https://www.funkybird.ru/policymaker

Кремль обвиняет США в раздувании революции

«Вчера российский парламент напустился на нового посла США за его встречу с активистами оппозиции, агитирующими против Владимира Путина», — так начинается статья в Times, посвященная довольно холодному приему, оказанному Майклу Макфолу в Москве.

Архитектора «перезагрузки» американо-российских отношений обвинили в разжигании революции. Заместитель главы «Единой России» Андрей Исаев потребовал провести парламентское расследование действий американского посла, заявив, что тот повел себя «невероятно цинично».

«Это касается не только встречи в посольстве, но и самого факта назначения Макфола — специалиста по „оранжевым революциям» — послом США в России», — цитирует Исаева издание.

Кремль боится протестных выступлений с тех пор, как в 2004 году в соседней Украине в результате «оранжевой революции» к власти пришли прозападные политики, напоминает Times.

По словам Исаева, архитектор «перезагрузки» поддержал оппозиционеров в решении сделать своим символом белую ленту (сам единороcс назвал ее «символом национальной капитуляции и измены»), а с некоторыми видными оппозиционерами даже провел встречу «за закрытыми дверями» в присутствии заместителя госсекретаря Уильяма Бёрнса.

Среди этих лидеров оппозиции издание называет Бориса Немцова, Евгению Чирикову и главу ассоциации «Голос» Лилию Шибанову.

Подконтрольный государству Первый канал российского телевидения в тот же вечер выпустил репортаж под названием «Получение инструкций в посольстве США» и напомнил, что в 2001 году Макфол написал книгу «Неоконченная российская революция», предположив, что посол «приехал в Россию работать по специальности — то есть заканчивать революцию».

Сам Майкл Макфол отверг все обвинения в свой адрес.

Однако столь пристальное внимание к фигуре посла сигнализирует о возможном напряжении отношений между Москвой и Вашингтоном, пишет Times. Барак Обама никогда не скрывал, что предпочитает иметь дело с Дмитрием Медведевым, а не с Путиным.

По словам заместителя директора Института США и Канады РАН Виктора Кременюка, нападки на посла США — лишь часть кремлевской кампании, направленной на то, «чтобы показать, что мы не боимся американцев и готовы к борьбе».

«Для дипломата назначение в Москву является одним из самых престижных позиций, однако эта работа часто сопровождается неприятными сюрпризами, — пишет Independent. — Недавнего посла Британии, например, прокремлевская молодежь забросала яйцами».

Посольства западных стран давно являются в Москве объектом подозрений, пишет издание.

Владимир Путин не раз заявлял, что иностранные правительства вмешиваются в российские внутренние дела и даже обвинял Госдепартамент в организации массовых акций протеста в декабре.

Москва не хочет повторения «ливийской ошибки»

В то время как международное сообщество все более изолируется от сирийского президента Башара Асада, Россия стремится укрепить свои связи с Дамаском, пишет Financial Times.

Издание напоминает, что за последние три недели к сирийским берегам сначала пристал российский авианосец, а вскоре подошел и сухогруз с вооружением.

На этой неделе Лига арабских государств призвала президента Асада передать власть правительству национального единства, а Москва объявила о намерении продать Сирии 36 истребителей на общую сумму 550 млн долларов.

«Столь непреклонная поддержка Асада отчасти продиктована решимостью не допустить повторения ливийского сценария, когда Москва воздержалась при принятии резолюции о введении [над Ливией] бесполетной зоны, а закончилось все свержением Муаммара Каддафи», — считает издание.

В результате Москва потерпела в Ливии фиаско как в области дипломатии, так и в области торговли: новые власти страны решили наказать Россию и Китай за поддержку свергнутого режима.

«Однако Кремль утверждает, что ошибка заключалась не в том, что Москва поставила не на ту лошадь, а в том, что лошади, на которую поставили, не оказали достаточной поддержки, — продолжает газета. — И на этот раз Кремль намерен защищать своего человека».

Российские власти неоднократно пожалели о том, что воздержались в ходе голосования в Совбезе при принятии ливийской резолюции, и твердо намерены не повторять этой ошибки. Именно поэтому, несмотря на давление со стороны ЛАГ, резолюция по Сирии до сих пор не принята.

Михаил Маргелов, представляющий интересы России в Африке и на Ближнем Востоке, настаивает, что миссия наблюдателей в Сирии выполняет свою работу и есть все возможности для диалога.

«Сирийский кризис в России рассматривают как геополитическую борьбу между суннитскими арабскими монархиями и Ираном [как важным союзником Сирии]», — приводит издание мнение редактора журнала «Россия в глобальной политике» Федора Лукьянова.

«Идея Запада сокрушить все диктатуры и открыть ящик Пандоры на всей территории Ближнего Востока — это просто безумие», — цитирует FT еще одного эксперта, бывшего депутата Госдумы Сергея Маркова.

Однако Guardian считает, что позиция России не столь неколебима, и не исключено, что Кремль пересмотрит свое отношение к Дамаску. Во всяком случае, формально Москва приветствовала план ЛАГ, и теперь наложить вето на резолюцию, призывающую сирийского президента уйти в отставку, будет значительно сложнее.

«В понедельник посланник Кремля упрекнул Асада за провал попытки найти мирное решение проблемы, однако [российский] МИД тут же заверил, что в целом позиция Москвы по этому вопросу остается неизменной», — напоминает издание.

В Москву возвращается политика

Грядущий президентский срок Владимира Путина — если он, конечно, победит на мартовских выборах — будет сильно отличаться от предыдущих, считает обозреватель Financial Times Чарльз Кловер.

«На протяжении 12 лет кремлевская модель управляемой демократии функционировала безупречно, — пишет FT. — Несговорчивая когда-то нижняя палата парламента начала послушно штамповать поддерживаемые Кремлем законопроекты; вздорные независимые телеканалы стали государственными, лояльными и скучными; суды выполняют распоряжения „сверху»».

«Политика как таковая перестала существовать, если не считать гигантского спектакля, полностью срежиссированного Кремлем для управления политическими процессами внутри страны», — утверждает газета.

Однако, продолжает обозреватель, незаметно для российских властей, в стране накапливалось недовольство, и в декабре оно вылилось на улицы. Формальным поводом этого стали фальсифицированные результаты парламентских выборов, однако «детонатором кризиса» стал российский средний класс, который впервые начал требовать не только повышения уровня жизни, но и соблюдения своих прав.

За два коротких месяца политическая жизнь в России кардинально трансформировалась, утверждает FT.

Если еще в сентябре, когда под аплодисменты делегатов съезда «Единой России» было объявлено о предстоящей политической «рокировке» президента и премьер-министра, казалось, что Путин будет находиться у власти пожизненно. Теперь же, кажется, его дни в политике сочтены, считает обозреватель. В российскую жизнь вернулась политика, а вместе с ней — и непредсказуемость.

Впрочем, протестное движение вряд ли сможет достаточно быстро набрать достаточные обороты, чтобы помешать Путину выиграть мартовские выборы. Издание цитирует бывшего министра финансов Алексея Кудрина, написавшего в своем блоге, что российская оппозиция сможет представить избирателям достаточно популярного альтернативного кандидата в президенты «не раньше, чем через полтора-два года».

Кудрин, как и большинство экспертов, не сомневается в победе Путина на выборах, пишет FT, однако его падающая популярность означает, что политика президента будет сильно отличаться от той, что он проводил в течение первых двух сроков. По словам одного из московских дипломатов, Путин, «несомненно, станет более слабой политической фигурой».

В этих условиях президенту придется прибегать к более популярным шагам, полагает издание. В частности, ему наверняка не удастся провести столь необходимую стране пенсионную реформу и продолжить приватизацию.

Некоторые эксперты говорят, что новый срок Путина закончится политическим кризисом, а возможно, президенту и вовсе не удастся продержаться на посту до конца срока.

Возможен и вариант, при котором Путин попытается жестко подавить протестные настроения. По мнению его бывшего советника Андрея Илларионова, будущий президент уже готовит свои спецслужбы к «ГКЧП-2».

Правящая элита при Путине всегда делилась на либералов и «силовиков», поясняет издание. Лидерами первых считались Алексей Кудрин и Дмитрий Медведев, вторых — Игорь Сечин и Сергей Иванов. Теперь, когда «Кудрин изгнан из правительства, а Медведев — после решения добровольно пасть на меч и принять возвращение Путина в президентское кресло — представляет собой политический труп», пока не очень ясно, в какую сторону будет двигаться новый президент.

При этом уже есть признаки того, что началось движение в сторону «силовиков» — в январе были подняты зарплаты полицейских и военнослужащих, а также принята программа 10-летнего финансирования оборонного заказа.