https://www.funkybird.ru/policymaker

У оранжевых никак не срастается с шествием

У оранжевых никак не срастается с шествием. Маршрут и характер действия до сих пор не согласованы.

Более того, возникло предложение, которое осторожно поддерживается частью организаторов — разделить участников во время шествия по своим собственным колоннам. Отдельно-либералы, отдельно-левые, отдельно-националисты. Пока это предложение отложено, однако его появление весьма симптоматично — идейное размежевание — штука объективная. Запись в интернете тоже не радует организаторов — она практически не растет. Наконец, прогноз погоды на 4 февраля говорит о -15, что для сырой Москвы приличный морозец. Говоря иначе, за 10 дней до объявленного эпохальным событием шествия его перспективы выглядят весьма туманными.

Проблема в том, что организаторы сделали одну ошибку — но похоже, что она становится критической. Они попытались действовать по стандартному сценарию цветной революции — максимальная хаотизация улицы, на фоне которой одна часть элиты тихо и келейно выносит другую. Однако российская особенность двух выборов, разнесенных по времени, привела к тому, что волна недовольства спадает — невозможно поддерживать всё время её градус. Вместо нарастания уличных протестных настроений мы видим их затихание.

Ошибка организаторов как раз и заключается в том, что они не стали создавать структуры, которые канализировали бы безвекторную энергию улицы и могли бы стать скелетом, способным в марте собрать новую волну протестующих. Трудно сказать — это бездарность самих лидеров оранжевых либо специфическая российская особенность — но факт остаётся фактом — за два месяца протестов никаких зачатков структуры нет.

Лидеры так и не появились. У либералов изначально шансов не было — слишком карикатурны и неавторитетны в массах Рыжков, Немцов, Каспаров. Националисты не имеют шансов на увеличение своих рядов, так же как и леваки — социальный состав митингов 10 и 24 декабря, окрещённых «норковой революцией» — не их публика. Авторитет Навального непререкаем лишь в пределах его секты. Вообще, интернетные тусовки дают любопытную пищу для размышлений — с одной стороны, жесткая зачистка гуру-ресурсов от инакомыслящих существенно сплачивает ряды сторонников — зато с другой резко ограничивает их численность и возможность роста. С Навальным, похоже, произошло именно это — число его сторонников в интернете (уж не знаю, какое там количество живых людей, а какое — нарисованных ботов) прекратило свой рост, оставаясь на одном уровне.

В общем, похоже, что оранжевая революция на данном этапе попала в кризис. Вероятнее всего, акция 4 февраля это продемонстрирует во всей красе — при всех сомнительных методиках подсчета организаторам вряд ли удастся скрыть тот факт, что число вышедших на неё будет существенно ниже, чем на предыдущие акции. Безусловно, будут объяснения — и про мороз, и про то, что 4 марта всё будет совсем иначе — но видимо, обладатели норковых шуб — не тот компост, на котором можно взращивать древо свободы.

Тем не менее, ничего обнадёживающего на самом деле я пока лично не вижу — задача оранжевых — не только создать массовость, но и подготовить почву для беспорядков после мартовских выборов. Сюжет любой цветной революции предусматривает отмену выборов (или их результатов) по причине массовых выступлений или массовых беспорядков. Поэтому — не добившись роста численности мирных демонстрантов, «оранжевые» вполне могут готовить в марте именно беспорядки. Слишком много стоит на кону, чтобы ориентироваться только на протесты «робких пингвинов».

Интересно, но новый посол Макфол именно сейчас заявил, что США готовы поддерживать «…партнерские отношения с Владимиром Путиным в случае его избрания на высший пост…» В принципе, это вполне дежурное заявление, однако оно вполне может быть сделано и в адрес революционеров — как уличных, так и сидящих в кабинетах. Вы, конечно, смотрите, ребята, — говорит посол. Ваше дело. Но нам без разницы — кто победит в свалке — с тем и будем вести дела. Вполне возможно, что организовав смотрины «оппозиции» у себя в посольстве, Макфол оценил её способности адекватно — то есть как никакие.