https://www.funkybird.ru/policymaker

Станислав Белковский: идеальный преемник Путина

Вот уже примерно месяц, как мы наблюдаем стремительную попытку экс-министра финансов Алексея Кудрина ворваться в публичную политику. Стало окончательно ясно, что амбиции многолетнего идеолога путинской финансово-экономической политики простираются гораздо дальше совершенно независимой позиции умудренного опытом отставника или даже поста уровня председателя Центробанка России. Человек, вкусивший сладкого плода от древа власти, теперь решил попробовать этот плод с другой, еще более привлекательной стороны.

Сначала Алексей Кудрин предлагал себя в качестве переговорщика между Кремлем (точнее: Владимиром Путиным и Ко) и активом русских образованных горожан (РОГов), выходивших на Болотную площадь и проспект Сахарова. И вроде как даже согласовал это свое задание с Путиным. Впрочем, согласование, судя по всему, получилось фирменно путинское: да-да-да, делай все, что хочешь, только я тебе ничего не гарантирую. В результате переговоров пока не вышло: свои полномочия кремлевского представителя Кудрин подтвердить не сумел, а под промежуточный финиш заявил, что его старый друг и патрон «не доверяет лидерам протестов» (как будто мы этого раньше не понимали).

Потерпев первое локальное фиаско, экс-вице-премьер перешел к более радикальным суждениям / поступкам. Он позволил себе заметить, что они с Путиным – хоть и друзья, но не единомышленники. Упомянуть, что инвективы старшего товарища в адрес участников и формальных организаторов митингов были не вполне корректными. И объявить о своей готовности к сотрудничеству с Григорием Явлинским, безвременно снятым с предвыборного забега (а не фиг было договариваться с Кремлем о роли статиста-легитиматора! впрочем, это уже другая история).

Зададимся вопросом: есть у Алексея Кудрина как публичного политика серьезные перспективы?

Как оратор он пока себя не проявил. Хоть и выступал на проспекте Сахарова, мужественно, в отличие от того же Михаила Прохорова, подставив себя предсказуемому РОГовому освистанию.

Сказать, что из него так и прет харизма (дар благодати), – никак нельзя.

Что касается идеологии Кудрина – перед тем, как по заданию Slon взяться за эту статейку, я перечитал несколько десятков публичных текстов бывшего министра финансов. Каких-либо серьезных прорывных идей по части реформирования страны я в этих текстах, хоть убейте, не обнаружил. Везде речь идет примерно об одном и том же: надо жить по средствам, сокращайте расходы бюджета, главное – избежать дефицита, ВПК дополнительных денег не переварит, тяжелые годы приходят, они будут так же трудны и т.п.. То есть типичный подход главного бухгалтера, но не генерального директора, призванного разрабатывать стратегию развития вверенного его попечению предприятия и проводить ее в жизнь. Стратегией у Кудрина, честно говоря, и не пахнет. Ни из одного кудринского выступления нельзя сделать вывод, что сложившаяся в РФ сырьевая экономика его чем-то принципиально не устраивает.

Если кто-то думает, что новоявленный публичный политик как-то качественно отличается от своих правительствующих собратьев по морально-ценностным установкам, то есть не принадлежит к «партии жуликов и воров» в самом широком смысле – то это было бы слишком смелым допущением. Я мог бы привести целый список бизнесов, в которых Алексей Леонидович был / остается прямо или косвенно заинтересован – от банковского до драгоценно-каменного. Но редакция Slon попросила меня эту тему не трогать с формулировкой «не впадайте в фантастику». (Хотя, как может профессиональный фантаст не впадать в это самое дело, не очень ясно, ну да ладно, ради Slon чего не сделаешь. Именно так: нЕ сделаешь. Даже не впадешь в фантастику). Хорошо, не буду.

В общем, казалось бы, предпосылок для возгорания Алексея Кудрина как сверхновой политической звезды почти нет.

И тем не менее – есть.

Точнее, есть только одна роль, которую бывший главбух Российской Федерации мог бы исполнить не только с честью, но даже и не без некоторого блеска.

Эта роль – преемник Владимира Путина. Практически то, с чем не справился Дмитрий Медведев. Но уже совсем по-другому.

Возможно, Кудрин стал бы идеальным временным постпутинским президентом, призванным провести фундаментальную политическую реформу, обеспечить честные выборы и потом навсегда уйти куда-нибудь в МВФ или Credit Suisse.

Это – киргизский сценарий. Там, в Киргизии, дама по имени Роза Отунбаева стала временным президентом, превратила страну в парламентскую республику, довела (в хорошем смысле, кто бы что ни говорил) дело до парламентских выборов и правительства парламентского большинства и – на отдых.

Да, да, вы будете смеяться, дорогой читатель, Россия теперь учится у Киргизии. Правда, в сфере демократии мы уже можем учиться у Приднестровья с Южной Осетией. Дожили. Ну ничего. Соберемся с духом, смирим гордыню, выучимся, потренируемся, и…

Сценарий кудринизации российской политики мне видится примерно таким.

В 2012 году АЛК, как он и собирался, может создать праволиберальную (хотя это немного оксюморон, но нашей России не привыкать) партию из обломков, осколков, объедков и обмылков всех прочих либеральных партий.

Потом, пользуясь близостью к Путину, – организовать досрочные парламентские выборы.

По их итогам, где-нибудь в 2013–14 гг., Алексей Леонидович, направляемый не только собственными амбициями (а они, как мы отмечали выше, судя по всему, выходят далеко за рамки его пиджачно-очечного образа), но и волей элит, которым несколько подосточертел Владимир Путин и решительно не нравится «рокировка» 24.09.2011, способен поставить вопрос о досрочном уходе босса. На абсолютно мирных и почетных основаниях. Причем сделать это, пожалуй, может именно Кудрин, если не только он. Почему-то думается, что кудринским гарантиям спокойствия и безопасности ВВП вполне в состоянии поверить. Все-таки они 100 пудов соли вместе съели. А может, и не только соли, не только съели.

Если все получается, Кудрин где-то в 2014-м становится премьером, а через полгода – досрочные президентские выборы. На которые наш новый мегаполитик идет как преемник своего предшественника.

При этом АЛК берет на себя четкие обязательства: только 2 года президентства, и только ради кардинальной политической реформы. А зачем ему, собственно, больше 2 лет? Главное – войти в историю. А на узурпатора Кудрин почему-то совершенно не похож. Фактура, она же конституция (я не имею в виду Основной закон РФ) не та.

В конце концов, Нобелевская премия мира еще ни одному бывшему министру не помешала.

Состав и содержание политической реформы (основные меры):

– фактический переход от президентской республики к парламентской; в частности, передача парламенту функции формирования федерального правительства;

– введение системы избрания губернаторов законодательными собраниями регионов;

– передача функции назначения органов судебной власти президенту, освобожденному от бремени власти исполнительной.

Здесь бы я еще добавил словосочетание «конституционная монархия», столь милое моему стареющему уху, но не буду, чтобы не засорять пространство для обсуждения.

Если все это получится, и к концу второго года временной кудринщины состоятся свободные выборы – АЛК раз и навсегда выполнит свою миссию в российской политике.

Не надо поручать ему экономических реформ – как уже говорилось выше, у него пока не просматривается никакой реальной стратегии, а взгляды на экономику почти не отличаются от путинских.

У Кудрина как политика – два главных актива:

– личное доверие Путина;

– компромиссный дух, который должен устроить всех остальных.

Потому двигать Кудрина во временные преемники Путина – пожалуй, самое правильное решение.

Для всех троих: Путина, Кудрина и, собственно, вы будете смеяться, России.