https://www.funkybird.ru/policymaker

Мода на дебаты

Власть предложила оппозиции диалог под названием «Честные выборы — открытая трибуна».

Представители партии «Единая Россия» намерены провести дебаты на тему «Честные выборы — открытая трибуна», в которых смогут принять участие как члены зарегистрированных политических партий, так и гражданские активисты. Проведение дебатов назначено на четверг.

Вице-спикер Госдумы, единоросс Олег Морозов сообщил радиостанции «Маяк»: «Мы сегодня ведём интенсивные консультации с парламентскими и непарламентскими партиями, институтами гражданского общества, всеми теми, кто заинтересован в честных выборах для того, чтобы начать открытый публичный диалог».

От диалога уже отказалась приглашённая единороссами общественно-политическая организация «Лига избирателей», в составе которой находятся представители непартийной творческой интеллигенции, в том числе Борис Акунин, Татьяна Лазарева, Людмила Улицкая, Леонид Парфёнов, Юрий Шевчук. Сообщество, напомним, возникло после декабрьских митингов в Москве на Болотной площади и проспекте Сахарова.

— Мы не можем принимать участие в каких-либо мероприятиях в то время, когда общественность негодует по поводу отказа мэрии Москвы согласовать мирное шествие, запланированное на 4 февраля, — говорит представитель Лиги, известный блогер Илья Варламов.

«СП»: — Это единственная причина?

— Это главная причина, остальные на её фоне не имеют никакого значения.

И член Лиги писатель Дмитрий Быков утверждает, что именно этот факт стал причиной отказа от предложения «Единой России»: «Мне не нужны дебаты в сложившихся обстоятельствах».

Политолог, заместитель директора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин считает, что единороссы предложили диалог оттого, что само это понятие в последнее время стало популярным. А еще потому, что в нынешней ситуации уклоняться от него уже опасно: «Они хотят найти удобный для себя формат разговора, на максимально выгодных условиях. По сути это будут не дебаты, а обсуждение с размытой повесткой, неясными последствиями, неизвестным составом».

«СП»: — «Единая Россия» никому и никогда не предлагала публичных обсуждений политических проблем. Почему она сделала это сейчас, а, например, не осенью?

— Она сделала это после скандала, связанного с фальсификацией результатов выборов. Осенью был совершенно другой климат, поэтому «главной» партии страны этого не требовалось. А теперь ей приходится искать возможности для разговора с оппонентами. Когда на улицы вышли десятки тысяч людей – игнорировать происходящее нельзя. Вспомните: когда публично протестовали 200-300 человек, власть махала на них рукой. Мол, это отщепенцы, не представляющие никакой угрозы. Сегодня власть решила поговорить с лидерами партий, выставив для переговоров выгодных ей участников, не функционеров, а более общественные фигуры.

«СП»: — Власть испугалась?

— Думаю, она частично испугалась, частично пытается понять, что представляют собой протесты. Думаю, индикатором станет 4 февраля, которое покажет массовость протеста. У власти ныне смешанные чувства. С одной стороны, она понимает, что игнорировать сегодняшнюю оппозицию уже нельзя. С другой — не испугалась до такой степени, чтобы согласиться на полноценные переговоры. Как бы предлагает: «Давайте поговорим о чём-нибудь».

Власть не может себе позволить вести нормальные переговоры, поскольку придётся оппозиционеров ставить на один уровень с собой. В Кремле к этому не привыкли. А на дебаты можно пригласить этих, этих и этих, ну, и ещё «Лигу избирателей».

«СП»: — Вероятно, власть решила что-то продемонстрировать и народу?

— Власть ведёт работу сразу по нескольким направлениям. Она мобилизует своих сторонников, создаёт общественное движение во главе с Рогозиным. В рамках движения организует рабочий комитет, поддерживающий высших чиновников. Одновременно создаются лояльные общественные организации, которые говорят, что они часть общества и власть должна говорить и с ними.

«СП»: — Тема дебатов «Честные выборы — открытая трибуна» выбрана оттого, что народ и оппозиция возмущены фальсификацией результатов выборов?

— Прежде всего, нужно как-то реагировать на народный гнев. Вот и решили внушить людям, что они за честные выборы. Власть считает, что честные выборы – это когда честно подсчитают результаты голосования при имеющихся кандидатах. А оппозиция убеждена, что честные выборы – это максимально широкий спектр кандидатов. Для неё выборы, перед которыми Явлинского сняли с президентской гонки и среди кандидатов отсутствуют ораторы с проспекта Сахарова, — нечестные. Даже в случае правильного подсчёта голосов.

Предполагаю, что во время дебатов, представители правящей партии будут проводить своё понимание честных выборов: видеокамеры, прозрачные урны… Оппозиция примется возражать: для чего требуются технические средства, если снят Явлинский и список кандидатов очень ограничен. Технические средства в настоящих условиях не могут стать гарантией честности выборов. В регионах с авторитарным управлением, например в республиках, расположенных на Северном Кавказе, большинство жителей проголосует за власть.

«СП»: — Пригласив для участия в дебатах «Лигу избирателей», Кремль признал её серьёзной силой?

— Решил, что с Лигой будет легче дебатировать, чем с политическим движением. Эта общественная организация, по мнению власти, менее искушена в политике. Поэтому её удастся обойти в разных вопросах.

«СП»: — Поэтому «Лига избирателей» отказалась от участия в дебатах?

— Вероятно, решила не участвовать в игре, в которой не может выиграть. Как организуются дебаты? Присутствует честный посредник, определяющий правила диалога, его процедуру, согласовывает вопросы… Происходит это для соблюдения интересов всех участников. «Единая Россия» приглашает на чужую площадку с неизвестным составом участников. Придут члены Лиги на это мероприятие. А там ещё четыре «Лиги избирателей», вдохновенно доказывающих, что выборы эталонны, прекрасны, а «Единая Россия» победила заслуженно. Им, конечно, дадут слово, но остальные скажут, что они не правы.

Питерская оппозиция не может договориться

Накануне проведения очередных акций в поддержку честных выборов в петербургской оппозиции согласья нет. Чтобы договориться между собой, представители разных партий создали даже два оргкомитета по проведению шествия 4 февраля. Переговоры между ними идут тяжело. Чтобы прояснить противоречия и понять, в какой стадии организация будущих протестных событий, чем мотивирован раскол в рядах организаторов, корреспондент «СП» поговорила с лидерами договаривающихся сторон.

Андрей Дмитриев, лидер петербургского отделения «Другой России»:

— Изначально мы, «Другая Россия», организовали «Гражданский комитет», чтобы всем вместе подавать в Смольный заявку о митинге и шествии 4 февраля. В оргкомитет кроме нас вошли представители более 40 общественных организаций – от КПРФ, Рот-Фронта, «Солидарности», «Партии народной свободы», нескольких националистических объединений. Но существует и другой оргкомитет — «За честные выборы», туда входят «Яблоко» и более мелкие структуры — Лига избирательниц, «Оборона», ЛГБТ и т.д. Мы начали переговоры. Они стали выдвигать разные условия: потребовали запрет на чьи-то выступления, запрет на некоторых организаторов, кто им не нравился. Наконец, мы подписали с ними соглашение о совместном проведении акции, после чего «Яблоко» заявило, что они категорически не готовы участвовать в митинге вместе с националистами и потребовали, чтобы акция проходила без какой-либо символики, в частности, без имперских флагов. Хотя в уже подписанном соглашении ничего этого не было.

«СП»: — А у вас какие условия?

— У нас не было никаких условий, мы только хотели провести шествие по Невскому, чтобы заявка была одна. Однако в итоге в Смольный было подано две заявки – одна от оргкомитета «За честные выборы», другая – от «Гражданского комитета» — на одно и то же место со сбором у БКЗ «Октябрьский». Далее — шествие по Невскому проспекту и митинг на Исаакиевской площади либо на Дворцовой. Смольный отказал в обеих заявках, и отправил тот оргкомитет от Юбилейного до площади Сахарова в 10 утра, в субботу. А нам – этот же маршрут, но в 13.30. Мы будем настаивать на шествии по Невскому и предлагаем второму оргкомитету объединиться. Ради этого готовы пойти на любые компромиссы вплоть до минимизации количества символики. Хотя у нас все хотят идти со своей символикой, не только националисты, но и КПРФ, например. Тем не менее, мы готовы наступить на горло собственной песне, потому что очень надо провести одну общую акцию. Сейчас отправили второму оргкомитету наши предложения, ждем ответа. Надеюсь, что все-таки удастся придти к общему соглашению.

«СП»: — Как у вас все сложно. Очевидно, что «Яблоко» ослабляет общие позиции такими требованиями.

— Да. Хотя изначально мы были готовы проводить одну акцию, как об этом просят многие горожане. Тем не менее, «Яблоко» встало в позу. Но их никто под имперские флаги вставать не тянет, каждая группа идет со своей символикой. Мы готовы уже отказаться от символики, лишь бы вместе пройти по Невскому под общим лозунгом «Россия без Путина». Надеюсь, что здравый смысл возобладает, и мы сумеем договориться.

Мы настроены на проведение общей акции, как в Москве. Почему-то националисты их очень сильно возбуждают, причем сами напрямую «яблочники» с националистами разговаривать не хотят. Мы же с ними нормально взаимодействуем в оргкомитете, они ребята вменяемые, готовы на компромиссы. Я очень надеюсь, что будет одна акция. Правда, пока Смольный упирается и отказывает нам в согласовании.

Максим Резник, председатель регионального отделения партии «Яблоко», депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга

«СП»: — Скажите, пожалуйста, в Петербурге все-таки будет две акции 4 февраля или одна?

— Не знаю. Находимся в процессе переговоров. Наша логика очень простая: национализм не менее опасен для России, чем путинизм. И та, и другая идеология ведут Россию к развалу. Мы не готовы стоять вместе с националистическими флагами и слушать националистическую риторику.

Андрей Заостровцев, сотрудник Центра исследований модернизации Европейского университета в Петербурге:

— Если представители оппозиции найдут объединяющий лозунг, то, может быть, им и удастся договориться, но эта ситуация маловероятна. Хотя лозунг «Россия без Путина» мог бы их формально объединить. Но мнения, позиции, идеологии у оппозиции очень разные. Поэтому им очень нелегко координировать свои действия.

«СП»: — Куда горожанину податься? У простого человека, не политика, есть шанс понять, с кем идти 4 февраля?

— Обывателю, конечно, трудно в этом разобраться. В политической деятельности активно участвуют даже в самые бурные периоды максимум 5% населения. Остальные просто принимают эти результаты.

«СП»: — Петербургу из политической провинции не выбраться?

— В России все революции совершаются в столицах. Если что-то произойдет, то только в Москве. Поскольку все нити власти, все финансовые возможности, всё стянуто в этот мегаполис. Если вы хотите сделать что-то в России, то вам надо сделать это в Москве. Петербург может играть подсобную роль, примерно такую, как Москва играла в 1917-1918 г.г.