https://www.funkybird.ru/policymaker

Революция в Казахстане — вопрос времени?

В рождественский вечер в Киеве состоялась встреча с лидером Социалистического движения Казахстана Айнуром Курмановым и председателем профсоюза «Жанарту» Есенбеком Уктешбаевым. Их рассказ разбивает всякие иллюзии о феодально-капиталистическом характере казахского режима и показывает, что Казахстан в последнее время оказывается в авангарде мировой классовой борьбы.

В начале гости выразили благодарность киевлянам за пикет посольства Республики Казахстан 16 декабря. Еще в Украине пикеты прошли в Одессе и в Львове. Для казахского правительства это было полной неожиданностью. Вместе с тем такая форма борьбы очень эффективна, т.к. придает событиям, которые режим Назарбаева хочет скрыть, своевременную международную огласку. 16-17 декабря, а так же в последующие дни, подобные акции прошли в России, Германии, Бельгии, Великобритании. В Лондоне был проведен пикет главного офиса Лейбористской партии, именно её глава — бывший премьер Тони Блэр является советником Нурсултана Назарбаева. Следующая волна протестных акций запланирована на конец января, в сороковой день смерти казахских нефтяников.

Расстрел 16 декабря планировался задолго

Расстрел рабочей демонстрации не был для казахских властей спонтанным решением. Таким способом они задумали подавить длящуюся более полугода забастовку. В октябре-ноябре под Актау проводились военные учения. Туда была переброшена бригада морской пехоты и части внутренних войск для отработки действий против рабочих. С утра 16 декабря на крышах домов возле главной площади Жанаозена были расставлены снайперы и пулеметные точки с крупнокалиберными пулемётами (см. видео). Через несколько часов были отключены интернет и сотовая связь. Это была чётко спланированная акция режима.

Именно на этом митинге бастующие должны были озвучить резолюцию-воззвание к рабочим всей страны, где кроме экономических, выдвигалось политическое требование отставки президента Назарбаева.

Это выступление длится с мая (а с декабря 2010 рабочие вступили трудовой спор с руководством предприятий) и носит чисто классовый характер. Не было никакой организации с Запада. В организации помогали ряд общественных организаций Казахстана и независимый рабочий профсоюз «Жанарту» (на русском — «Возрождение»), в который входят 40 тыс. рабочих из разных отраслей. Главные требования этого профсоюза — национализация ключевых промышленных предприятий. Также помощь рабочим оказывало Социалистическое движение Казахстана (СДК), в которое входят профсоюзы и Социалистическое Сопротивление Казахстана.

Преследования и убийства профсоюзных лидеров Мангистауской области длятся с начала забастовки. 2 августа был убит 28-летний рабочий-активист Жаксылык Турбаев, 14 августа была похищена и убита 18-летняя дочь председателя профкома компании «Озенмунайгаз» Жансауле Карабалаева. Во многих случаях полиция отказывалась даже принимать заявления от пострадавших. Точного количества жертв подсчитать невозможно.

Что касается декабрьских жертв. По официальным данным их 14, по данным комиссии профсоюзов Актау, убитых больше 150. Более 100 трупов власти сожгли тайно. 17 и 18 декабря шли бои в посёлке ж/д станции Шетпе. Погибло много детей, женщин и подростков — милиция стреляла без разбору. Много человек умерло впоследствии от полученных ран. Их, конечно же, не вносят в официальное число убитых. И уже вряд ли внесут: большинство жертв войдёт в число «пропавших без вести», хотя совершенно понятно, как и куда могли «пропасть» люди во время вооруженного подавления протеста.

Комендантский час продлили до 31 января. Сейчас в городах и посёлках Мангистауской области настоящий полицейский террор. ОМОНовцы без разбору арестовывают всех мужчин, часто грабят и избивают. Не гнушаются грабить даже похоронные процессии, где хоронят ими же убитых людей. Количество арестованных точному подсчеты не поддается, их несколько тысяч. Все СИЗО забиты, наиболее распространённая пытка сейчас, когда начались холода, — обливать водой и выставлять на мороз.

Но рабочие не сдаются, борьба не прекращается — скорее это тактическая перегруппировка сил. Во время боёв в Жанаозене все месторождения нефти были охвачены забастовкой. ОМОН находится на вражеской ему территории с настроенным против него населением. В последнее время участились случаи нападения на блок-посты. Есть информация, что 4 ОМОНовцев, участвовавших в пытках, нашли убитыми. Возможно, это начало «казахской герильи».

Реакция мирового сообщества

Официальный профсоюз НКП сразу же встал на сторону властей и играет на их стороне. Западным профсоюзам лидеров протестующих рабочих они рисуют бандитами-маоистами, казахским — как «оранжевых». Но западные «поборники демократии», кроме нескольких депутатов Европарламента, и не думают осуждать действия казахских властей. Режим Назарбаева выгоден всем: и Западу, и России, и Китаю. Никакого подобия ливийского сценария здесь не может быть. Западу Назарбаев выгоден из-за стабильных поставок нефти, России — поскольку она перепродает Западу казахскую нефть, а Китаю — поскольку большинство прибыли от добычи нефти достается ему.

Китай — единственное государство, которое сразу же, 16 декабря, открыто предложило правительству Назарбаева военную помощь. Его влияние на казахскую олигархию огромно. Сейчас большинство нефтедобывающих предприятий западного Казахстана контролирует китайский капитал, им принадлежит более 50% акций. Причем, это государственный китайский капитал, а не частный. Главный инициатор уголовного дела против профсоюзного юриста Натальи Соколовой — и.о. президента АО «Каражанбасмунай» Юань Му, член Коммунистической партии Китая. Кстати, в Актюбинской области есть много китайских рабочих, их зарплаты значительно выше, чем у казахских.

Несколько слов о Наталье Соколовой, юристе профсоюза нефтяников Каражанбаса, арестованной в конце мая. В начале августа суд признал ее виновной по двум статьям Уголовного кодекса Казахстана — 164 (возбуждение социальной вражды) и 334 (организация и проведение незаконного профсоюзного собрания) и дал ей 6 лет колонии общего режима. Попросту говоря, за то, что она выполняла свой профессиональный долг и защищала права рабочих. Суд был беспрецедентный по процессуальным нарушениям: не было выслушано ни одного свидетеля защиты. Никакой защиты не было — это было судилище, а не суд.

Зарплата и условия труда

Официальная зарплата нефтяников 300-350 тыс. тенге — свыше 2000 долларов. Это даёт повод для всяких манипуляций общественным мнением, мол, что же им ещё надо? На самом деле, после вычетов и штрафов и прочих ужимок на руки рабочие получают от 500 до 1000 долларов. Но даже такая сумма недостаточная для нормальной жизни. Этот регион — пустынный, воды нет, цены на продукты питания — очень высокие. Например, одно куриное яйцо стоит 300 тенге (больше 2 долларов). Семьи казахский рабочих, как правило, очень большие, жёны сидят дома. На одного работающего приходится 5-6 неработающих.

Задолженности по зарплате нет, но условия труда ужасающие. Спецодежду выдают раз в год, а срок её износа при постоянном контакте с нефтью — 2 месяца. Работники вынуждены замачивать её в солярке и снова одевать, дыша вредными парами. Кроме этого, в месторождениях нефти — постоянный выход сероводорода и повышенный радиационный фон. Владельцы предприятий скрывают факты смерти рабочих от плохих условий труда. Когда 20-летний парень приходит после смены домой и умирает, то официально это не связывают с его работой.

Из Китая привозиться изношенное оборудование, которое не позволяет давать нужный план. Но по документам оно идет как новое, и нормы выработки постоянно повышаются. Естественно, рабочие их выполнить не в состоянии, — за что их штрафуют. Идёт ужасная интенсификация труда. Когда Наталья Соколова работала начальником департамента кадров в компании «Каражанбасмунай», через её руки проходило много подобных фактов нарушений прав трудящихся.

Социальные движения

Социальные движения в Казахстане представляют собой активно действующие группы, направленные на защиту прав простых граждан. Социалистическое движение Казахстана объединяет в себе много подобных организаций: рабочих, обманутых дольщиков, «ипотечников», движений, борющихся за невыселение людей из единственного жилья и т.п. Есть свои юристы, которые стараются решить все обращения людей.

Профсоюз «Жанарту» принимает активное участие в сохранении промышленности Казахстана. Благодаря его усилиям было сохранено 4 крупнейших завода страны, которые власти хотели закрыть. Это оказалось возможным только через вовлечение в борьбу рабочих и служащих из других предприятий многих городов — только массово можно противостоять диктатуре буржуазии. Например, «Жанарту» удалось отстоять Алматинский завод тяжелого машиностроения, на территории которого семья Назарбаева хотела построить крупный торговый центр. Другой пример — Алматинский вагоно-ремонтный завод. Есенбек Уктешбаев работал на этом заводе и проводил там аудит. По его соображениям, руководство вело вполне рентабельный завод к банкротству и через несколько месяцев закрыло бы его. Была организована мощная забастовка: 24 июня 2011 года завод буквально захватили 2000 рабочих и вынудили руководство официально подписать обязательство, по которому завод не будут закрывать ещё в течение 15 лет. Правда Есенбека и других активистов при этом уволили… Мало-помалу, национализация промышленности становиться общенародным политическим требованием.

Огромна роль женщин в протестном движении. Кроме Натальи Соколовой, это Наталья Ажигалиева, Роза Тулетаева, Аймайн Онгарбаева и другие. Наталья Ажигалиева, хрупкая невысокая женщина, мать пятерых детей, этим летом более 50 дней принимала участие в голодовке вместе с другими рабочими в палаточном лагере профсоюза «Озеньмунайгаз», потеряв значительную часть веса. Во время попытки разгона ОМОНом 8 июля палаточного лагеря, она облила себя бензином и пригрозила самосожжением. Это немного отрезвило полицейских. Через два дня, при окончательном разгроме лагеря, её обессиленную схватили и под усиленной охраной отвезли в больницу. Но товарищи выкрали Наталью со второго этажа больницы через окно и спасли от суда.

Женщины проявляют героическую стойкость. Нетрудно представить на что им приходится идти: 7 месяцев забастовки, денег нет, кормить детей нечем. Были и разводы, но большинство жён до конца поддерживали своих мужей. Причем, это вполне свободный выбор — в Казахстане ислам никогда не был достаточно развит, и здесь не характерно средневековое отношение к женщинам. Они пользуются уважением и почётом.

Политические движения и партии

Политических противников режиму Назарбаева по сути нет. Есть пару партий-сателлитов правящей «Нур Отан». Либеральная оппозиция очень слабая. В стране почти нет «среднего класса», «оранжевым» не на кого опираться. Поэтому разговоры об «оранжевом сценарии» в Казахстане — полная чушь. Показательно, что во время событий в Жанаозене либеральная оппозиция была полностью растерянна, лишь на второй день сделала заявление, что протесты — дело рук провокаторов!

Накануне выборов 15-16 января власти провели основательную зачистку, запретив всех опасных по их мнению конкурентов. Деятельность Компартии, аналога КПРФ и КПУ, была приостановлена, вследствие чего партия развалилась. Власть так напугана, что устранила из предвыборной гонки даже своих союзников. Зато неведомо откуда появились националисты, которые пытаются вовлечь народ Казахстана в междоусобную войну. Есть основания считать, что это работа спецслужб. Пытаются посеять вражду к т.н. «оралманам» (казахи-переселенцы из других стран), к русскоязычному населению, а его в стране около 35%. В пик забастовки в Мангистауской области появилось «Заявление 138-ми» к правительству о лишении русского языка официального статуса.

Накануне выборов власть развернула настоящий террор в неугодных областях: «неизвестные террористы-исламисты» регулярно устраивают взрывы, без вести пропадают люди. Вдобавок — пытки нефтяников. Правительство приучает народ к крови, чтобы потом было легче навязать им диктатуру.

Общество сильно поляризировано: есть кучка олигархов, которая опирается на армию и милицию, и есть абсолютное большинство нищающего народа. Антагонизм накаляется, противостояние уже жёсткое, но будет ещё жёстче. Революция придёт без сомнения.

Рабочий класс Казахстана не собирается сдаваться

Все члены неподконтрольных профсоюзов в Казахстане — де-факто революционеры, враги для власти. Сейчас все нефтепромыслы близ Актау оккупированы национальной гвардией, забастовка продолжается. Но общественное мнение в стране решительно осуждает режим. Равнодушных к расстрелам в Жанаозене практически нет, и решимость народа крепчает.

Общественная обстановка настолько напряжена, что любая экономическая борьба сразу же приобретает политический характер. Даже при отсутствии своей партии борьба рабочих становится последовательной и организованной. Среди рабочего класса, особенно на юге — очень много 20-30-летних. Больше 90% — казахи, разговаривающие на казахском, но никакой нетерпимости к другим национальностям нет и близко. Казахскому рабочему классу это чуждо, а все разговоры о межнациональных конфликтах — это ложь, распространяемая правительством, чтобы посеять вражду внутри него. Хороший пример, как казахские рабочие защищали русскую Наталью Соколову.

Уже озвучена идея создания собственной политической партии. Даже российская буржуазная газета «Комсомольская правда» передаёт слова многих рабочих Жанаозеня: «Ленин бы нами гордился!»

Казахстан только первый…

События в казахском Жанаозене — это предвестник событий, которые, вероятно, произойдут в других странах бывшего СССР. Просто неолиберальная экономическая модель в Казахстане была жёстче, «правильнее», поэтому взорвалась раньше. Нурсултана Назарбаева специалисты по праву считают одним из лучших учеников Маргарет Тетчер. Те реформы, которые в Казахстане были проведены в середине 90-х, в России и Украине только начинаются. А точнее сказать, Назарбаев — это современный Пиночет: не зря неолиберальные реформы были один в один списаны с чилийских, о чём с гордостью заявляло казахстанское правительство. Все «демократические» правительства Европы до сих пор аплодируют Назарбаеву. Поражение рабочего класса Казахстана в интересах всех буржуазных партий, а реакция левых, подобная публикации в газете «Коммунист», показывает кто на чьей стороне.

Мировой империализм в лице назарбаевского режима сегодня отрабатывает в западном Казахстане формы борьбы против рабочего класса. Кризис капитализма не оставляет других путей. Несомненно, в скором будущем их используют многие, даже демократические в данный момент правительства. Поэтому победа казахского пролетариата очень важна для всех наших народов — она непременно станет знаменем борьбы для русских и украинских рабочих, и, пожалуй, для рабочего класса всего мира.

Встреча была организована Союзом коммунистов Украины при содействии ВО «Борьба».