https://www.funkybird.ru/policymaker

Зюганов, Удальцов и иллюзия «честных выборов»

На днях на левом политическом поле произошло знаменательное событие. В преддверии президентских выборов КПРФ и «Левый фронт» заключили соглашение о сотрудничестве. Событие вызвало неоднозначную реакцию экспертов и политических активистов. За комментариями редакция сайта «Коммунисты Столицы» обратилась к своему постоянному эксперту, секретарю ЦК РКРП-РПК в по работе с молодёжью Александру Батову.

А. Батов: Узнав накануне о готовящемся соглашении между Зюгановым и Удальцовым, я не был сильно удивлён. Конечно, это событие отличается некоторой оригинальностью, особенно на фоне явного банкротства «оппозиционных» думских партий. Но тот, кто знает политическую историю Удальцова, не будет удивляться подобным неожиданностям.

Сергей, безусловно, талантливый политик, обладающий личным мужеством и многими другими полезными качествами. Но вместе с тем он имеет очень гибкую, даже эластичную политическую линию. Эта линия иногда меняется до неузнаваемости. Помню 8-й Съезд АКМ (сентябрь 2007 г.), на котором Удальцов провозгласил КПРФ «единственной коммунистической партией» и предложил тесно работать с ней вплоть до слияния. Это было в преддверии парламентских выборов. А спустя всего полгода при деятельном участии Сергея был сформирован «Левый Фронт», который в своих документах отзывался о КПРФ уже весьма нелицеприятно. Пример давний, но он показывает, что в зависимости от ситуации у Удальцова отношение к Зюганову менялось на 180 градусов, притом не раз. Характерно, что такие повороты часто совершались весьма эксцентрично, без какого-либо обсуждения и коллективного решения. То же самое произошло и сейчас. Советую прочитать статью «Бабочка Зюганов» на сайте талантливого левого публициста Анатолия Баранова. Сам Анатолий входит в руководство «Левого Фронта», однако о планируемой договорённости он узнал лишь накануне вечером и от посторонних людей. Это показательно.

Но вернёмся лучше к сути договорённостей. Договор между ЛФ и группой поддержки Зюганова уже опубликован. К чему же он сводится? Если перевести с канцелярского языка на более понятный, то суть сводится к следующему.

Зюганов как договаривающаяся сторона не даёт ничего. Самый обширный пункт договора – первый – сводится на нет тем обстоятельством, что Зюганов ни при каких условиях не будет избран президентом РФ на предстоящих выборах. По сути, первый пункт – это пустая декларация, которая ни к чему не обязывает, поскольку условие её реализации заведомо не наступит. Выражаясь языком программистов, это такой кусок кода, который никогда не будет выполнен. Абсолютно ясно, что и Зюганов, и Удальцов прекрасно понимают это.

Среди многих левых, как ни странно, ещё бродит отчаянная надежда на то, что ну уж в этот раз Зюганов вдруг да и победит. Ведь он же является «единственной реальной альтернативой Путину». Реальной ли? Эта надежда не основана на каких-либо рациональных аргументах. Нет ни одного серьёзного довода, который позволил бы считать, что Зюганов, сливший собственную победу в 1996-м году, с треском проигравший все остальные выборы, накрепко связанный общими интересами с бизнесом и чиновничеством, вдруг станет на этот раз средоточием народных чаяний. Ему просто не нужна никакая победа. Не нужна ответственность за судьбу страны. Зюганова и его окружение, составляющее верхушку КПРФ, вполне устраивает положение вечной «конструктивной оппозиции», которую щедро одаривают из государственной кормушки.

Если бы было иначе, мы увидели бы совсем другие действия КПРФ в минувшем декабре. Думаю, всякий согласится, что если бы фракция КПРФ действительно сдала свои депутатские мандаты (пусть даже не полным составом, но обязательно во главе с Зюгановым), то это неминуемо вызвало бы кризис власти. И сотни тысяч людей потянулись бы под знамёна КПРФ, почувствовав долгожданные перемены. Решительная и бескомпромиссная позиция лидера «официальных коммунистов» наверняка вернула бы к нему доверие граждан. Но решительных шагов не последовало, да и не могло последовать. Ведь для парламентских партий выборы – это, прежде всего, бизнес. Это доступ к корыту в обмен на лояльность. Конечно, корыто важнее. Поэтому КПРФ без колебаний подтвердила легитимность прошедших выборов тем, что приняла участие во «всенародно избранной» Думе. Не говоря уж о том, что Зюганов не только не поддержал стихийный протест против итогов выборов, но и постарался расколоть его.

Вот этого деятеля «Левый Фронт» теперь будет поддерживать на президентских выборах. Пункт 3 перечисляет обязательства ЛФ перед Зюгановым. Одно из них предписывает: «способствовать привлечению общественных сил и гражданских активистов к мероприятиям в поддержку…» – и так далее по тексту. Короче говоря, впрячься в агитацию, помочь Геннадию Андреевичу с предвыборной раскруткой, ссыпать ему в шапку голоса потенциальных сторонников Удальцова и ЛФ. Направить энтузиазм и поддержку людей на заведомо бесперспективное дело.

С точки зрения интересов нашего дела получается так: тандем Зюганов – Удальцов объективно помогает буржуазному режиму сохранять в обществе иллюзии относительно «честных выборов» при капитализме. Тысячи людей, затаив дыхание, будут следить за разворачивающейся предвыборной гонкой. Они будут возлагать свои надежды на эту гонку, а не на внепарламентскую борьбу. Они будут связывать свои ожидания с «народным кандидатом», а не со своею собственной борьбой. Несомненно, сохранение веры в выборы затормозит развитие настоящей, классовой борьбы трудящихся. Таков главный итог подписанного в «Росбалте» соглашения.