https://www.funkybird.ru/policymaker

Западное ускорение и восточный караван

Я не открываю Америки, я только пытаюсь сделать понятней путь к ней.

Мне «повезло» дважды — у меня две родины, две страны пребывания, и обе они в промежности, т.е. между Западом и Востоком. К сожалению, не в географическом (верней, не только в географическом) смысле, а в цивилизационном, что намного важней. Вот уж не думал раньше, не задумывался, что Россия и Израиль окажутся настолько близкими друг другу по этому, цивилизационному признаку.

Во всем это разные страны — и по масштабам, и по богатству природными ресурсами, и по климату и т.д. А вот по межеумочному состоянию — близнецы-сестры. Из одной промежности. И большая часть главных проблем этих государств проистекает по одной и той же причине — конфликт мировоззрений, культур, целеполаганий внутри одного общества. Это подобно шизофрении, когда в одной голове умещаются одновременно две антагонистические идеи. К великому сожалению, шизофрению пока лечить не научились. Беда медицины. Но есть и беда политики и обществоведения — никто не знает, как сосуществовать в одном обществе двум цивилизациям.

Р.Киплинг эту простую истину усвоил, пожив в Индии — тогдашней колонии Британской империи. Я убедился в правильности сделанного умнейшим писателем вывода на собственном опыте, пожив несколько лет в Израиле.

Соседи по дому принимают гостей на своем патио, который как раз расположен под нашим балконом. Люди сидят за большим столом, едят, пьют, мирно беседуют, а потом… включают музыку. Это восточная музыка (я почти не отличаю индийскую от китайской или арабскую от турецкой), а слова песен вроде бы на иврите. Но дело не в языке. Это восточная музыка, она звучит громко, и я ее не выношу совсем! На следующий день я жалуюсь соседу по лестничной площадке — европейского вида человеку, живущему попеременно, то в Бельгии, то в Израиле (мы с ним говорим по-английски, так как ивритом я не владею). Я жалуюсь, что очень устал от восточной громкой музыки, несколько часов лившейся в наши отрытые окна. Я рассчитываю на безусловное понимание соседа. И страшно удивляюсь, когда он выражает недоумение по поводу моих претензий.

— Но у людей же были гости, — объясняет он мне, как малолетнему несмышленышу, — они имели право отдыхать и слушать музыку. А вы могли закрыть окна.

Я озадачен. Неужели израильтянину нужно объяснять, что после дневной жары, когда вечером наступает долгожданная прохлада, хочется открыть окна и вдохнуть свежий морской воздух, а не сидеть под струей надоевшего кондиционера.

— А разве я, моя жена не имели права на отдых? — удивляюсь я. — Вы же понимаете, как тяжело так долго выносить восточные напевы.

Выражение лица моего соседа становится жестким, он коротко бросает мне «Нет» и быстро удаляется.

Этот диалог произошел в первые месяцы моего пребывания на Земле обетованной. Сейчас я уже не стал бы апеллировать к соседу, о котором знаешь лишь то, что он европейского происхождения. Как я уже давно не искал сочувствия у малознакомых людей в России, когда возникали подобные ситуации. А они, конечно же, случались. Очень часто на даче из-за забора неслись вопли полупьяного «русского шансона» или ничуть не более приятные хиты российской поп-музыки. Самое главное и самое неприятное во всем этом, что ни в Израиле, ни в России на таких соседей нет управы. И никакая полиция тут не поможет. Теоретически это, конечно, возможно, но только теоретически. Я пишу на русском языке, поэтому думаю, что моим читателям не нужно давать более подробные объяснения.

В чем основное отличие западной цивилизации от восточной? Я полагаю, что ответ тут лежит в исторической плоскости. Если уж совсем упростить, то можно выразиться следующим образом. Западная цивилизация по ряду причин обогнала Восточную на несколько веков. «Западная» часть человечества находится на постиндустриальной стадии развития, тогда как «Восточная» его часть еще остается на феодальном этапе пути. Я попробую пояснить, что я имею в виду.

Сначала определимся с терминами и понятиями. Раз уж я здесь пишу о Западе и Востоке, то мне необходимо провести границу между этими геополитическими и цивилизационными областями. Весь мир я бы разделил на три неравные части. К первой я отношу все страны Западной и большинство стран Восточной Европы, а также США, Канаду, Австралию и Новую Зеландию. К странам Востока относятся. по моему разделу, все азиатские, а также арабские африканские государства и, как ни странно, многочисленные республики Латинской Америки (хотя их можно было бы выделить в отдельную группу). Третья часть мира — это африканские и островные тихоокеанские страны.

Кроме того, есть ряд стран, попавших в промежуток между этими большими группами. Для нас с вами больше всего на слуху Россия и Израиль, но с ними вместе оказались также Турция, Греция, Кипр, Украина, Белоруссия и Молдавия. Раньше в Африке были две страны, одна в большей степени, другая в меньшей, относящиеся к Западной группе — ЮАР и Родезия. Сейчас о Родезии почти никто не вспоминает, а ЮАР стремительно скатывается в самую что ни на есть «черную» (во всех смыслах) Африку — запасы европейской цивилизации уже практически все растаяли. Многие, думаю, удивятся: а что, Япония разве не относится к группе западных стран? Полагаю, что нет, и ниже объясню, почему я так думаю. Сразу отмечу, что ни Китай, ни Бразилия, ни Южная Корея, ни Аргентина, ни Тайвань не относятся к западной группе.

Я не собираюсь спорить с очевидными вещами — в восточных, латиноамериканских и даже африканских странах есть капиталистическое производство, как и на Западе. Более того, там уже вовсю орудуют межнациональные корпорации. Экономика большинства этих государств вовлечена в мировую и не может без нее существовать. Мировая экономика, со своей стороны, тоже приспособилась к взаимодействию и к слиянию с прочими странами мира. Только вот в самом критическом случае западная индустрия сможет прожить без Востока и Юга, а вот восточные и южные экономики без Запада очень скоро перестанут существовать в современном виде.

Историю движет научно-технический прогресс. Не классовая борьба, не выдающиеся личности, а достижения науки и техники заставляют безвозвратно меняться историю. Племя, где был изобретен лук со стрелами, очень быстро победило другие племена, которые могли противостоять соперникам исключительно с дротиками и копьями. Колесо продвинуло цивилизацию вперед по сравнению с полозьями сразу на огромное историческое расстояние (попутно замечу, что до сих пор на Земле живут племена, не знающие колеса, во всяком случае, пару десятилетий назад я о них читал заметки путешественников по Амазонке). Да что там говорить, австралийские аборигены и папуасы еще совсем недавно добывали огонь трением. Увы, без достижений науки и техники они не смогли тронуться с места и оставались на первобытном уровне развития.

Достижения науки и техники последних столетий относятся исключительно к западной цивилизации. Последние значительные научные открытия и изобретения на Востоке относятся к Средневековью. Именно в этот период восточная цивилизация достигла своего пика. Африка и Латинская Америка, очевидно, ждут своего исторического часа, чтобы сказать новое слово, которое повлияет на прогресс человечества. Пока же музыку заказывает Запад. И он заказывает западную музыку, нравится это кому-нибудь или нет.

Получив гигантский исторический гандикап, Запад, естественно, в полной мере воспользовался собственным преимуществом. Джентельменства в истории не существует. Это очень важное правило. И об этом следует помнить кое-кому на Западе, кто решил, что это правило устарело. Оно не устарело и не устареет, во всяком случае, до тех пор, пока на авансцене истории будут находиться страны разного уровня развития, с разными цивилизационнми установками и совершенно разными, подчас противоположными, представлениями о добре и зле. В таких условиях выигрывает только сила, джентельменство всегда проигрывает. Внутри собственной (Западной) группы можно отказаться от ведения дел с позиции силы, да и то не везде и не всегда. К сожалению. Во всяком случае, к моему сожалению. В отношениях же со странами из других групп такой «метод общения» чреват печальными для Запада последствиями.

Те, кому посчастливилось учиться в советских вузах, конечно же хорошо помнят заезженное выражение «бытие определяет сознание». Должен огорчитьть заучивших эту формулу: она неверна. Правильная цитата звучит так: общественное бытие определяет общественное сознание. Вот это верно. Поэтому общество Запада доразвилось до постиндустриального периода и построило межличностные и общественные отношения на основе гуманистических идей, выдвинутых еще гигантами эпохи Просвещения. Ни на Востоке, ни на Юге никакой эпохи Просвещения еще не было. Конечно, нельзя утверждать, что современные жители Азии, Африки и Латинской Америки похожи на средневековых европейцев. Но и нельзя утверждать, что они похожи на современных европейцев. Запад поначалу медленно, а потом все быстрее отдалялся от Востока.

В ХХ веке историческое ускорение достигло таких размеров, что за последние полвека пропасть между нашими цивилизациями стала гигантской. Общественное сознание Востока до сих пор базируется на средневековых понятиях, хотя влияние западной цивилизации все же сказывается. Но не до такой степени, чтобы изменить базовые принципы. Клан, род, семейство важней, чем государство. Это база.

Прекраснодушное мнение европейских либералов о безусловной возможности (и желательности) конвергенции обеих (Западной и Восточной) цивилизаций на основе современной европейской демократии так же верно, как и утверждение, что Земля покоится на трех слонах. Ребенку не дают свободу действий и выбора. Прежде ему предстоит долго взрослеть и учиться.

Что же касается самой европейской демократии, то она к настоящему историческому периоду уже себя исчерпала. Требуется ее трансформация в соотвтетствии с велением времени. Однако это тема уже другой статьи.