https://www.funkybird.ru/policymaker

Путин против всех

Кампания по выборам президента начинается с формирования широкого фронта оппозиции. Путин оказался в новой для себя ситуации — он никогда не был в образе «врага», а теперь в нем оказался. И пока ведет себя пассивно.

До выборов президента России остается 44 дня — полтора месяца, а кампания по сути только начинается. Россия — это не США, где кандидатская гонка начинается за год до дня голосования. Ведь американским кандидатам надо сперва заручаться поддержкой своих сторонников внутри партий, а российским нет. Патриархи отечественной политики давно самоценны, внутрипартийная конкуренция отсутствует, более того, они обладают каждый своим электоратом, и перетекание изибирателей здесь почти невозможно.

Исходный расклад сил на первый взгляд точно такой же, как и предыдущие 15 лет. Кроме Владимира Путина, в выборах участвуют все те же Геннадий Зюганов (КПРФ), Владимир Жириновский (ЛДПР) и Григорий Явлинский («Яблоко»). Есть одна фигура новая, это миллиардер Михаил Прохоров, и одна — относительно новая, это Сергей Миронов («Справедливая Россия»).

Но ситуация уже совсем другая. Сформировался широкий фронт оппозиции и лично Владимиру Путину, и проводимому им курсу. Немалую роль в этом сыграли массовые митинги «За честные выборы», интернет и период правления Дмитрия Медведева. Протестные настроения выплеснулись, наконец, из блогов на площади, и политики просто вынуждены следовать в мейнстриме, наперебой подхватывая лозунги митингов.

В итоге кандидат номер один — Владимир Путин — оказался в непривычной для себя ситуации. Теперь он приобрел образ «общего врага». В 2004 году его вторые выборы были формальностью, в них даже не участвовали основные оппоненты. Популярность Путина была огромной, что позволяло вообще не замечать редкую критику. В 2008 году новый для страны человек Дмитрий Медведев «врагом» не был хотя бы потому что никак не мог успеть им стать. А вот в 2012 году Путин уже стал «врагом» как для уличной оппозиции, так и для «форматных» политиков.

«Ситуация не такая статичная, как была в 2008 году, более драматичная. Для Путина кампания не будет простой, у него есть серьезный запас прочности, но время работает не на него, — рассуждает председатель совета директоров «Никколо М» Игорь Минтусов. — Тренд для Путина скорее негативный».

При этом в реальности за кресло президента борется только он один. «Для всех остальных, кроме Путина, победой станет получение большего количества голосов, чем им пророчит социология, — говорит гендиректор ИА Regnum, политтехнолог Модест Колеров. — Предел их мечтаний — это второй тур». Оппоненты Путина добиваются снижения его легитимности, чтобы упрочить свои переговорные позиции в дальнейшем: «Это очень много значит, особенно в свете предстоящих прямых губернаторских выборов, и это очень большие деньги», — рассуждает он.

Политтехнолог Михаил Логинов допускает, что оппоненты Путина рассчитывают на чудо. В декабре, во-первых, «Единая Россия» набрала меньше, чем ожидала, во-вторых, начались массовые митинги. «Естественное искушение для любого политика: если чудеса возможны, то почему не со мной? — говорит он. — К тому же годы правления Медведева привели политическую элиту к мысли: «Президентом может быть кто угодно, почему бы и не я?»

В любом случае можно говорить о том, что в кампании есть две стороны — Путин и «все остальные», стремящиеся нарушить спокойствие Путина на олимпе.

Кампания Владимира Путина пока пассивна. Это началось еще осенью, когда премьер-министр, даже дав согласие на использование его образа в кампании «Единой России», почти не появлялся на плакатах и отсутствовал в видеороликах. Путин пытается формировать свою повестку дня, но больше внимания вызывает его реакция на претензии оппозиции. Поэтому складывается впечатление, что он и никак не может перехватить инициативу, заставить других реагировать на его действия. «Политическая культура Путина, заложенная в нем еще Собчаком, не позволит ему избегать неприятных тем, он вынужден отвечать», — поясняет Игорь Минтусов.

В последние дни премьер чрезмерно увлекся защитой рыболовов-любителей — возможно, как раз оттого, что уж эту нишу никому не приходило в голову занять. То есть, если говорить в целом, пока внимание приковано не к нему. Обнародование путинской программы может выровнять ситуацию, но ненадолго, поэтому она и публикуется частями.

В то же время его статус таков, что абсолютно все оппоненты строят свою кампанию на критике власти и Путина лично, пытаясь привлечь на свою сторону электорат условных «центристов». По большому счету, они соревнуются в том, кто главный критик. Это звание получит тот, кто займет на выборах второе место. Но это и не позволяет кандидатам отойти от линии «агитации против», вынуждая их становиться все радикальнее. Никаких ходов, кроме еще более активного представления себя в свете угнетаемых оппозиционеров, от Зюганова, Миронова и Жириновского ждать не приходится. В этом смысле не исключены и провокации за авторством их штабов.

Под вопросом находится имидж главного кандидата. Путин, которого полюбили в свое время россияне, был «мужиком» — летал на самолете, демонстрировал мускулы на рыбалке, тушил пожары. Сейчас это все уже бессмысленно и не нужно, считает Модест Колеров, а нужен «Путин №2″, новый, сделавший выводы, он должен стать государственным деятелем, предпринимающим реальные действия, направленные на улучшение жизни людей». Михаил Логинов полагает, что аудитория, привыкшая к таким стандартным приемам, достаточно велика, и совсем от них отказываться не будут. Но и он согласен, что эта аудитория могла сократиться, особенно после таких абсурдных эпизодов как извлечение амфор со дна морского с первого же погружения. Скорее, по мнению эксперта, стоит ожидать таких ходов как внезапные визиты в творческие, научные или учебные коллективы в попытке перетянуть на свою сторону образованных горожан.

От остальных кандидатов не стоит ждать новинок, считают эксперты — Зюганов, Жириновский, и Явлинский давно превратились в бренды, имидж которых и не нужно менять, и главное, уже невозможно (хотя, как отмечает Игорь Минтусов, предвыборные плакаты КПРФ в регионах в последнее время вполне остроумны и креативны, но на президентских выборах формат задают программы кандидатов). Единственный, кто может что-то «подправить» — это Миронов. Возможно, он попробует подать себя как лидера уличных протестов, но оратор он слабый, и вместо него на митинги будет ходить депутат Геннадий Гудков, что не добавит популярности лично Миронову, рассуждает Логинов. Модест Колеров напоминает, что успех «Справедливой России» на выборах в Госдуму был во многом достигнут благодаря участию в дебатах Оксаны Дмитриевой, то есть это не вполне его результат, а в президентских выборах люди участвуют лично и персонально.

Первый канал на днях начал открытую атаку на оппозицию. В программе «Время» был показан (да еще и первым номером) сюжет о встрече оппозиционеров с новым послом США в Москве Майклом Макфолом. Это не были съемки Первого канала — транслировался взятый с Youtube ролик, сделанный активистами движения «Наши». Они допытывались у политиков, зачем те пришли к Макфолу, а титры (сделанные «Нашими», но продемонстрированными на всю страну Первым) гласили, что оппозиция получает у посла инструкции. Показ на главном телеканале страны столь явно пропагандистских и не лучшего качества роликов из интернета вообще нонсенс, и это позволяет сделать вывод о том, что ресурс телевидения власть намерена использовать на полную катушку. Целью атаки будет «отрыв» лидеров митингов — Бориса Немцова, Алексея Навального, Евгении Чириковой и других — от собственно митингующих.

«Мочить по ТВ будут лидеров оппозиции, но выборочно, а в интернете — всех. Последние две недели будут мочить и парламентскую оппозицию, причем максимально вероятно, что от имени Жириновского — коммунистов, от имени коммунистов — Миронова и так далее. Самые громкие новости, вроде «Акунин назвал Навального фашистом!», последуют в последние три дня кампании», — прогнозирует Михаил Логинов.

«Телевидение, без сомнений, будут использовать вовсю в интересах партии власти, — говорит Игорь Минтусов, — но это принесет не только пользу, но и вред, ведь у многих такие сюжеты уже вызывают смех». В сети тоже будут попытки усилить позиции Путина, но там сделать это сложнее. Расширение охвата Интернета уже стало одним из факторов сокращения визуальной агитации в крупных городах, но пока, по мнению эксперта, Интернет еще не сравнялся по степени влияния с телевидением — это может произойти через 3-4 года. «К следующим президентским выборам ситуация кардинально изменится», — прогнозирует он. Михаил Логинов думает, что ближе к выборам плакатов, газет и листовок станет больше.

Путин на днях заявил, что приглашал оппозицию из «Лиги избирателей» на встречу и посетовал, что они не пришли. Он не в первый раз играет на том, что оппозиция сама не хочет диалога. Как один из вероятных вариантов, перед выборами может последовать демонстративное приглашение Навального и других в «Большое правительство» Дмитрия Медведева. Также, по мнению Колерова, правильным была бы отставка министра образования и науки Андрея Фурсенко, являющегося «алергеном» для общества. Но это вряд ли произойдет, так как будет выглядеть уступкой оппозиции.

Не стоит забывать и об административном ресурсе, на который снова может быть сделана ставка. Хотя Владимир Путин явно старается не допустить таких масштабных скандалов, как на выборах в Госдуму, прекратить опираться на это он не сможет. «Административный ресурс — основной фактор, определяющий успех и неуспех кандидатов», — предупреждает Минтусов. «Пока что нет ни одного уголовного дела по самым одиозным нарушениям, зато председатели избиркомов и губернаторы, давшие малый процент «Единой России», лишаются мест. Намек понятен», — резюмирует Логинов.