https://www.funkybird.ru/policymaker

Партии отцепляют от «паровозов»

Но это лишь заплатка на прорехах политической системы России.

Правила выборов в Госдуму будут изменены. Об этом стало известно «Ведомостям». Как и обещал в декабрьском послании парламенту президент Дмитрий Медведев, в следующей Думе будет введено представительство по 225 избирательным округам. По мнению господина Медведева, такая дробность позволит приблизить депутата к своим избирателям.

Предварительно, новые правила выборов выглядят так:

— раз в 10 лет Россию будут делить на 225 территорий, примерно по 500 000 избирателей; каждому региону (даже если полумиллиона избирателей в нем не наберется) будет соответствовать минимум одна территория; в Москве будет полтора десятка территорий, в крупных регионах — 2-3.

– партии будут делить списки кандидатов на 225 региональных групп — по числу территорий. В каждой группе должно быть от одного до четырех кандидатов. Кандидата можно выдвинуть только в одной территориальной группе – это значит, федеральных «паровозов» не будет. Как минимум, партия должна будет представить 100 территориальных групп (сейчас максимум — 100, минимум — 70), причем одна группа соответствует одной территории (нельзя, как сейчас, охватывать одной группой 2-3 региона).

– после подсчета голосов распределение мандатов между партиями пройдет, как и прежде, пропорционально числу полученных голосов; проходной барьер составит 5%. Цена мандата была и остается от 69 000 до 204 000 голосов. Шесть малонаселенных регионов не смогут при такой системе получить ни одного мандата: Чукотка, Ненецкий АО, Магадан, Еврейская АО, Горный Алтай, Камчатка. В эти регионы ЦИК составит список «обделенных» регионов; если какой-то мандат окажется вакантным, он по специальной методике достается «обделенному».

Что стоит за новыми правилами выборов, рассуждает президент информационно-исследовательского центра «Панорама» Владимир Прибыловский.

«СП»: – Владимир Валерианович, можно ли считать, что правила выборов кардинально поменялись?

– На мой взгляд, сильно изменена только система подсчета, а не порядок выборов. Основное отличие – нет центрального списка, все кандидаты раскиданы по округам. Такой подход, конечно, ударяет по жириновцам – люди-то голосуют не за неизвестных местных либерал-демократов, а за Владимира Вольфовича…

Как всегда, дьявол кроется в деталях. Официально сказано, что новый законопроект о выборах готовят, чтобы регионы были лучше представлены в Госдуме. На самом деле, малонаселенные регионы окажутся в проигрыше. У нас по-прежнему будет действовать пропорциональная система в масштабах всей страны, а не конкретного округа. Если бы реформа сопровождалась маленькой поправкой – что счет голосов за партию идет отдельно в каждом округе, и барьер для партий вычисляется в округе отдельно – это была бы кардинальная перемена. В этом случае, если бы в регионе победила какая-нибудь маленькая партия, ее представитель все равно попал бы в Госдуму.

В некоторых странах такая система практикуется, в каждом округе может быть свой расклад. Например, в Бразилии каждый штат – это отдельный избирательный округ. У нас же все равно остается единый проходной барьер. И если малая партия победит, допустим, на Камчатке, в Думе она не будет представлена, потому что в целом 5% барьер не преодолеет.

«СП»: – Для России это плохо?

– На мой взгляд, введение отдельных избирательных округов было бы большим улучшением российской избирательной системы. Но не все от этих улучшений зависит. Как говорил товарищ Сталин, главное – это кто считает. А у нас голоса считает бюрократия. Если бы голоса считались честно, даже ныне действующая система выборов выглядела бы неплохо.

Смотрите: у нас фальсификация результатов, в основном, идет на уровне территориальных избирательных комиссий (ТИКов). В участковых комиссиях (УИКах) могут все подсчитать правильно, если на участке есть обученные наблюдатели, но протоколы легко переписываются в следующей инстанции – ТИКе. Именно благодаря этой технологии у «Единой России» на выборах в Госдуму вместо 33% (среднее значение, если считать по протоколам УИКов) появилось 49% (по протоколам ТИКов).

Точно так же будет и при новых правилах. Новый закон не затрудняет фальсификаций.

«СП»: – Новые правила улучшают позиции партии власти?

– Они ухудшает позиции ее конкурентов. Думаю, основное следствие новых правил – происходит перераспределение интересов между федеральной бюрократией и региональными элитами. Новый закон показывает, что центр готов поделиться местами в Госдуме с региональными кланами, перераспределить мандаты внутри партии власти в пользу губернаторов.

Можно сказать, новый закон улучшает позиции губернаторской бюрократии.

«СП»: – Вариант закона не окончательный, в какую сторону его будут модифицировать?

– Думаю, федеральные кланы станут добиваться восстановления центрального списка – хотя бы из одного кандидата. Думаю, многие считают, что «Единая Россия» ослабнет, если во главе партии не будет единой «шишки». Этот вариант поддержали бы и жириновцы. Но решать в данном случае будет не Дума, а Кремль. Думаю, если всерьез обсуждается вариант с выборностью губернаторов, в самом Кремле есть тенденция поделиться властью с региональными лидерами.

Думаю, компромисс будет именно таким: первое место в списке – федеральное, а остальные места делятся в округах.

«СП»: – То есть, «паровозы» вернуться?

— Возможно. Но решать, повторюсь, это будет Путин.

Другое мнение

Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы:

– Я не вижу принципиальной разницы по сравнению с правилами выборов, которые действуют сейчас. Будет разве что выше доля представительства регионов с низкой численностью населения – в основном, национальных республик.

Теоретически, «Единой России» легче выставить кандидатов в 225 округах. Но мне представляется, что партии власти не стоит сильно обнадеживаться. «Паровозов», которые бы потащили партию за собой, у единороссов в последнее время не так уж много. Если посмотреть на состав партийных списков «Единой России», с которыми партия шла в нынешнюю Госдуму, можно сказать, что харизматиков, ярких фигур в них стало меньше, чем в списках 2007 года. Дефицит фигур, дефицит кадров в «Единой России» тоже существует.

Кроме того, если отказаться от федеральных «паровозов», непонятно, как вводить в партийные списки спонсоров – они далеко не всегда являются рейтинговыми фигурами. Есть вопросы и к схеме перераспределения мандатов в пользу малонаселенных территорий. Если мандаты будут уходить из партии, возникает вопрос мотивации.

В целом, могу сказать одно: копание в нюансах новых правил не имеет смысла – по одной простой причине. Этому должен предшествовать наличие общего видения политической системы страны. Поиск технологических ухищрений, которые могут ситуационно улучшить результат партии власти, не решает вопрос о системе организации власти в целом.

Чтобы понять, хороши правила, или нет, надо понять, какая политическая система строится в России. Невозможно решать этот вопрос в отрыве, скажем, от выборности губернаторов, или от того, сохраним мы или демонтируем систему сити-менеджеров. Без общего представления о политической системе смена правил – лишь заплатка на прорехах политической структуры.

Остается открытым и такой вопрос. Допустим, новые правила выборов действительно примут. Они заработают только через пять лет. Что мешает в последний момент взять, и еще раз эти правила поменять? Наконец, главное. Все эти изменения не решают вопрос нынешнего политического кризиса. А значит, они вторичны.