https://www.funkybird.ru/policymaker

Директор Института стран СНГ о статье Путина

Статью Владимира Путина, посвящённую национальным проблемам, комментирует директор Института стран СНГ Константин Затулин.

Статья Владимира Путина чрезвычайно актуальна. Конфликты на межнациональной почве, которые невозможно не заметить, рост бытовой ксенофобии, популярность в определённых кругах провокационного лозунга «Хватит кормить Кавказ», примитивные рецепты решения национальных вопросов, с пафосом провозглашаемые и обсуждаемые в Интернете и на прочих общественных «площадках», наконец, ошибки властей в организации работы по межнациональной тематике – всё это подвигло кандидата в президенты выступить с отдельной большой и программной статьёй.

Лично у меня не было никаких сомнений в том, что Владимир Путин считает бывший СССР большой Россией, хотя доселе прямо он об этом не говорил. Он заявлял, что распад Советского Союза – это величайшая трагедия XX века. И за это высказывание на него обрушивались со всевозможными обвинениями и упрёками либералы и западники. В 2007 году Владимир Путин на Бухарестском саммите НАТО резко оппонировал попыткам втянуть Украину в этот западный альянс.

И при этом раскрыл своё представление о существе Украинского государства, сказав по сути, что Украина – это страна, большая часть которой исторически принадлежит к общему с Россией пространству, что также вызвало нападки в отношении нынешнего российского премьера.

Это были отдельные выступления по конкретным поводам, позволявшие домыслить, из чего исходит Владимир Путин при определении нашего геополитического пространства, что является движущим мотивом для его интеграционных инициатив, для выдвижения идей о создании сначала Таможенного, а затем и Евразийского союза. Теперь же, когда Владимир Путин прямо сказал, что распад Советского Союза – это был распад большой России, оставшаяся часть мозаики встала на своё место. И мы, граждане России, уже довольно чётко представляем его взгляд на эти вещи, и в большинстве своём этот взгляд разделяем. Думаю, что и на означенном постсоветском пространстве большинство также согласно с этим.

Но у этого взгляда, безусловно, есть и противники, которые используют удачный для них повод для усиления идеологической борьбы.

Размышляя о национальном вопросе, Владимир Путин говорит о необходимости создания в правительстве специального координирующего органа. Министерство регионального развития, призванное решать эти проблемы, как явствует из статьи, с возложенными на него задачами не справляется и надежда на то, что будет справляться в дальнейшем, невелика. Мы, судя по всему, возвращаемся к той модели правительственной структуры, которая у нас некогда называлась «министерством национальной политики», и лично я эту инициативу Владимира Путина полностью поддерживаю.

Креативность государственного деятеля, способность к такого рода инициативам сама по себе очень важна, но ещё важнее, на мой взгляд, умение извлекать уроки из прежнего опыта нашей государственности, продолжать учиться на ошибках предшественников и своих собственных, не бояться реформировать государственные институты, если жизнь того требует. Далеко не все наши политики способны или готовы на это.

В сходном контексте можно рассматривать и нынешний взгляд Владимира Путина в отношении миграционной политики. Как явствует из объёма перечисленных им проблем, Федеральная миграционная служба явно требует качественного и количественного усиления. Миграция – грандиозное и чрезвычайно сложное социально-экономическое явление, тем более в рамках постсоветского пространства, когда-то единого, а сегодня разделённого на множество государств, да ещё и в какой-то своей части непризнанных. В этих условиях статус миграционного ведомства России должен быть повышен, дабы не существовало каких-то промежуточных ступенек между ним и высшим руководством страны.

Надо отметить и то, что вышеуказанной статьёй Владимир Путин доводит до сограждан свою точку зрения относительно примитивных национальных теорий и тех порой совершенно вредоносных идей, которые стали развиваться в общественной жизни от недостаточного внимания к этой тематике со стороны нашей государственной теории и практики. У всех на слуху новые организации и движения, насаждающие, казалось бы, простые, ясные, однако в действительности весьма опасные способы решения национальных проблем. Премьер показывает своей статьёй, что у нас совершенно иной путь, заключающийся как раз в особом характере российской государственности и российской истории.

Западники и либералы многократно и резко критиковали всякую попытку рассуждать об особом пути России – Путин же показывает, что у нас есть все основания для определения этого особого пути, ибо рецепты решения национального вопроса и вопроса миграции, к примеру, в объединённой Европе привели к кризису мультикультурализма и всех подобных теорий.

Вместо этого Владимир Путин апеллирует к уникальному российскому опыту, ссылается на Ивана Ильина и даёт понять, что это отнюдь не последний случай для его высказываний на эту тему.

На основании данной статьи Владимира Путина должны быть сделаны очень серьёзные выводы. Прежде всего в отношении тех правительственных чинов, кому премьер довольно внятно адресовал свои упрёки – к примеру, касающиеся сферы образования. То есть статью премьера можно расценивать и как своеобразное предупреждение тем представителям исполнительной власти, которые по каким-то причинам не готовы к проведению явно назревших перемен.