https://www.funkybird.ru/policymaker

Европа может винить только себя

Европа и США пытаются справиться с последствиями глобального кризиса, одновременно обращая свои взоры на другие регионы мира в поисках новых рынков и новых партнеров. О том, какой характер в современном мире приобретает развитие транснациональных отношений, в интервью «Росбалту» рассказала эксперт по американской внешней политике и европейской интеграции, научный сотрудник Лондонской школы экономики и политологии Анджела Романо.

— Чем США являются сегодня для Европы – старшим братом, вынужденным союзником или кем-то еще?

— Выражение «вынужденный союзник» является слишком узким определением. Такими словами можно было бы, скорее, охарактеризовать отношения между США и Пакистаном, но не между США и Европой. Можно было бы сказать, что Америка приходится Европе старшим братом, но, опять же, Европейский союз почти в два раза превосходит США по численности населения, так что это тоже не совсем верное определение. Если смотреть на евро-американские отношения из Европы, то можно точно сказать, что США по-прежнему являются самым дорогим и близким партнером. У этих отношений более чем двухсотлетняя история, и это не просто отношения между правительствами. Это и бизнес, и отношения между обществами, которые построены на одинаковых ценностях. Если говорить кратко, то США и Европу объединяют две основные вещи: общая история и общие ценности. Это не значит, что они одинаковые или что Европа и США во всем друг с другом согласны. Это как отношения внутри семьи, где есть общие установки, ценности, но у каждого есть своя точка зрения, свой характер и свои интересы. Это может вести к серьезным разногласиям, но между США и Европой существует убеждение, что сотрудничество является лучшим способом разрешить эти разногласия.

— Если мы на минутку отложим в сторону ценности и сфокусируемся на интересах, то зачем США нужны Европе? Джон Харпер из Университета Джона Хопкинса в Болонье заявил «Росбалту», что главное, чего США хотят от Европы – это чтобы она позаботилась о себе и своих ближайших соседях (подробности читайте здесь). А чего хочет Европа от США?

— Для начала Европе нужно, чтобы США не слишком вмешивались в ее внутренние дела и не мешали ее интересам в регионе – на Балканах, в районе Средиземного моря, в отношениях с Россией. Звучит не очень красиво, но, по сути, этот неприятный момент — лишь небольшая часть отношений между ЕС и США. В них есть также и положительные аспекты, которые выгодны обеим сторонам – многосторонние переговоры, дипломатические инструменты. США очень часто играют важную положительную роль в выстраивании диалога между Европой и ее соседями. Для Европы иметь США на своей стороне полезно, но это не обязательное условие всех начинаний Европы.

— Нужно ли НАТО Европе? Зачем ей американские войска на своей территории?

— В начале XXI века было принято решение, которое позволило европейским странам действовать независимо от США, используя натовскую инфраструктуру. Благодаря этому у ЕС появилась возможность действовать на наднациональном уровне, но, конечно, эти действия привязаны к структурам НАТО. В том, что касается защиты Европы и европейской безопасности, с которыми традиционно ассоциируется НАТО, я не уверена, что здесь основные моменты по-прежнему носят военный характер. Вызовы, с которыми ЕС сталкивается сегодня – это терроризм, транснациональные преступные группировки. С этими угрозами невозможно бороться с помощью армии и других военных структур. В ЕС по-прежнему идут дебаты на тему миссии НАТО в контексте новых угроз. Может быть, нас впереди ждет реформа НАТО. Так что здесь точка еще не поставлена.

— Злится ли Европа на США за финансовый и экономический кризис?

— Это очень непростой вопрос. Кризис, безусловно, начался в США. В самом начале, действительно, в некоторых европейских странах политики обвиняли США и были очень злы. Но сейчас на уровне людей, да и правительств тоже есть понимание, что последствия этого кризиса для ЕС были обусловлены также ошибками самой Европы. Дерегуляция практиковалась и здесь тоже. Так что такого отношения к США нет. Люди, наоборот, злятся на ЕС, потому что на европейском уровне страны очень долго не могли договориться друг с другом о дальнейших действиях, а также о том, нужно ли вообще что-то предпринимать и вводить механизмы финансовой регуляции. Вначале это был глобальный финансовый кризис, но сейчас в Европе свой кризис, у которого есть свои структурные особенности, связанные с созданием еврозоны. Здесь Европа может винить только себя. Создание денежного союза без общей экономической и налоговой политики, возможно, было не самой лучшей идеей и сегодня активно обсуждается членами ЕС.

— Рассматривает ли Европа кандидатуры других стран на место привилегированного партнера? США активно ищет союзников в тихоокеанском регионе, может Европе стоит сделать нечто похожее?

— И США, и Европа по-прежнему вкладывают в свои отношения много сил, энергии и относятся друг к другу по-особенному. Но очевидно, что современный мир заставляет выйти за рамки транснациональных отношений. Европа смотрит в сторону Китая, с которым она хотела бы заключить стратегическое партнерство, в сторону России, которая не менее важна, но с которой в последние года все развивалось не так гладко, как хотелось бы. Интересно, что в том, что касается тихоокеанского региона, США и Европа стремятся к формированию трехполюсных союзов. Так что скоро мы увидим, как будет развиваться этот формат – будут ли США и Европа тесно сотрудничать в рамках «треугольного союза» с Китаем и Индией, или же начнут конкурировать друг с другом за более тесные отношения со странами региона.