https://www.funkybird.ru/policymaker

Рецепт для Рика Санторума и Америки: не нужно империи

Рик Санторум полагает, что государственная система здравоохранения погубила Британскую Империю, и считает Америку полноправной наследницей ее глобального могущества. Но империи основаны в значительной степени на расизме и эксплуатации. Для того чтобы быть исключительной, Америке необходимо отказаться от мысли о том, что она лучше всех знает, что нужно другим.

«Я только что вернулся из краткой поездки в Великобританию, которая некогда управляла пятой частью населения земного шара и четвертью суши. Но потом британцы создали социальную систему — в том числе государственное здравоохранение — которая уменьшила их силу и уверенность в себе и проложила путь к распаду их империи».

Так говорил в начале месяца в Айове Рик Санторум, борющийся за право стать кандидатом в президенты от Республиканской партии и занявший на праймериз второе место после Митта Ромни. Критики быстро отметили незнание Санторумом хронологии событий: британцы ушли из Индии, бывшей бриллиантом в короне их империи, в 1947 году, а Национальная служба здравоохранения была основана только год спустя.

Однако когда я сообщил коллеге из Англии об этом заявлении Санторума, он отреагировал на него совсем иначе: «А почему он такой любитель империи?»

Дать ответ нетрудно. Как и большинство других кандидатов от республиканцев, Санторум, по-видимому, считает Америку полноправной наследницей британского глобального могущества. Все, что нам нужно — это твердая вера в собственное превосходство, которую британцы, как они считают, утратили после Второй мировой войны.

«Сто лет назад над Британской империей не заходило солнце, — заявил Санторум своей аудитории. — Взгляните на эту империю сегодня: что случилось? Они потеряли веру в себя и свою миссию… Не только по улучшению мира, но и по обеспечению безопасности и благосостояния своей страны». Сегодня, добавляет Санторум, «эту задачу выполняют» Соединенные Штаты.

Но вряд ли весь остальной мир одобрит аналогию Санторума — и на то у него есть веские причины. Как и остальные империи современности, Британская была в значительной степени основана на расизме, эксплуатации и насилии. Давайте, прежде чем возлагать на свои плечи имперскую мантию Британии, взглянем на ее реальную историю.

И первый вопрос, который нас будет интересовать, — расовый. Потеряв Соединенные Штаты, которые, как мы помним, восстали против Англии-матушки, Британская Империя господствовала преимущественно над людьми иных рас. Она же создала сложные расовые кодексы и логическое обоснование расовой политики, утверждая, что «британская раса» — то есть белые — обладает естественным правом управлять другими. «Белый человек в Африке не готов и никогда не будет готов принять африканца как равного, будь то в социальном или политическом отношении», — заявил в 1934 году один британский чиновник в Южной Родезии (ныне Зимбабве), и его слова были вполне типичными.

Далее: империя не принесла своим подданным экономической безопасности и благосостояния, как часто утверждали ее апологеты. Мало того, в Индии за годы британского правления продолжительность жизни сократилась на 20 процентов. В 1850-1950 гг. объем производства на душу населения в Индии вырос всего на 10 процентов, а после того, как Индия обрела независимость — на целых 50 процентов всего за 25 лет.

А по поводу попыток народов мира дать отпор британскому империализму знаменитый медицинский журнал Lancet писал в 1865 году, что существует только один адекватный ответ: террор и насилие. Колонизованные народы необходимо либо «держать в ежовых рукавицах», откровенно заявлял Lancet, либо «медленно истреблять».

За восемь лет до этого, в 1857 году, во время восстания сипаев, британские солдаты заставляли повстанцев-индуистов и мусульман есть перед повешением говядину и свинину соответственно. Они даже сжигали мусульман и хоронили индуистов, сознательно нарушая похоронные обряды двух религий, дабы запугать других повстанцев.

В 1930-е году, когда индийское движение за свободу набирало обороты, в британских тюрьмах погибло около 100 000 индийцев. Во время восстаний мау-мау 1950-х годов в Кении, колонии гораздо меньшей по населению, погибло 130 000 человек, а 320 000 были заключены в концентрационные лагеря. Кроме того, тысячи кенийцев подверглись пыткам: самый жуткий из описанных случаев — когда один британский офицер заставлял узников есть собственные яички.

Справедливости ради скажем, что Санторум не одобряет всего, что делали британцы. Но он также должен понять, что каждый, кто проводит аналогии между современной Америкой и Британской империей — или империей как таковой — помещает нас в довольно дурную компанию. Да, Америка сегодня является доминирующей мировой державой. Но для того, чтобы разумно пользоваться своей силой, она должна помнить собственные основополагающие принципы, сформулированные в годы борьбы с колониальным господством: все люди созданы равными и имеют право определять свою судьбу.

Прежде всего американцы должны отказаться от горделивой мысли о том, что мы лучше всех знаем, что нужно другим. Но для Санторума и большинства других кандидатов республиканцев это неприемлемо. Более того, они то и дело бранят президента Обаму за то, что для него слишком большое значение имеет мнение заграницы и слишком малое — «американская исключительность». В той же самой речи, в которой он упомянул о Британской империи, Санторум заявил, что Обама необоснованно самоустраняется от защиты американских интересов за рубежом. «У нас президент, который не верит в Америку», — фыркал Санторум.

И вновь я возвращаюсь к разговору с коллегой из Англии, который, кстати, по происхождению ирландец. Как он отметил с оттенком сухой иронии, никто в Ирландии, три века томившейся под властью Британии, не скажет доброго слова в адрес империализма.

Не должны и мы. Если мы действительно хотим быть «исключительной» мировой державой, то необходимо давать отпор идее империи, где бы она ни возникла. Вопреки тому, что вы слышите от Рика Санторума, Британскую империю обанкротило не здравоохранение. В главном она была банкротом с самого начала.

Джонатан Циммерман — профессор истории и образования в Нью-Йоркском универстете, автор книги «Небольшое чудо: Маленькая красная школа в истории и памяти» (Small Wonder: The Little Red Schoolhouse in History and Memory, Yale University Press).