https://www.funkybird.ru/policymaker

Отступление от вертикали

О законе, восстанавливающем выборность губернаторов, можно сказать словами восточной пословицы: неважно, в какое место пруда бросить камень, главное, чтобы от него пошли круги. Демонтаж властной вертикали начался и будет продолжаться — и по этому направлению, и по многим другим.

Быстрым он окажется или медленным, прямолинейным или зигзагообразным — тут возможны варианты. Но под политической реформой 2004 года черта подведена: сами авторы проекта признали его неудачным. О личном вкладе Путина, помогавшего ему Суркова, или, допустим, Медведева, когда-то охотно бравшего авторство на себя, есть резон говорить отдельно. Но сама эта реформа войдет в учебники как пример неверного ответа на исторический вызов, а попросту говоря, как очередная начальственная утопия.

Идея вертикали власти, т.е. формального или неформального назначения сверху абсолютно всех должностных лиц в стране — губернаторов, мэров, депутатов, судей, полицейских начальников — сама по себе может показаться даже еще более странной, чем она была в реальной ситуации начала двухтысячных годов.

В большинстве российских регионов выборные губернаторы к тому времени уже соорудили — каждый для себя — собственную властную вертикаль, более или менее подчинив себе всех начальствующих лиц и все структуры на подведомственных территориях. Соблазн довести это строительство до логического конца был велик, и федеральная власть уверенно двинулась в эту ловушку, ведя за собой страну.

То, что начинание достаточно скоро провалится, было ясно с самого начала. И дело не только в том, что ультрацентрализация — штука неэффективная. Неэффективные вещи существуют веками — при условии, что по каким-то причинам устраивают людей. Но властная вертикаль людей (ни простых, ни большинство непростых) не устраивала.

Вот свежий всероссийский опрос фонда «Общественное мнение»: 60% россиян полагают, что избрание регионального главы жителями этого региона принесет больше положительных, чем отрицательных последствий, и всего лишь 9% считают, что отрицательных последствий будет больше. Как вы думаете, чем интересен этот расклад? Да в первую очередь тем, что абсолютно не нов. Опросы, проводившиеся лет семь назад, когда появились первые губернаторы-назначенцы, показывали такое же соотношение мнений. И во все последующие годы оно не менялось. Рядовые люди никогда не были поклонниками вертикали и всегда предпочитали сами выбирать начальников всех уровней, а не получать их из центра.

Причем выбирать именно конкретных людей, с которых хотя бы теоретически возможен спрос. Голосования за какие-то отвлеченные партии с нарочито обезличенными партийными списками (что тоже было навязано в том же легендарном 2004-м) никогда не были популярны. Но об этой важной тонкости как-нибудь в другой раз, а сейчас — только о том, что долго игнорировать устойчивые предпочтения народа не может никакая власть.

Возвращаясь к 2004-му, вспоминаю тогдашние иронические вопросы: если народ так ценит выборность, то почему же молчит в тряпку? Дорого ли стоит такая приверженность демократии, о которой почти никто не рискнет публично сказать вслух? Власти искренне верили, что если несогласие — молчаливое, то его можно игнорировать сколь угодно долго. И не так уж давно кто-то из первых лиц — кажется, президент Медведев — простодушно обещал, что в ближайшие пару столетий губернаторы будут назначаться, а дальше посмотрим.

И надо же, ждать двести лет не пришлось. Притом сразу по двум причинам. Во-первых, молчаливое мнение народа при любой политической встряске сразу перестает быть молчаливым, и внезапно выясняется, что пренебречь им гораздо сложнее, чем казалось в эпоху безмолвия. Во-вторых, вертикаль отторгается не только массами, но не в меньшей степени и людьми, претендующими на серьезное общественное положение.

Ведь любая система, будь она демократической или какой-то другой, не может устойчиво существовать без политического актива, влиятельного в массах и уважаемого верхами. Вертикаль потому и утопична, что отрицает любую влиятельность, не санкционированную центром, что исходит из предельно наивной идеи, будто люди, в том числе и люди со статусом, исполнят любой приказ свыше и примут любого назначенного начальника. Система, сама лишившая себя политической опоры и держащаяся только телепропагандой и нефтедолларами, может, конечно, какое-то время существовать. Но не очень долго. Что сейчас и обнаружилось.

Ответ на простой вопрос — можно ли перехитрить историю? — таким образом получен. Историю перехитрить нельзя. Теперь надо отыскать ответ на сложный вопрос: что может возникнуть вместо вертикали?

Тут уж деваться некуда, придется идти наощупь. Потеряно много времени. Причем просто вернуться в начало двухтысячных уже и невозможно, да и нежелательно. Помимо прочего, это означало бы возвращение в тогдашнюю кризисную ситуацию на местах, без которой политреформа-2004 просто не смогла бы состояться даже и при всем желании Кремля.

Рассуждая отвлеченно, демонтаж существующей пока вертикали и предотвращение рецидивов вертикалестроительства в регионах — не такие уж немыслимые вещи. Нужен правопорядок. Независимая и добросовестная судебная система, которая введет в рамки любое выборное должностное лицо. Честные правоохранители. Зрелый и сильный политический актив. Баланс властей на местах и в центре. Все просто. Непонятно только, как к этому придти.

Но распад вертикали уже идет. Идет стихийно, и распадается она больше от собственной тяжести и от изоляции, в которой оказалась на местах, чем от протестов демократической столичной интеллигенции. Соответственно, и первыми выгодополучателями, заполняющими освобождающееся пространство, могут стать не столько гражданские активисты, сколько региональные авторитеты. То есть люди, заработавшие богатство и влияние не вполне целомудренными путями, но занимающиеся патернализмом и располагающие поэтому достаточной клиентурой на местах. Не исключено, что как раз таким и достанется больше всего выборных должностей.

Может быть, через это придется пройти. И еще через многое. Быстро не получится, ведь новая система будет строиться почти с нуля. Масса сложных решений — начнешь перечислять, и выйдет целая энциклопедия. Но простое решение уже испробовано и займет свое место в музее неудачных экспериментов над страной.