https://www.funkybird.ru/policymaker

Украина: ни мира ни войны, а газ сжечь

Ни мира ни войны, а газ сжечь.

УКРАИНА-РОССИЯ

Январское обострение украино-российских отношений сулит нашей экономике лишь неприятности, но не катастрофу

На прошлой неделе мир узнал об очередных украино-российских газовых переговорах. Глава «Газпрома» Алексей Миллер и министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко встретились, пообщались «в конструктивной обстановке» и договорились… продолжить консультации.

Но до этого стороны обменялись несколькими злобными выпадами — и по поводу газа, и газотранспортной системы, и украинского продовольствия. Бизнес пытается понять, ждет ли его новая украино-российская торговая война, а если да, то каковы последствия? Ибо Россия остается крупнейшим партнером нашей страны (на нее приходится до 25% экспорта). Признаки торговой войны налицо — например, на прошлой неделе Комиссия Таможенного союза по 26 июня 2014 года ввела 26-процентную антидемпинговую пошлину в отношении импорта произведенных в Украине стальных кованых валков для прокатных станов.

За еду

Одним из самых первых и громких антиукраинских выпадов Москвы стало заявление руководителя Роспотребнадзора, главного государственного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко, который 12 января заявил: «За четвертый квартал 2011 года произошло заметное ухудшение потребительских свойств сыров, поставляемых из Украины». И обвинил наших производителей в использовании пальмового масла при их выпуске, пообещав ограничить ввоз украинской молочной продукции.

«Нас решили прижать по давно разработанной схеме. Как только у Украины начинались какие-то разногласия с Россией в газовой сфере, появлялись территориальные претензии, например, по острову Тузла, тут же выходил Онищенко и говорил о плохом качестве наших продуктов. Точно так же россияне поступили с Грузией — весь мир пьет Боржоми, а они нашли в этой минеральной воде пестициды», — напомнила руководитель аналитического департамента консалтингового агентства ААА Мария Колесник.

Никаких доказательств Онищенко не предъявил. Зато, перечисляя предприятия, которые якобы производят «не ту» продукцию, он упомянул Звенигородский сыродельный комбинат. А тот не продает россиянам сыр с 2006 года.

Естественно, украинские производители с обвинениями не согласны. Председатель совета директоров компании «Молочный альянс» (куда входит Пирятинский сырзавод, также обвиненный Онищенко) Сергей Вовченко заявил: «В продукции предприятий холдинга, экспортируемой в Россию, вообще отсутствует какой-либо растительный жир».

Поставки наших сыров на свою территорию РФ пытается ограничить уже четвертый раз. А первый раз «сырные санкции» появились в январе 2006-го. Тогда наши сыроделы экспортировали в РФ примерно 200 тыс. тонн продукта в год. Они усвоили уроки: по данным ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» (УКАБ), за 11 месяцев 2011 года производители поставили россиянам 61,5 тыс. тонн этого продукта, стараясь переориентироваться на другие рынки. «Та первая война послужила толчком для переоборудования украинской сырной отрасли. Сырные компании сейчас более крепкие, банкротств в этой отрасли ожидать не стоит», — прогнозирует Колесник. Неплохой альтернативой для сбыта могут стать густонаселенные арабские страны.

Между тем надо признать, что от потенциальных российских санкций пищевики могут крепко пострадать. В Россию, кроме сыра, Украина экспортирует мясо, кондитерскую и винно-водочную продукцию, пиво. По данным Госстата, за январь-ноябрь 2011-го мы поставили на российский рынок продуктов питания на 1,01 млрд долларов. И это несмотря на ставшие уже традиционными ограничения.

Например, в декабре участники Таможенного союза — Россия, Беларусь, Казахстан — ввели единую ставку пошлины на ввоз отечественной карамели в размере 294,10 доллара за тонну (см. «Горькая конфетка под ёлочку»). «Эти меры называются временными, но применяются они третий раз подряд в течение десяти лет и превратились в режим постоянных торговых ограничений», — подчеркнул президент ассоциации «Укркондпром» Александр Балдынюк.

Украинские кондитерские компании за это время неплохо подстраховались, открыв на территории РФ свои производства (Roshen, «Конти»).

Отечественные производители мяса тоже вовремя поняли, что делать ставку только на Россию нельзя. Их продукция вполне устраивает европейцев. К примеру, компания «Мироновский хлебопродукт» уже поставляет курятину в Германию.

Кстати, есть еще любопытная версия, объясняющая высказывания Онищенко. Он пытается дискредитировать реформу по внедрению в Украине европейской системы контроля безопасности пищевых продуктов. Теперь все полномочия переданы Государственной ветеринарной и фитосанитарной службе. До 1 января в нашей стране работало пять ведомств. России предстоит такая же реформа (РФ недавно вступила в ВТО). Возможно, Онищенко решил нанести упреждающий удар, чтобы контроль отдали именно его ведомству. Он ведь среди прочего выразил недовольство тем, что контролировать еду в нашей стране будут ветеринары: «Фактически в этом содержится признание гражданина Украины животным».

Украинские чиновники в долгу не остались. Госветфитосанитарная служба на прошлой неделе заявила, что ненадлежащий контроль над российским мясом угрожает нашей стране и другим соседним государствам ни много ни мало африканской чумой свиней.

Газовая боль

Причины поиска соринок в глазах соседа очевидны: Юрий Бойко сообщил, что в нынешнем году Украина снизит объемы закупаемого газа с 52 млрд до 27 млрд кубометров.

Уже в январе, по словам заместителя директора департамента по вопросам нефтяной, газовой, торфяной, нефтеперерабатывающей промышленности и альтернативных видов топлива Минэнергоугля Константина Бородина, страна сократила импорт газа втрое по сравнению с прошлогодними показателями. «По данным на 14 января, поступления по импорту за сутки составляли 53,5 млн кубометров, отбор из подземных хранилищ — 110,2 млн кубометров. Год назад «Нафтогаз» импортировал 175,5 млн кубов газа и отбирал из ПХГ 114,1 млн кубометров», — рассказывает Бородин.

Министр Бойко поясняет, что украинская экономика не выдерживает существующих цен на газ. Сегодня в украинский бюджет заложена стоимость газа в пределах 416 долларов за тысячу кубометров. В 2011 году было импортировано российского газа на сумму 11,785 млрд долларов, причем в первой половине года цена не достигала и 300 долларов за тысячу кубов. А ведь российский флот остается на территории Украины до 2042 года…

Больнее всего газовые цены бьют по химикам, у которых в себестоимости продукции около 70% приходится именно на газ. Правда, подавляющее большинство предприятий большой химии в Украине принадлежит Дмитрию Фирташу. А он имеет возможность импортировать сравнительно дешевый среднеазиатский газ и располагает запасом в 12,1 млрд кубов, отсуженных у «Нафтогаза» в Стокгольмском арбитраже.

Президент Виктор Янукович две недели назад заявил, что стране ежемесячно надо изыскивать 500 млн долларов для покрытия убытков за приобретенный газ. По его словам, чтобы получить эти полмиллиарда, нужно поднять тарифы на жилищно-коммунальные услуги и цену на газ для населения. И естественно, в преддверии выборов власть на такое не пойдет.

Газообразная арифметика

В ответ на заявления наших политиков Москва напомнила об украинских обязательствах «бери или плати». И тут началось самое интересное.

Согласно газовому контракту, неоднократно обнародованному СМИ, Украина с 2010 года обязана ежегодно выкупать у России 52 млрд кубометров газа — это годовое контрактное количество (ГКК). При этом оплатить Киев должен в любом случае минимальное годовое количество (МГК), которое рассчитывается по формуле МГК = 0,8 x ГКК. Поэтому за прошлый год Украина должна заплатить за 41,6 млрд кубов газа. Законтрактованный объем может уменьшиться еще на 20%, если стороны об этом договорятся за шесть месяцев до начала следующего года поставки. НАК уверяет, что он отправлял письмо в «Газпром» с предложением согласовать на 2012 год объем в размере 33,75 млрд кубометров еще 20 мая 2011-го. «Таким образом, минимальное годовое количество природного газа, который компания должна отобрать и оплатить по контракту в 2012 году, составит 33,75 млрд кубов х 0,8 = 27 млрд кубометров», — отмечается в сообщении НАК.

Тут Киев, безусловно, лукавит: 80% от 52 млрд — это 41,6 млрд. Минус 20% от этого объема — 33,28 млрд, но никак не 27 млрд кубов. На это и указала Москва. Следует отметить, что столь принципиальную позицию Россия занимает исключительно в отношении Украины. В частности, на днях были изменены условия договоров для европейских потребителей газа. Например, «Газпром» поставляет его французской компании GDF Suez по спотовым ценам (сегодня это около 300 долл./тыс. куб. м). По оценке члена наблюдательного совета Института энергетических исследований Юрия Корольчука, для немецкой компании E.On, которая также является партнером россиян в строительстве газопровода «Северный поток», газ обходится по 380 долларов.

Все опрошенные эксперты считают, что Украина может попытаться найти справедливость в международном арбитражном суде. Не исключает этой возможности и премьер-министр Николай Азаров, но отмечает, что судебный процесс может занять минимум год.

Пока переговоры длятся, украинские чиновники стараются всеми силами уменьшить внутреннее потребление газа. Например, Бойко заговорил о необходимости перевода всех теплоэнергоцентралей с газа на уголь, что позволит, по подсчетам чиновника, сэкономить около шести миллиардов кубов газа в год. Правда, реализация последнего намерения сомнительна — к ТЭЦ нужно подвозить большие объемы угля, а затем вывозить золу.

Между прочим, на прошлой неделе Молдова договорилась с Украиной о закупке у нее природного газа в случае проблем с подписанием нового контракта с «Газпромом». Киев будет поставлять Кишиневу природный газ из собственных запасов «по приемлемым ценам». Сегодня Молдова закупает 100% природного газа в России. Цена тысячи кубометров газа в IV квартале составила 395,53 доллара, а прогнозная цена на нынешний квартал — 401,35 доллара.

Дела железные

По оценкам госпредприятия «Укрпромвнешэкспертиза», в 2011-м наши металлурги экспортировали около 22,5 млн тонн металлопроката (в 2010 году было 23,8 млн тонн). Доля России в структуре экспорта металлопроката немного превышает десять процентов. Эксперты прогнозируют, что экспорт стали будет снижаться и дальше из-за кризиса. Но избыток продукции Украина поглотит сама. Директор ГП «Укрпромвнешэкспертиза» Владимир Власюк отметил, что в последние два года внутреннее потребление металлопроката растет. «В этом году в Украине будет потреблено около 9,2 млн тонн стали, что почти на 30 процентов больше в сравнении с 2010-м», — говорит он. По его мнению, Украина в случае применения каких-либо санкций со стороны России со скрипом, но сможет найти другие рынка сбыта. Например, в этом году ожидается 7,9-процентный рост потребления стали на Ближнем Востоке.

Следует отметить и такой факт: 30 декабря 2011-го был утвержден размер квот на беспошлинную поставку украинских труб в страны Таможенного союза в 2012 году: в Беларусь — 72 тыс. тонн, в Казахстан — 42 тыс. тонн, в Российскую Федерацию — 150 тыс. тонн на первое полугодие (на второе квоты будут рассматриваться дополнительно). Это, по сути, продление на год механизма, появившегося еще в конце 2005 года, когда РФ ввела антидемпинговые пошлины на украинские трубы, но предоставила возможность ввозить фиксированные объемы. В 2011 году квоты составляли 300 тыс. тонн. То есть, судя по последним решениям, Москва не намерена серьезно ограничивать импорт украинской трубной продукции.

Машины и машинки

По данным Госстата, наибольшую долю в экспорте продукции отечественного машиностроения в Россию занимают грузовые железнодорожные вагоны и авиационные двигатели (на них пришлось 53% и 10% всего украинского машиностроительного экспорта в РФ соответственно). Импорт российской продукции более диверсифицирован, ни одна товарная группа не занимает более 2,5% общего объема украинского импорта продукции машиностроения.

Поэтому наши машиностроители и эксперты уверены, что никуда от них российский рынок не денется. Например, харьковское ОАО «Турбоатом» значительно потеснило там российские «Силовые машины». По словам генерального директора «Турбоатома» Виктора Субботина, за последние четыре года харьковское предприятие ни разу не проиграло тендер своим российским конкурентам. В частности, из-за ассортиментной политики: харьковчане делают турбины-миллионники. А в РФ сейчас как раз идет модернизация генерирующих мощностей (см. «Турбирование прибыли»).

Довольно сильны позиции на российском рынке и еще одного харьковского предприятия — Харьковского подшипникового завода. Он успешно конкурирует с Европейской подшипниковой корпорацией (штаб-офис в Москве) в борьбе за заказы «Российских железных дорог». А это, как легко догадаться, солидный потребитель.

Не обходятся без украинской продукции российские энергетики. Так, «Запорожтрансформатор» на протяжении десяти лет обеспечивает трансформаторами северного соседа. Аналогов компании на рынке СНГ нет. Кстати, владелец предприятия — российский бизнесмен Константин Григоришин.

Россияне контролируют изрядную долю украинского энергетического машиностроения. Но его продукция в последние годы активно продается в РФ не только поэтому. Просто еще во времена СССР на украинской территории сосредоточилось много предприятий-монополистов (порой в очень узких нишах вроде двигателей постоянного тока для подъемных механизмов или подводных лодок). И они свой статус сумели сохранить.

Предприятие «Мотор Січ» незаменимо для россиян — в общем объеме его экспорта около 30% составляет доля РФ. Оно обеспечивает более чем на 80% потребность российского авиапрома в вертолетных двигателях, в денежном выражении это примерно полмиллиарда долларов ежегодно.

«Украинское машиностроение мало подвержено политическим рискам, связанным с обострением отношений между Киевом и Москвой. Отдельные виды продукции украинских машиностроителей («Мотор Січ», «Турбоатом», «Лугансктепловоз») уникальны. Недостаток либо отсутствие собственных производственных мощностей в России не позволит отказаться от закупок в Украине у таких предприятий, как «Южмаш», «Запорожтрансформатор», Сумское НПО им. Фрунзе, украинские вагоностроительные заводы», — резюмирует аналитик инвестиционной компании Concorde Capital Роман Дмитренко.

А вот украинские автоперевозчики могут пострадать. На протяжении последних двух лет Россия поднимает вопрос о сокращении размера базовых квот (разрешение на въезд) всех стран-членов Европейской конференции министров транспорта. Год назад представители транспортной отрасли РФ настаивали на тройном уменьшении таких разрешений. По подсчетам Ассоциации международных автомобильных перевозчиков России, доля Украины лишь на российском рынке перевозок в/из третьих стран — около 11%. Если Москве удастся лоббировать такое сокращение, украинские операторы потеряют свыше 200 млн долларов в год.