https://www.funkybird.ru/policymaker

Китай идёт на Север

Вопросы, связанные с Арктикой, в последние годы приобретают особую актуальность. В связи с наметившимся глобальным потеплением этот регион всё чаще рассматривается как всемирная кладовая полезных ископаемых и иных ресурсов, подлежащих скорому освоению, что делает его местом столкновения интересов мировых держав, которое в перспективе может стать основной ареной глобального противостояния. Многие исследователи всерьёз говорят о том, что 21 век станет веком Арктики. По их мнению, Арктика способна выполнять не только роль мировой кладовой энергоносителей и других ресурсов, но и стать вторым Великим Шёлковым путём – важнейшим транспортно-логистичеким узлом, объединяющим Азиатско-Тихоокеанский регион, Европу, будущий Евразийский союз и Североамериканский регион. Кратчайший путь, соединяющий эти регионы, будет проходить именно через Арктику.

Накануне на нашем сайте был опубликован материал А.Володина под названием «Стоит ли готовиться к большой арктической войне». Автор отмечает, что в борьбу за Арктику активно вступают страны, не имеющие к ней непосредственного географического отношения, то есть неарктические державы, в частности, Китай. Поговорим об этом подробнее.

Каким образом Китай, не имеющий непосредственно выхода к Северному Ледовитому океану, способен всерьёз претендовать на освоение арктического региона? – Ответ прост: в этом ему вполне могут помочь страны, не способные самостоятельно и на равных конкурировать в этом регионе с такими гигантами как Канада, США, а тем более с Россией, небезосновательно претендующей на то, чтобы считать львиную долю дна Северного Ледовитого океана продолжением своего континентального шельфа (вспомним экспедицию А.Чилингарова и водружение на океанском дне в точке Северного полюса флага России).

Страной, содействующей продвижению Китая в Арктику, является Дания.

Дания открыто поддерживает стремление Китая участвовать в дискуссиях, посвящённых арктической политике. Об этом прошлой осенью заявил датский посол в Китае: «Китай имеет в Арктике законные научные и экономические интересы». Дания выступает за вхождение Китая в Арктический совет, куда помимо неё входят США, Канада, Норвегия и Россия, а также Швеция, Финляндия и Исландия.

Гренландия, являющаяся автономной территорией Дании, обладает несметным количеством полезных ископаемых, большая часть которых пока что спрятана под ледяным панцирем, который, однако, не является непреодолимым препятствием в их освоении, тем более что его площадь и мощность стремительно сокращается. Как бы то ни было, и несмотря на то, насколько серьёзно и интенсивно глобальное потепление, Гренландия с успехом выполняет роль той приманки, на которую прекрасно клюёт Китай, признанная мировая держава и завидный союзник маленького Датского королевства. Сотрудничество Дании и Китая, первоначально выражаемое в усилении торговли между двумя странами, укрепляется год от года, постепенно перерастая в настоящие союзнические отношения. Однако главным основанием этой дружбы являются, безусловно, всё те же гренландские полезные ископаемые. Гренландия – единственный район Арктики, в котором пока не осуществляется их активная добыча.

Китай активно закупает датские станки и фармацевтические препараты, осуществляет контейнерные перевозки, пользуясь услугами фирмы Maersk, иными словами, Китай помогает датской экономике настолько, насколько это вообще возможно.

Китай – не единственная сторона, претендующая на освоение гренландских подземных богатств. На местном рынке пока что господствуют горнодобывающие компании из Австралии и Британии, пусть и небольшие, но имеющие собственные интересы и, очевидно, пользующиеся поддержкой своих правительств. Тем не менее, в случае прихода в Гренландию крупных китайских добывающих компаний, которые решат вкладывать в экономику этого острова свои деньги, они будут пользоваться несомненной поддержкой датского правительства. Очевидно, что китайские компании начнут завозить из КНР своих соотечественников-рабочих, которые будут оставаться в Гренландии навсегда, и населением этого сурового острова станут не потомки норманнов-викингов, а азиаты-китайцы.

Серьёзным свидетельством намерений Китая осваивать Арктику является строительство собственного ледокольного флота. На данный момент у Китая имеется лишь один действующий ледокол, однако уже к 2014 году в КНР будет построен новейший ледокол водоизмещением 8 тысяч тонн, и это, надо полагать, лишь начало…Борьба за ресурсы Арктики становится всё более интенсивной, и новоявленные мировые державы, в первую очередь Китай, будут играть в ней всё более значимую роль. Помогать новой сверхдержаве будут представители слабеющей Европы, стремящиеся хоть как-то удержаться на плаву и подыскивающие новых, пусть и несколько неожиданных, союзников. Так, Дания распахивает перед Пекином двери в Арктику, разрабатывая совместные проекты по освоению природных богатств Гренландии.