https://www.funkybird.ru/policymaker

Политики и эксперты обсуждают статью Владимира Путина

В начале недели была опубликована программная статья Владимира Путина под заголовком «Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить» — по сути, политическая повестка для дальнейших дискуссий о будущем России. Каким это будущее может быть? Что же будет с Родиной и с нами? Ответы на эти вопросы, волнующие ту, большую часть граждан России, которой небезразлична именно судьба своей страны, а не то, что о ней подумают другие державы, и были изложены, а затем подверглись детальному обсуждению.

Статья в «Известиях» — это не экономическая и политическая программа. Это взгляд Владимир Путина на самые важные проблемы страны. В ней он дает свой ответ на вопрос, как за политическими дебатами не просмотреть угрозы, с которыми Россия может столкнуться в ближайшем будущем.

«Сегодня говорят о разных формах обновления политического процесса. Но о чем предлагается договариваться? О том, как устроить власть? Передать ее «лучшим людям»? А дальше-то что? Что делать-то будем? Меня тревожит, что у нас практически не происходит обсуждения того, что надо делать за рамками выборов, после выборов», — говорит в своей статье глава правительства.

Владимир Путин считает, что любому, кто придет на высший пост государства, сразу, на следующий день после выборов, придется решать задачу развития страны в условиях нестабильности мировой экономики. При этом невозможно будет не учитывать тот путь, который страна уже прошла за последнее десятилетие: «Нефтяные доходы мы использовали для роста доходов населения, для того, чтобы вытащить миллионы людей из нищеты. А также — чтобы иметь национальные сбережения на случай кризисов и катаклизмов. Сегодня этот потенциал «сырьевой экономики» иссякает, а главное — не имеет стратегических перспектив».

Экономист Сергей Глазьев одним из первых в России ввел в оборот термин «природная рента». Когда-то обещание изъять сверхдоходы от нефти и газа в бюджет было коньком его собственной предвыборной программы. Ввести природную ренту пробовали еще в начале 90-х годов, но тогда правительство отступило под давлением Валютного фонда.

«Одна из главных заслуг правительства Владимира Путина состоит в том, что удалось действительно большую часть природной ренты, то есть сврехприбыли от использования природных ресурсов, вернуть в доход государства. Это гигантские суммы, которые в 90-е годы растекались по карманам олигархов», — отмечает экономист Сергей Глазьев.

Теперь Владимир Путин в своей статье ставит важный вопрос, какую экономику нам нужно строить дальше. Эксперты отвечают по-разному: можно пуститься в технологическую погоню за западными странам, копируя их лучшие образцы. Но в этом случае Россия рискует оказаться в роли вечного догоняющего. «Технологическая интеграция с Западом. Нам тут пока автосборочные заводы ставят, но вектор-то другой. Мы должны вместе с ведущими автомобильными концернами производить новые автомобили», — уверен политолог, главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев.

Другие эксперты считают, что догонять бесполезно. Нужно воспользоваться тем, что сейчас в мире происходит глобальная смена экономической модели. То, что мы называем финансово-экономическим кризисом, это кризис старой экономики. На первый план выходят новые отрасли: биомедицина, информационные технологии, материалы с новыми свойствами. Если инвестировать накопленные в сырьевом секторе деньги туда, то в ближайшем будущем есть шанс войти в число стран-лидеров.

Еще один взгляд выражает бывший экономический советник Владимира Путина Андрей Илларионов. Он считает, что экономическая модель не имеет значения, а рынок полностью зависит от политической системы. «Выяснилось, что главным, чуть ли не единственным значимым фактором для долгосрочного экономического роста является политическая свобода, имеются в виду институты политической демократической системы. Если вы посмотрите на те страны, которые действительно являются наиболее богатыми, наиболее зажиточными с наиболее уважаемым населением, от западноевропейских до США, Канады, Японии и других, это все страны политической демократии. Именно политическая демократия создала механизмы, когда не царь, не бог, не султан, не шах, а люди сами, меняясь, причем меняясь непредсказуемо — никто не знает какая партия выиграет через 4 года или через 8 лет, этого никто не знает ни в одной из этих стран, но все знают, что институты политической демократии, институты правовой системы сохранятся – и именно эти институты обеспечивают в долгосрочной перспективе самые лучшие экономические результаты», — убежден Андрей Илларионов.

В своей статье Владимир Путин говорит о двух крайностях присущих сегодня российской политике – это мечта оставить все, как есть, либо попытка перепрыгнуть через несколько ступеней сразу.

«Постоянно повторяющаяся в истории проблема России — это стремление части ее элит к рывку, к революции вместо последовательного развития. Между тем не только российский опыт, а весь мировой опыт показывает пагубность исторических рывков: забегания вперед и ниспровержения без созидания», — отмечает в своей статье Владимир Путин.

Известный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко обратил внимание именно на это место в статье. По его мнению, если власти не удастся пройти по грани между революцией и застоем, то наша страну может постичь судьба СССР. «Если мы посмотрим на те страны, которые, в общем-то, являются мировыми лидерами, мы увидим, что они свой революционный опыт, опыт резких изменений, они в свое время прошли и вернулись к более стабильному развитию. Мне кажется, что те, кто желает резких перемен, желают их, конечно, с самыми благими целями, они, может быть, не до конца понимают, что за этим следует, они может быть, плохо знают историю, в том числе и историю нашей страны, то есть она просто перестанет существовать как Россия. Она просто превратиться в такие отдельные территории со своей маленькой властью со своими новыми маленькими правителями. Фантасты на эту тему говорили и писали давно, а, честно говоря, даже ждали этого. Описано много таких ситуаций, и то, что этот тренд десять лет назад был изменен, это стало даже довольно неожиданно», — говорит Сергей Лукьяненко.

А вот революцию, которая, по мнению Владимира Путина, уже незаметно для многих свершилась, он назвал образовательной. 57% молодых людей в возрасте от 25 до 35 лет имеют высшее образование. Стремление молодежи учиться, как пишет Путин, «образовательный драйв», нужно использовать для развития страны: «Даже если в настоящий момент нашей экономике и не нужно столько работников с высшим образованием, назад вернуться уже нельзя. Не люди должны подстраиваться под существующую структуру экономики и рынка труда — экономика должна стать такой, чтобы граждане с высоким уровнем образования, с высоким уровнем запросов могли бы найти себе достойное место».

Этот подход ломает привычный стереотип: нам не нужно столько специалистов с дипломами, набор в вузы надо ограничить, если выпускники все равно не могут найти работу по специальности. Переучим юристов на маляров и каменщиков, потому что экономике больше нужны рабочие руки. Но это если говорить об экономике прошлого, экономика будущего очень скоро может предъявить совсем другие требования.

Экономист Сергей Глазьев отмечает: «Самой большой отраслью экономики становится здравоохранение, второе по величине — образование. И наука. Вот эти три отрасли, которые мы привыкли считать непроизводственными, они стали главными двигателями экономического роста. На них будет приходиться почти половина валового продукта. Вот этот образ будущего, он у нас уже есть».

Приглашение к разговору, которое сделал в своей статье Владимир Путин, было подхвачено не только в среде политологов и экономистов. Любая встреча премьер-министра на этой неделе становилась площадкой для обсуждения.

Владимир Кулистиков, главный редактор «НТВ», поинтересовался у Владимира Путина: «Владимир Владимирович, вот в вашей статье говорится и, видимо, дальше в других статьях будет говориться о том, с чем вы пойдете на выборы. Между тем все-таки сейчас в центре внимания вопрос, как будут выборы проведены. Вот наступит 4 марта, думаю, большинство предпочтет вас. Как вот вы потом после 4 марта докажете моему другу Алексею Венедиктову, что вы победили честно и справедливо?»

«Я не думаю, что я что-то должен доказывать. Я уже говорил, могу повторить еще раз. Для меня важен не сам факт работы во власти. Для меня важна возможность решать проблемы, перед которыми страна стоит. На таком уровне можно работать только тогда, когда есть реальное доверие и поддержка граждан. Тогда можно осуществлять то, что ты задумал. Если ее нет, тогда лучше не прикасаться. И мне самому важно выявить, понять эту реальную поддержку. Я хочу, чтобы у нас выборы были прозрачными и максимально честными. Если граждане доверят страну, доверят Россию, доверят ее безопасность, развитие экономики другому человеку, значит, так тому и быть, пускай работает. И я буду стремиться к тому, чтобы это было максимально прозрачно», — ответил Владимир Путин.

Еще одна тема, которая обязательно отразится на будущем России, обсуждалась на встрече с болельщиками и руководителями мирового футбола. Проведение Чемпионата мира в 2018 году. Премьер-министр сделал многое, чтобы этот Чемпионат состоялся именно в нашей стране, рассчитывая, что затраты на его проведение окупятся новой инфраструктурой и новым уровнем развития транспорта. Но и Йозеф Блаттер, и Мишель Платини с удивлением слушали, когда болельщики вдруг перевели разговор на качество российского высшего образования, о котором писал Путин в «Известиях», и на его отношении к переходу на летнее время. Дмитрий Хрисанов, представитель движения спортивных болельщиков Татарстана, посетовал: «Допустим, вот сейчас Лига Европы проходит, «Рубин» играет там. Проходим, допустим, в 9 вечера, он заканчивается в 11 вечера, а с утра тебе надо вставать, а у тебя час жизни просто отняли». – «Дима, я не являюсь автором этого решения», — ответил премьер-министр. «- Я понимаю. Я просто хочу узнать ваше мнение, как, вот, вам легко вставать на час раньше?» — «Мне вставать всегда тяжело».

Тем не менее Владимир Путин пообещал передать Президенту Дмитрию Медведеву соображения болельщиков на эту тему. Это было уже после совещания, за просмотром футбольного матча. Но о футболе почти не говорили — фанаты больше интересовались политикой. Спрашивали, знает ли Владимир Путин, что в Интернете много критикуют «Единую Россию»?

«Эта реакция на какие-то негативные проявления со стороны той же «Единой России», направленная в мой адрес — не думаю, что это непонимание того, что я не могу все проконтролировать и всем дать какие-то указания, да еще и выяснить, так они выполнили или нет. Это просто указание на то, что люди а) чем-то недовольны и б) указывает на то, что и я на это обратил внимание. Я ведь в свое время сознательно не стал менять Конституцию под себя. Вы думаете, что я не понимал, что если я буду выдвигать свою кандидатуру, что будет примерно такая ситуация? Я прекрасно это понимал. То, что сейчас происходит такая дискуссия, меня это не обескураживает и не раздражает и не огорчает. Я этому рад. Я этого хотел», — сказал Владимир Путин.

Еще одна тема, которую называют ключевой для будущего России, — национальный вопрос. Именно футбольных фанатов часто обвиняют в расизме и ксенофобии, и они сами признают, что поводы для этого есть. Владимир Путин объяснил, почему он считает такие настроения губительными для страны.

«Если кто-то захочет разрушить Россию, он будет бить именно по национальному вопросу. У нас многонациональная страна, но 80% с лишним — это русские. Это этнический фундамент России. Но я хочу сказать всем — и русским, и нерусским: наши предки строили Россию тысячу лет как многонациональное государство. И если кто-то вам будет говорить, что надо создать моноэтническое государство, это специально делается для того, чтобы разрушить страну, или люди не понимают, что движение в этом направлении будет означить не что иное, как отбрасывание России и самих русских в разряд третьестепенной региональной державы», — подчеркнул глава правительства.

Владимир Путин пообещал, что в своих новых выступлениях в печати он подробнее остановится в том числе и на этой теме. Статья в «Известиях» только обозначает проблемы. В следующих публикациях Владимир Путин хочет представить пути их решения.

Владимир Путин в ближайшее время продолжит публикацию программных статей — на днях премьер намерен высказаться по национальному вопросу в России.