https://www.funkybird.ru/policymaker

«Преступники верили, что находятся под покровительством США»

МИД России внимательно следит за процессом по делу о «черной трансплантологии» в частной клинике «Медикус» в столице Косово Приштине. Двое россиян были официально признаны потерпевшими от действий косовских преступников. Французский криминолог Ксавье Рофер прокомментировал ситуацию для «Голоса России».

Летом 2011 года СКР было возбуждено уголовное дело в отношении «неустановленных участников транснациональной преступной группировки, занимавшихся торговлей гражданами РФ для последующего изъятия у них органов». Глава российского МИД Сергей Лавров пообещал, что Россия сделает все, чтобы расследование фактов о причастности властей Косово к подпольной торговле человеческими органами было доведено до конца.

Поскольку расследование по делу «Медикус» ведется под эгидой Миссии ЕС в Косово (EULEX), возможности российских правоохранительных органов достаточно ограничены. Тем не менее, Россия способна внести весомый вклад в восстановление справедливости, обнародовав достоверную информацию об этом бесчеловечном преступлении, подчеркнул французский криминолог Ксавье Рофер в интервью «Голосу России».

— Чем можно объяснить тот факт, что расследование по делу о «черной трансплантологии» началось спустя 3 года после закрытия клиники «Медикус»? Действительно ли были попытки «замять» это дело, как писала балканская пресса?

— Скорее было смущение и замешательство, а не конспирация. Эта реакция — попытка западной дипломатии, и особенно немецкой, исправить положение в этом регионе по-своему. Было необходимо оставить эту историю, произошедшую в самый неподходящий момент, без изменений.

В течение долгого времени западноевропейские лидеры были раздражены этой ужасной ситуацией. Сначала они пытались выяснить, насколько новая информация правдива, затем старались избежать худшего. Ведь нам представили косовцев как героев, милых и симпатичных людей, а затем внезапно обнаружилось, что все это было похоже на мясорубку или на лабораторию Франкенштейна.

В конце концов, возбудить дело было необходимо, иначе все, что было ранее сказано европейцами на Балканах, не имело бы смысла. Нужно было искать выход из этой трудной ситуации.

— Какое место в расследовании занимает миссия Евросоюза в области верховенства закона и правопорядка в Косово — EULEX?

— Естественно именно миссия EULEX первой попала под удар. Было понятно, что она старалась представить ситуацию в регионе спокойной, а людей — миролюбивыми. А все разговоры о преступности в этом районе велись лишь для пропаганды и для того, чтобы наказать людей.

Естественно, это неправда. Лучшая услуга, которую можно оказать всему Балканскому полуострову, в том числе и албанцам, — это провести настоящую диагностику уровня преступности в регионе. Это поможет найти реальное и эффективное решение. Защищая жестоких преступников, мы не восстановим мирную жизнь на Балканах. Я и мои коллеги, расследующие уголовные дела, — мы против политики игнорирования этого феномена ради сиюминутной выгоды. Игнорирование болезни не способствует выздоровлению.

— Чем можно объяснить равнодушие международных инстанций к этому делу?

— Ответ лежит на поверхности. Я думаю, что главные виновники в этой ситуации — США, то есть администрация Клинтона и его министры, которые не обращали внимания на преступления ряда кланов Освободительной Армии Косово.

Они выбрали сотрудничество с людьми, которые принадлежат мафии. Они прекрасно это знали, потому что за несколько месяцев до смены своей политики в Косово американская администрация сама выступала против некоторых лиц, которых она считала опасными преступниками. Они были в курсе, но решили забыть про это.

А преступники, которые не всегда блещут умом, верили, что находятся под покровительством самого могущественного государства в мире, и совершаемые ими преступления становились все более и более ужасными. Нельзя позволять преступникам чувствовать свою безнаказанность. А именно это и произошло в Косово.

— Как Россия может способствовать расследованию дела об участии косовских властей в незаконной торговле человеческими органами?

— В этом деле самая трудная и длинная фаза — это осмысление. Действия правительства России совершенно законны, так как российские граждане были официально признаны пострадавшими. Некоторые государства Западной Европы, ранее поддерживавшие ОАК, осознают сейчас свою вину в пассивном соучастии, в том, что они позволили в течение слишком долгого времени преступлениям совершаться.

Нужно, чтобы Россия через свою дипломатию и СМИ донесла до всех, прежде всего до Западной Европы, всю эту кровавую историю. Ведь это действительно ужасно, такое редко когда происходило в мире. Безо всякого сомнения, это не должно остаться безнаказанным. Иначе получается, что мы позволяем мафии и преступникам делать на Балканах все, что им хочется.

Я думаю, в интересах Европы, я подчеркиваю, в интересах всей Европы, Россия должна опубликовать все документы, всю информацию, которой она располагает.