https://www.funkybird.ru/policymaker

В Евразийский союз — под красным знаменем

Красный флаг как символ единения и мужества в нашей истории связан отнюдь не только с советским периодом

Помимо всего того наднационального, что имеет сегодня Евросоюз, он еще имеет и свою символику — флаг ЕС (флаг Европы): всем сегодня знакомое синее полотнище с 12 золотыми звездами по кругу, принятое еще в 1955 году, когда уровень евроинтеграции был много меньшим, чем сегодня.

Если сегодня всерьез ведется речь о создании Евразийского союза, идею которого активно поддерживает российский премьер Владимир Путин, то вполне логично было бы говорить и о символике Союза, в т. ч. и о его флаге. В свое время Александр Лукашенко предлагал принять за основу флага Союзного государства Белоруссии и России флаг СССР. Вопрос тогда был отложен, но предложение не было отвергнуто.

Отказ от обсуждения этого вопроса скорее предполагает не дилемму «говорить или не говорить о символике воссоздаваемого Союза?», а дилемму «говорить на официальном уровне или говорить на уровне предварительных обсуждений?», потому что если сам вопрос существует, уйти от его обсуждения все равно нельзя.

Во всяком случае, наличие хотя бы предварительного предлагаемого варианта могло бы быть в конечном счете если и не флагом Евразийского союза, то флагом самой реинтеграции, ее символом, символом прошлого и будущего единства объединяемых в рамках ЕАС стран.

В принципе, здесь есть два пути: либо изначально рассматривать в качестве флага ЕАС государственный флаг СССР (хотя бы потому, что речь идет именно о реальной реинтеграции входивших в него государств), либо искать тот флаг, который с исторической точки зрения ассоциировался бы с идеей объединения территорий, расположенных на просторах бывшей Российской империи, а затем — СССР.

И, что интересно, именно с этой точки зрения оказывается, что в процессе государственного объединения российских земель (российских — в широком смысле слова) было как раз красное знамя. Не знамя СССР, а знамя красного цвета. Именно под красными стягами русское войско, как свидетельствует официальная историография, вышло на Куликово поле и одержало победу над ордынцами. В «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что русские войска бились под чёрмным (т. е. красным) знаменем с изображением золотого образа Христа. Миниатюры XVII века изображают в качестве знамени русских на Куликовом поле красный стяг с православным крестом. Если говорить о значении этой битвы и связанной с ней символики, то дело здесь даже не в самой победе московского князя над темником Мамаем и не в самой победе Москвы над Ордой. Здесь дело в том, что само русское войско было именно войском Земли Русской, союзным, объединенным войском, в котором сражались не только сами московские воины и не только собственно русские воины, но и союзные Москве воины народов будущей России. Под одними знаменами тогда выступили не только войска Московского князя и подручных ему князей, но и Суздальского, Тверского и Смоленского Великих княжеств, Великого Новгорода, рязанские и литовские дружины. Эффект Куликовской битвы был не только в победе, но в объединении русских и близких им земель. Причем по данным, на которые ссылаются как официальные, так и независимые исследователи, из 60-70-тысячного русского войска собственно московские войска составляли порядка трети — около 20 000 человек (хотя мнения историков о численности русских сил и противостоящего им на Куликовом поле войска Мамая сильно разнятся).

Кстати, решающий удар в битве, как считается, был нанесен дружиной Дмитрия Боброка-Волынского, безудельного князя родом из Волыни, т. е., по нынешним определениям, «западноукраинца», но, кроме того, еще и потомка Великого Литовского князя Гедимина.

Что касается красного стяга русских воинов, то, с одной стороны, красный цвет становится геральдическим цветом Московского княжества, выступившего центром объединения России, с другой — носит воинско-героическую смысловую наполненность: русские воины носили в те времена красные рубахи и красные плащи, чтобы враг не мог видеть кровь от ранений и получить вследствие этого подтверждение успешности своих ударов.

С принятием Московским княжеством на себя смысловой преемственности по отношению к Византии красный цвет означает и преемственность державного значения: в Риме красный цвет был цветом императорской власти.

Можно как угодно относиться к СССР (в данном случае речь не о нем), но очевидно, что красные знамена в России никак не ограничиваются рамками советского периода и не связаны исключительно с революционной деятельностью. Красный цвет исторически является для России цветом объединения и державности, причем державности, объединяющей разные народы. Под красными стягами, как свидетельствуют историки, сражались и дружинники князя Святослава (правда, стяги эти были клиновидной формы), и ополченцы Минина и Пожарского.

По данным некоторых исследователей, когда в 1907 году Министерством юстиции Российской империи была создана особая комиссия, которая должна была определить предположительные цвета российского государственного флага, она после пяти лет работы в 1912 году пришла к выводу, что именно красный цвет должен считаться геральдическим цветом России и стать цветом ее знамени. Российский триколор, который ныне является флагом Российской Федерации, тогда являлся не государственным, а национальным флагом России. Однако в Российской империи эта инициатива своего реального воплощения так и не получила.

Тем не менее, красное знамя СССР в этой связи было не только «идеологическим знаменем» (хотя оно в первую очередь было именно таковым), но и знаменем историческим — знаменем и цветом объединения народов России. В этом качестве, став сначала знаменем объединения в противостоянии с фашистской агрессией, а затем — Знаменем Победы над фашистской Германией, оно наполняется и новым смыслом — смыслом общей Победы народов тогдашнего СССР в борьбе за свободу — и не только свою, но и за свободу человечества.

Являясь историческим символом и объединения народов России (т. е., если на то пошло, народов Евразии), и их подвигов, и борьбы против порабощения, именно красное знамя, как представляется, логично смотрелось бы в качестве общего флага Евразийского союза. В частности, с учетом того, что все республики на территории СССР так или иначе вполне справедливо считают себя общими наследниками Победы над фашизмом.

Конечно, в той ситуации, которую мы имеем сегодня, вряд ли оказалось бы возможным принять в качестве флага ЕАС собственно флаг СССР, но возможны иные варианты.

Теоретически одним из них могло бы стать принятие в качестве такого флага Знамени Победы над фашистской Германией. Победы, доказавшей единство народов тогдашнего СССР и сплотившей их судьбу, возведшей эти народы в ранг освободителей человечества.

Однако и штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, ныне являющийся официальным символом Победы советского народа и его Вооруженных сил в Великой Отечественной войне, и другие знамена, водруженные над рейхстагом весной 45-го, но уничтоженные в ходе боев, были изготовлены по образцу государственного флага СССР.

Тогда возможен другой вариант флага Евразийского союза — красное знамя с той или иной комбинацией золотых звезд, обозначающих равноправие и единство субъектов реинтеграции. Как и на флаге ЕС, эти звезды могут быть расположены по кругу. А по аналогии, например, с флагом США, где количество звезд, как известно, увеличивалось с течением времени, и количество звезд на красном флаге ЕАС могло бы меняться в зависимости от числа присоединившихся к Союзу в данный момент постсоветских республик. Важна была бы сама преемственность красного цвета как цвета Объединения, Победы и Мужества в российской истории на протяжении многих веков. А в нынешней ситуации такой флаг еще мог бы символизировать и победу над катастрофой разделения, обрушившейся на страну 20 лет назад.