https://www.funkybird.ru/policymaker

Призрак бродит по России — призрак демократии

«Но люди неразумны, потому —
Законы жизни писаны не в книгах,
А выкованы в дулах и клинках —
Орудьях истребленья и насилья»

Максимилиан ВОЛО
ИН

В бытность нижегородским губернатором Борис Немцов высказывал мнение, что человека должны больше занимать личные интересы нежели государственные проблемы. Не хотелось бы думать, что переход Бориса Ефимовича и его сподвижников в правительство вызван более личными заботами чем интересами страны. Но «чужая душа — потемки». Обустройство личных дел на казенной службе сейчас как бы норма жизни, а невнимание широких слоев граждан к интересам государства очень способствует как раз такому виду личного благоустройства.

Однако вот вопрос: если каждый радеет лишь за себя, а не за общество, в котором живет и не за государство, гражданином коего является, то из чего же слагаются государственные интересы — разве всего лишь из простой суммы личных? Ведь именно т.н. «свободное волеизъявление» путем арифметического сложения голосов «за» и «против» на выборах или референдуме является как бы вершиной демократии — правления народа, определяющего таким путем основные государственные принципы, цели и способы существования страны и ее граждан.

Любопытно, что этот якобы «наименее плохой из всех прочих» вид организации общественного бытия провозглашает сумму субъективных мнений как некую объективную реальность: «Большинство всегда право!» Это как если бы в Академии наук путем голосования утверждали законы природы! Причем согласно принятым правилам игры — перевес хотя бы в несколько голосов или даже в один голос подчас решает судьбы миллионов: не раз уже и в Парламенте всего один-два голоса решали судьбу Закона или Постановления, хотя казалось бы структура общественного обустройства должна бы соблюдать пропорции итогов голосования, а не впадать в крайности — «или так, или совсем наоборот» в зависимости от субъективизма нескольких процентов колеблющихся во мнении.

Опасность использования чистой арифметики в решении общественных проблем явно недооценивается. Если бы судьба многих общественных институтов решалась подобным образом, вероятно, отменили бы космические исследования и научные разработки, анафеме предали высшую математику и философию, закрыли бы театры и филармонии, поскольку, видимо, многим не нужна никакая иная культура кроме заполонивших телеэфир садистских боевиков, эротических триллеров, бесноватых плясок, диких воплей и прочего дурманящего примитива, воспитывающего у иных этакий комплекс псевдополноценности и самодостаточности. Попробуйте в школе провести голосование: нынче уроки проводить или день развлечений — кто победит?

Наглядна странность этих правил игры, когда академик Дмитрий Лихачев — имеет такой же единственный голос, как и спившийся забулдыга, чье «волеизъявление» можно за стакан водки купить! Кого у нас в стране больше «лихачевых» или алкоголиков — довольно ясно, если по статистике в России на душу населения приходится в год 18 литров алкоголя, а деградация народа начинается с нормы более 9 литров в год. Так чего же мы можем ждать от таких выборов? Станислав Лем когда-то предложил мысленный опыт: посадить неграмотных случайно барабанить по клавишам пишущих машинок и дождаться — когда же они напечатают сочинения Шекспира!

Еще интереснее, когда количество избирателей, вообще не принимающих участие в выборах, превышает число тех, кто проголосовал: согласно «правилам игры» — и такое возможно, когда выборы считаются состоявшимися, к примеру, если явилось всего 25 % списочного состава, или когда порога явки совсем нет — хоть 1 % проголосуй, этого оказывается достаточно! Тогда результаты «общенародного волеизъявления» становятся в полную зависимость от случайных флуктуаций тех или иных прихотей, по которым большинство проигнорировало свой гражданский долг.

Сказал же мудрец: «Не страшись врагов — они могут лишь убить, не опасайся друзей — они могут лишь предать, бойся равнодушных — именно с их молчаливого согласия существуют в мире предательства и убийства». Воспитание политической апатии в обществе — один из видов манипуляции электоратом, чрезвычайно успешной в последнее время: даже на референдум по Конституции в декабре 1993 г. явилось всего чуть больше 50 % избирателей, а одобрили ее также немного больше половины явившихся; в итоге за Основной Закон страны высказалось лишь несколько больше четверти граждан, имевших право голоса. Итог: принята на всенародном референдуме!

Интересно было наблюдать в часы голосования как некоторые люди перед заполнением бюллетеня в самые последние минуты просматривали текст Конституции, пытаясь понять — что даст и что отберет она у них, но таких было явное меньшинство. Люди голосовали в наивной надежде на изменения только к лучшему. Как пелось тогда: «Перемен хотим, пер-р-ремен!..» — и, видимо, многим верилось, что любые «пер-р-ремены» могут только улучшить жизнь. Анализ, прогнозы, перспективы, динамика, тенденции — кого в массе интересуют такие непростые понятия! «Мы хотим сегодня! Мы хотим сейчас!» — а «сегодня и сейчас» обычно только лихие обещания.

Неужели всерьез можно поверить, что граждане сознательно голосовали за раздачу страны по дешевке своим и заграничным ловкачам, за то, чтобы из кормившей когда-то всю страну нефте-газовой трубы (по выражению Г.Явлинского) теперь кормилась лишь некая привилегированная тысяча человек, за массовое обнищание и развал производства, за безработицу и отказ от права на труд (нет его в Конституции — есть право только на условия труда!), за крах бесплатного образования и здравоохранения, за разграбление общенационального достояния и обвальную коррупцию, за криминализацию страны и за новую гражданскую войну, за деморализацию народа, его спаивание, наркотизацию и вымирание почти по миллиону в год, за те экономические репрессии, жертвами которых стали десятки миллионов пенсионеров и еще под сто миллионов более молодых граждан ?!

Теперь нам пытаются внушить, что страну разорил военно-промышленный комплекс: но без ВПК страна была бы растоптана гитлеровцами, а позже ВПК восстановил военный паритет и мир избежал третьей мировой войны, репетицией которой были атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Сейчас ВПК уже развален, сокращается армия, ну так что же нынче разоряет страну — может быть воровской вывоз из нее сотен миллиардов долларов? Или методика реформ, теоретически ориентированных на «стихийную самоорганизацию» экономики, а фактически ведущих страну к колониальному феодализму?

В сознание людей вдалбливается жесткая связка «рынок-демократия»: если демократия, то обязательно рыночная экономика, а если рынок, то непременно в наличии демократия. Что это — наивность или умышленный обман? Ведь рыночные отношения были и при рабовладении, а демократия может существовать и при разумном регулировании экономики. Настойчиво внушается принцип якобы «естественности» рыночных отношений, построенных на алчности словно на единственном достойном качестве человека. Утверждается, будто «хватательный рефлекс» — главное, что заложено в человеческих генах: и младенца, тянущего ручонку, припоминают как образец поведения. Но ведь у младенца есть еще и познавательный рефлекс с тем же жестом, и щедрость есть у малого ребенка, и ласку он проявляет той же протянутой рукою.

Конкурентная борьба за выживание преподносится как единственно правильный способ человеческого бытия: ссылаются при том на механизмы естественного отбора в дикой природе. Но недалеко же мы ушли от дикости и младенчества, если подобное видится идеалом бытия, если разум применять лишь для тех же целей, для каких животные используют свои инстинкты. Навязывается предвыборная агитация за бизнесменов как за наиболее эффективных якобы и во властных структурах; за кадром остается их возможность лоббировать во власти свою выгоду, а вовсе не интересы граждан и государства. Обрабатывают народ всевозможные пропагандисты и имиджмейкеры, психоаналитики и суггестологи, престидижитаторы и проктофантасмисты; денег на них тратится море, а цель одна — преподнести стремления и посулы кандидатов за собственные желания избирателей, результаты голосования выдать за подлинное волеизъявление публики, а систему подобной демократии — за высшее достижение народовластия.

Но фактически страной правит капитал — частично легальный, а более криминальный и теневой, свой и зарубежный, естественно, в своих же интересах: наживы и власти любой ценою. Страна живет в условиях реальной диктатуры капитала, точнее — его законных и незаконных хозяев, покупающих все: средства массовой информации и властные посты, голоса избирателей и недвижимость, прошлое, настоящее и будущее государства. А по России бродит Призрак демократии — иллюзия того, что всего происходящего в ней хочет сам народ, который голосует подчас либо без осознания последствий, либо за остатки хоть какой-то стабильности и гражданского мира по вечному российскому принципу «не до жиру — быть бы живу».