https://www.funkybird.ru/policymaker

Кремлю не нужны политические трансформации в Беларуси

Интеграция с Россией не приведет к скорой модернизации политической системы Беларуси. Нынешнее руководство Кремля в демократических преобразованиях в Минске не заинтересовано. Какие бы углубленные формы ни принимала белорусско-российская интеграция, она не дает надежд на скорые изменения в авторитарной политической системе Минска.

Нынешним хозяевам Кремля такая трансформация не нужна, поскольку они рассматривают интеграционный Евразийский союз как средство упрочения собственной власти. Москву будут интересовать экономические проекты в Беларуси, а не смена режима и развитие демократии на постсоветском пространстве. Поскольку контролировать Беларусь Кремль сможет лишь имея под рукой невыездного, загнанного в угол Лукашенко.

Политическая система под копирку

Беларусь не зря называют полигоном для реализации политических амбиций кремлевского руководства. Кремль в определенной степени нуждается в сохранении режима Лукашенко, потому что копирует образцы белорусского авторитаризма и его способы выжигания политического поля. Российские власти точно так же изучают реакцию общества на протесты немногочисленной оппозиции и держат оппозиционеров в политическом гетто, не допуская к принятию решений.

Наблюдатели отмечают нарочито оперативные обещания демократических перемен из уст обитателей Кремля исключительно накануне президентской кампании в России, что свидетельствует об их нежелании покидать насиженные кресла во власти. Это очень похоже на то, что происходит в Беларуси. Ведь ничто не мешало российским лидерам постоянно заботиться о перестройке политической системы. И все же, по сравнению белорусским режимом, Москва показалась просто образцом демократии, когда дала разрешение на протестные акции российской оппозиции после выборов в парламент.

«Даватели» возможностей

Но обратите внимание на риторику Дмитрия Медведева и Владимира Путина, которую затем почти дословно скопировал Александр Лукашенко. «Надо дать всем активным гражданам законную возможность участвовать в политической жизни», — считает президент России. «Оппозиции надо дать возможность использовать право на демонстрации», — вторит ему российский премьер, обещая реформы.

Вслед за российскими лидерами вспомнил о гражданских правах и президент Беларуси: «Главное — дать человеку возможность сохранить его основные права, на которые он претендует и вправе иметь их». Заметьте: ни один из правителей, приватизировавших раздачу «возможностей», не планирует расставаться с этой привилегией «давателей» в обозримом будущем. При этом они даже не вспомнили, что право на участие в политической жизни гарантируется конституциями России и Беларуси, а нынешние заявления лидеров — лишь свидетельство того, что народ обоих государств лишен этих прав.

С реформами придется подождать

Россия в достаточно близкой перспективе получит контроль над белорусской нефтехимической промышленностью, машиностроением и транспортными коридорами в отсутствие экономических реформ, невозможных в Беларуси под руководством Лукашенко. Но в Москве не могут не понимать, что, заполучив беспрецедентные российские дотации, Минск вовсе не будет спешить с модернизацией политической и экономической систем, потому что это — конец единоличной власти Александра Григорьевича.

Даже если на смену Лукашенко придут иные представители белорусской элиты, которые найдут общий язык с Кремлем, они тоже будут вынуждены жестко удерживать власть в стране, чтобы не допустить передела собственности. Об этом свидетельствует все большее укрепление режима семейного клана Александра Лукашенко и усиление роли КГБ и Оперативно-аналитического центра, которым руководит старший сын Виктор, которые не столько следят за инакомыслием, сколько контролируют финансовые потоки местных олигархов.

Так что надежды на то, что Москва сможет помочь эволюции белорусской политической системы с помощью углубления интеграционных процессов, следует отложить. До того времени, когда Россия сама станет демократическим государством.