https://www.funkybird.ru/policymaker

Принцип суверенитета над Арктикой: проигравший плачет

На совещании Арктического совета, которое на днях прошло в канадском городе Торонто, Китай, Индия и Бразилия попросились принять их в эту организацию. Зачем этим странам, расположенным в тысячах морских миль от арктической зоны, Северный Ледовитый океан?

Причины, собственно, три. По оценкам экспертов, именно в этом регионе находится около четверти мировых запасов углеводородного сырья. На шельфах Баренцева и Карского морей уже открыты уникальные по запасам газовые месторождения. Помимо того, на него приходится значительная часть мирового вылова рыбы и морепродуктов. А ещё Северный морской путь — самая короткая трасса из Европы в Америку и Азию, в том числе и для транспортировки нефти и газа с арктических месторождений. Потенциал этого макрорегиона и прилегающих к нему северных территорий способен кормить человечество не одно десятилетие.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что на эти богатства и преимущества сегодня претендуют многие страны. Среди них не только государства, непосредственно выходящие своими границами на Северный Ледовитый океан, но и те, что находятся вдалеке от его вод. Помимо членов «арктического клуба » неподдельный интерес к шельфу проявляют свыше двух десятков других стран.

В Арктический совет – межправительственный орган, созданный в 1996 году для решения всего спектра вопросов, связанных с сегодняшним днем и будущим этого региона, ныне входят Канада, Россия, США, Норвегия, Финляндия, Швеция, Исландия и Дания. На его заседаниях постоянно присутствуют также наблюдатели из шести государств – Великобритании, Франции, Германии, Испании, Польши и Нидерландов. К ним желают также присоединиться Южная Корея, Япония, некоторые государства Евросоюза, да еще с дюжину других претендентов.

И не просто стремятся к этому, но предпринимают реальные шаги для обретения желанной цели. Так, за последние несколько лет арктический регион посетили немецкие полярники на научно-исследовательском судне «Полар штерн «, французские — на яхте ледового класса «Тара «, а датчане со шведами — на ледоколе «Оден «.

На разведку в северные широты отправился ледокол береговой охраны США «Хили «. А затем в экспедицию к Северному полюсу вместе с «Хили » вышел и ледокол канадской береговой охраны «Луи Сен-Лоран «, позабыв, на время, о своих арктических спорах с американцами по поводу другого выгодного для арктических грузовых перевозок пути — Северо-Западного морского прохода, расположенного между территорией Канады и берегами Гренландии. Накануне этого парного похода канадский премьер-министр Стивен Харпер заявил: «Основной принцип суверенитета над Арктикой – пусть проигравший плачет. Для того чтобы осваивать Север, мы должны всё о Севере знать. Для того чтобы защитить Север, мы должны Север контролировать. Для того чтобы выполнить свои задачи на Севере, мы должны на Севере присутствовать «.

Впервые свои права на арктический шельф заявили и британцы. Точнее – на Рокал, крохотную гранитную скалу в Северной Атлантике – всего-то 27 метров в диаметре. В 1955 году Великобритания аннексировала этот мини-остров, что стало последним территориальным приобретением империи. Но на него сейчас претендуют ещё и Дания, Ирландия, Исландия. Да и понятно почему: обладание Рокалом позволяет отодвинуть морскую границу на 150 миль, поближе к вожделенным арктическим кладовым.

На свою долю «арктического пирога» рассчитывают и другие страны. Например, Китай. Несколько лет назад он организовал свою станцию на Шпицбергене, а ныне создает мощный ледокол для исследований в этом регионе. В Арктике стал регулярно появляться и китайский ледокол «Снежный дракон «, ранее работавший в Антарктиде. К тому же китайский миллиардер Хуанг Нубо попытался, правда, безуспешно, купить огромный земельный участок в Исландии.

Китайский контр-адмирал Ин Жуо так без обиняков написал о претензиях своей страны в статье в журнале Diplomat: «Арктика принадлежит всем народам мира и ни один из них не обладает суверенитетом над ней… Китай должен играть важную роль в арктических исследованиях, так как мы составляем пятую часть населения планеты «. Но речь, естественно, идет не только и не столько о научных изысканиях.

Влиятельная индийская газета India Today на днях отмечала: «В последние годы как Китай, так и Индия проявляют серьезный интерес к Арктике. Помимо научных исследований, прежде всего направленных на изучение климатических изменений, они также заинтересованы в углеводородных и других природных ресурсах, которые находятся в этом регионе «. Кстати, та же Индия намерена в скором времени построить свой первый ледокол. Ясно, что не для круизов по Индийскому океану.

О том же пишет и испанский портал Publico.es: «Китай, Индия и Бразилия находятся далеко от Арктики, но требуют для себя право голоса, поскольку тоже хотят принять участие в эксплуатации энергетических и сырьевых ресурсов этой зоны, в частности, месторождений нефти и газа, доступ к которым открывается в связи с таянием снегов, вызванным глобальным потеплением «.

Претензии всех этих игроков в «арктической шахматной партии » понятны. Но создается впечатление, что они забывают об одном ведущем игроке в этом первенстве — России. Отдавать свои «севера » она явно не намерена. А речь идёт об огромном «треугольнике » в 1,2 млн квадратных километров, в вершине которого лежит Северный полюс, а в основании – береговая линия от Кольского полуострова до оконечности Чукотки. Территория, равная площади Италии, Германии и Франции вместе взятых. Её мы и раньше считали своей, а в 1926 году постановлением ЦИК СССР закрепили за собой законодательно. На отечественных географических картах этот сектор всегда отмечался как советский, ну а позже – российский.

Все эти годы вплоть до начала лихих 90-х шла активная экспансия на Север. Рейды советских полярников должны были закрепить наш суверенитет над Арктикой. Одну из первых экспедиций, как и последующие, возглавил легендарный Отто Шмидт: в 1929-1930 годах он побывал на Земле Франца-Иосифа и Северной земле. Затем был «Сибиряков «, кв Иокогаму, в следующем году – «челюскинская эпопея «, героическая, но, тем не менее, провалившаяся попытка пройти тем же маршрутом на обычном судне. И, как кульминация наступления на Арктику – водружение красного флага на Северном полюсе и организация там первой дрейфующей станции.

Освоение «северов » шло ударными темпами. Они были необходимы стране и как богатейший источник полезных ископаемых, и как стратегически важный путь переброски военных флотов из одного океана в другой. А позже – как место для ядерных экспериментов и баллистических ракет, откуда им было ближе лететь до американских берегов. Правда, если тогда обустройство территорий за Полярным кругом преследовало, прежде всего, геополитические и военные цели, то сегодня, как свидетельствуют последние арктические экспедиции, на передний план всё больше выдвигаются соображения экономического порядка. В наши дни главная ценность Арктики – в несметных богатствах её шельфа.

Конвенция ООН по морскому праву, которую Россия ратифицировала в 1997 году, сократила нашу внешнюю границу до 200-мильной экономической зоны. Поставив свою подпись под этим документом, она одномоментно утратила право на остальную часть Ледовитого океана, в том числе и на свой кусок Северного полюса.

Теперь, чтобы вернуть утраченное, России нужно обосновать, что шельф, а точнее океанский хребет Ломоносова, является непосредственным продолжением Сибирской континентальной платформы. Чем, собственно, и занимались российские экспедиции, за минувшие годы не раз отправлявшиеся в арктические воды. Однако то же самое пытаются доказать и другие участники спора – Дания и Канада.

Для нашей страны отстоять свои территориальные права – дело принципа. Ибо понятно, что играть доминирующую роль в мире в последующие десятилетия будет тот, кому достанутся основные арктические нефтегазовые богатства. Однако политический аспект освоения подводных территорий не менее важен, чем экономический. Юридическое закрепление прав России на континентальный шельф обеспечит приращение территории нашего Отечества.

Северные территории – своего рода тыловое обеспечение российской экспансии на Север, Севморпуть – главная транспортная артерия, без которой это наступление не даст желаемого результата. Однако ясно и другое — если в ближайшее время не начнётся их реальное возрождение, то и нечего строить наполеоновские планы освоения запасов арктического шельфа и нашего доминирования в этом регионе мира.