https://www.funkybird.ru/policymaker

Кремль принудит губернаторов к прозрачности

Губернаторам в приказанном порядке велено обеспечить честность президентской предвыборной гонки.

Президентская кампания 2012 года, похоже, обрела свою жесткую форму. Центризбирком, сообщили сегодня СМИ, уже якобы готов отстранить от участия в ней как минимум двух претендентов на главный пост – Григория Явлинского и Дмитрия Мезенцева. Миллиардер и несостоявшийся лидер «Правого дела» Михаил Прохоров в то же время все же составит Путину конкуренцию на выборах.

Напомним, что от претендентов на пост главы государства, которые не были выдвинуты парламентскими партиями, закон требует соблюдения пары «формальностей», которые на практике традиционно оказываются непреодолимым барьером для тех, кто совсем уж никак не обласкан хоть каким-никаким стоящим админресурсом. Первый этап – созыв «собрания сторонников» – как показала практика, является вообще очень удобным способом сразу, с лету отцепить от предвыборного «состава» совсем уж неудобные «вагоны». Так произошло, например, с генералом Леонидом Ивашовым, который смог когда-то в Приштине остановить беспредел натовской военщины, а у себя на родине остановить беспредел бюрократический уже не сумел. Эта машина-монстр оказалась сильнее: «не видели, не слышали, ничего не знаем, отказываем».

Но и тем, кто смог пройти первое сито Центризбиркома, предстояло затем в 20-дневный срок собрать 2 млн подписей потенциальных избирателей в свою поддержку. Закон при этом уточняет: подписи должны быть собраны не менее чем в 40 регионах России, в количестве не более чем 50 000 подписей с каждого. Нехитрый подсчет показывает: ежедневно во исполнение требования предписанной нормы кандидат должен полностью «охватывать» пару регионов. Для сколько-нибудь известной в массах персоны задача, быть может, и посильная, но с учетом того, что кампания сбора подписей приходится аккурат на новогодние каникулы и фактически лишает последних самого кандидата и работающих на него сборщиков, выглядит все это скорее как наказание за строптивость и наглость лезть со своим рылом в калашный ряд.

Представленные в ЦИК подписные листы за непарламентских кандидатов проходят проверку, и какая-то часть непременно отбраковывается. При этом законодательно установлено максимальное количество подписей, которое ЦИК может принять от такого кандидата, – 2,1 млн, что, собственно, и позволяет счастливчикам регистрироваться уже официально в качестве участников президентской гонки даже при наличии забракованных подписей. С запасом предоставили ЦИК подписи и Явлинский с Мезенцевым, однако и у первого, и у второго ЦИК выявил в подписных листах свыше 20% брака и, судя по всему, откажет этим претендентам в регистрации на том основании, что количество «чистых» подписей до искомых 2 млн у них не дотягивает. По Мезенцеву такой исход предрешен: секретарь ЦИК Николай Конкин заявил, что количество действительных подписей в его поддержку уже меньше 2 млн; Явлинскому же предоставлен шанс побороться в виде проверки еще одной порции автографов. Брак, конечно же, нашли и в подписных листах у г-на Прохорова, но в пределах пятипроцентной нормы, и это скорее выглядит «утешительным призом» для аутсайдеров: олигарх преодолел необходимый порог и официально становится кандидатом в президенты РФ.

Таким образом, если не случится какого-то форс-мажора, 4 марта 2012 года российский избиратель обнаружит в избирательных бюллетенях пять строчек с кандидатами Владимиром Путиным, Сергеем Мироновым, Геннадием Зюгановым. Владимиром Жириновским и Михаилом Прохоровым. Миссия последнего, надо полагать, стать своеобразной отдушиной для значительной части того электората, что выходил на Болотную и Сахарова либо же солидаризировался с «белыми ленточками», сидя в уютненьких блогах и микроблогах. Этакий образцовый демократ-витрина для западных наблюдателей. Которого, если надо, и во второй тур с самим Путиным пустят, если эти самые наблюдатели совсем уж «достанут».

А чтобы не «доставали», нужны максимально честные и максимально прозрачные выборы, о чем печалится лично Владимир Путин. В ходе своей встречи с губернаторами, которая прошла 18 января, первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин поставил перед главами регионов задачу – обеспечить максимальную прозрачность и открытость всей президентской выборной кампании. Об этом сообщило издание «Ведомости» со ссылкой на двух неназванных участников совещания. Дескать, высокопоставленный кремлевский чиновник наказал губернаторам оперативно реагировать на поступающие жалобы и самим не допускать перегибов, имевших место в ходе парламентской кампании 2011 года. Володин, как говорят, даже не без намека напомнил собравшимся, что не за горами выборы и у самих региональных руководителей.

Если указанные императивы Володина – чистая правда, то можно уже сейчас совершенно определенно говорить, что грядущая кампания по выборам президента РФ окажется самой яркой и, чем черт не шутит, быть может, затмит экстравагантностью даже пресловутую «Голосуй или проиграешь». Мы ведь знаем, с каким фанатизмом губернаторский корпус исполняет указания из Москвы, а тут мало того, что сам Владимир Путин озаботился проблемой прозрачности выборов, так еще и пресловутые митинги наглядно продемонстрировали, что «перегибы на местах» могут и не остаться безнаказанными. В такой ситуации главы регионов и подавно расстараются. Правда, как это примерно может выглядеть на практике, не сможет, наверное, описать и Задорнов. Отечественная сатира вообще давно уже не слишком поспевает за отечественной же политикой.

Своим прогнозом, как в условиях требований проведения «прозрачных» выборов президента, заданных Кремлем, будут действовать губернаторы, в беседе с обозревателем KM.RU поделился известный публицист, главный редактор изданий «Русский обозреватель» и «Новые хроники» Егор Холмогоров:

– Административные методы г-на Володина для меня, если честно, являются загадкой. Я не знаю, при помощи каких именно технологий он собирается воздействовать на губернаторов в этом вопросе. Если еще можно было бы как-то прокомментировать позицию и тактику Суркова, то тактика Володина пока еще не совсем мне понятна. Могу лишь сказать, что само по себе это указание выглядит внутренне противоречивым. Как можно совместить обеспечение прозрачности выборов с одной стороны и обеспечение высокого процента за Путина с другой?..

Я предполагаю, что это будет достигаться прежде всего за счет скрытых мер по понижению явки. Понятное дело, что существует определенный процент избирателей, которых всегда можно привести на участки, побудив их проголосовать за действующую власть таким образом, что это не будет вызывать каких-то нареканий извне. И задача состоит лишь в том, чтобы максимально отсечь от процесса тех, кто может проголосовать иначе.

С другой стороны, есть регионы, где голосование за действующую власть традиционно очень и очень высокое, притом, что искомый уровень «прозрачности» там традиционно практически нулевой. Это прежде всего республики Северного Кавказа: там невозможно практически проверить, были эти 90% голосов или нет, приходили эти люди на участки или не приходили. Вряд ли кто-то поедет туда наблюдателем и будет рисковать своей головой. Думаю, что акцент в наборе максимально высоких цифр будет переводиться на такие регионы.

В то же время в регионах, скажем так, высокочувствительных к фальсификациям, будет проводиться политика максимальной прозрачности, открытости выборов, будет делаться все возможное и невозможное, чтобы избежать нареканий. Ведь если бы не эти массовые, откровенные, бесстыдные нарушения в Москве на выборах в декабре 2011-го, то их политический резонанс был бы на порядок ниже.