так что мы должны относиться к ним как к предвыборной агитации, и не более того.

Самой действенной мерой, если бы наши власти действительно хотели решить проблему нелегальной миграции, является введение визового режима с теми странами, которые являются основными источниками притока нелегальных трудовых мигрантов. Вообще наличие въездных виз – это общепринятое правило отношений между государствами. Если же визовый режим отменяется, это означает, что два государства приближаются к тому, чтобы воссоединиться в одно. Значит, надо открыто говорить о том, что мы хотим объединения с теми государствами, с которыми был отменен визовый режим. Если же мы этого не хотим, то визовый режим должен существовать. Вряд ли стоит опасаться того, что мы тем самым отдалимся от стран, где производят или через которые транспортируют наркотики. Кстати говоря, сам визовый режим может быть мягким или жестким, а также изменяться в зависимости от политической конъюнктуры и уровня взаимоотношений между двумя государствами.