https://www.funkybird.ru/policymaker

Школа множит наше горе?

Предлагаемая ниже статья носит более чем дискуссионный характер. В ней много предельно спорных положений, включая прискорбную главную идею работы о фактической ликвидации школы как в отдельно взятых регионах, так и в остальной России. Не сомневаемся, что наш читатель будет просто в ужасе от концепции этой статьи! Куда идем? Куда скатываемся?

Впрочем, автор текста, исходя их местных реалий, рассуждает практически в той же плоскости, что и реакционные реформаторы от образования во главе с А.Фурсенко, успешно уничтожающие русскую школу. Министр, наконец-то может гордиться. Фурсенковщина оказалась созвучной исламскому фундаментализму. Кто следующий призовет к сокрушению школы?

Вместе с тем автор не лакирует действительно драматичную картину событий в одном из стратегически важных регионов страны, указывая на реально возрастающие угрозы, которыми власть практически не занимается. Однако предложенный им самим путь проблем не решает, а только усугубляет. Спасибо ему за признание того, что есть еще русские школы, которые действуют в русских областях страны, воспитывая патриотизм, тогда как остальные под рукодством господ реформаторов уже работают на развал России.

Не соглашаясь с вышеприведенным материалом, считаем полезным знать о настроениях, бытующих у части даже вполне образованного общества. Американским советникам они явно понравятся, в отличие от нас.

Сохраняя военный паритет с боевиками на Северном Кавказе, Россия уже потерпела здесь идейно-политическое поражение. Важная часть ответственности за это поражение лежит на современной российской школе, которая по идее должна быть главным инструментом социализации личности. Если через год-два после окончания школы сотни молодых людей берут в руки автомат, значит машина социализации дала сбой.

Ежегодно на Кавказе в ходе террористической войны погибают сотни человек. Однако даже боевая статистика не описывает всей тяжести ситуации. По данным социологов, от 7% до четверти населения Дагестана уже поддерживают идеологию экстремизма. Двадцатитысячная вооруженная федеральная группировка в Дагестане сдерживает две-три тысячи боевиков, но ничего не сможет сделать в случае всеобщего восстания 40-50 тысяч экстремистов.

На мой взгляд, причины идеологического поражения России на Кавказе надо искать в современной российской школе, которая единственная уполномочена государством социализовать (т.е. готовить к жизни в обществе) личность ребенка. Здесь что-то идет не так.

Убежден, что для спасения Дагестана и России от разрастания гражданской войны необходимо вывести русскую школу за пределы тех районов, где идет эскалация конфликта.

Современная российская школа дает достаточно большой объем знаний, но не оказывает серьезного влияния на умы и сердца учеников. Иными словами, она не выполняет той главной задачи, ради которой общество затрачивает на нее огромные ресурсы – не осуществляет социализации индивида. Современная школа заполняет мозг, но душа ребенка ей не нужна. Для души и сердца ребенка находятся совсем другие наставники.

Современный террорист – это выпускник средней школы, имеющий студенческое удостоверение или диплом о высшем образовании. Нередко даже – аспирант при одном из вузов. Причем он может быть студентом не только дагестанских вузов, но и любого российского, даже — столичного вуза. Представьте себе студента, скажем, МГИМО, который по ночам собирает самодельное взрывное устройство. И такая картина вполне реалистична.

Из-за однобокой, убогой социализации в школе такой террорист особенно опасен. Он хорошо знает русский язык, занимает видно положение в обществе, знает все «коды безопасности» в обществе, он как бы вне подозрений…

В Дагестане есть несколько горных районов, которые являются основными поставщиками жилой силы для террористического подполья. Именно из этих районов надо временно вывести русскую школу, передав образовательный процесс здесь в ведение мечети или джаммата (общества села или района).

Это приведет к немедленной поляризации обществ: лояльная России и светскому государству часть общества быстро (чтобы не утерять нить образовательного процесса) переберется в города, на равнину, где их дети продолжат образование. Города получат новых мигрантов, что ускорит урбанизацию, экономическое и социальное развитие Дагестана.

Молодежь остальных семей будет безопасна для России: не имея диплома (или свидетельства) о среднем образовании, молодые люди предпочтут остаться в горных районах, чтобы заниматься сельским хозяйством. Их душа не будет разорвана избыточными амбициями, которые порождает современное образование. Джамаат, семья и духовные лидеры смогут обеспечить неконфликтное воспитание.

Да и в других регионах России нам всем следует внимательнее присмотреться к той роли, которую играет сегодня современная российская школа. Она дает детям знания, но и создает немало проблем.

В свое время распад Советского Союза был вызван именно слишком хорошим (говорю без иронии) советским образованием. Давая личности универсально-многовекторное образование, советская система создавала в той же личности соответствующие этому образованию завышенные потребности, которые никак не могла удовлетворить советская распределительная экономика. Эта социализация плодила индивидов-индивидуалистов. К 1980-м гг. никого в стране не волновали ценности коммунизма, за которые умирали отцы и деды, зато всех волновали собственные машина-квартира-дача. Индивидуализм личности пришел в конфликт с обществом и государством, организованными на коллективистских принципах. И однажды государство рухнуло. И никто из сотен миллионов граждан не попытался его спасти.

Да и в современной России многие беды также – от существующей системы образования. Например – депопуляция страны. Современная система образования также плодит еще более эгоистичную и индивидуализированную личность. Выпускник сельской школы (парень лил девушка) с завышенными амбициями едет в крупный город, где пытается сделать карьеру, но не заводит семью и детей, или же расстается с избранником если решит, что они препятствуют реализации амбиций. А выпускник городской школы горящими глазами смотрит в сторону Запада.

Или другая проблема. В матрице любой современной системы образования в любой стране заложен национализм. Не исключение и Россия. В центре России школа порождает русский национализм, на национальных окраинах – антирусский национализм, который приобретает псевдорелигиозные черты.
Впрочем, мучается с современной школой не только Россия. Это – мировая проблема. Личность, которая создается путем социализации современным государством, является склонной к деструкции, обращенной внутрь и вовне себя. Характерно, что формирование этих черт – неотъемлемый результат самого процесса социализации личности.

В каком-то смысле создание такого высоко-социализованного индивида похоже на процесс обогащения урана. Без обогащения, то есть создания потенциально-опасной концентрации радиоактивного вещества невозможно решение ряда энергетических и оборонных задач. Однако итогом обогащения является возникновение опасности, сопоставимой по размерам с получаемой выгодой.

Уверен, что для спасения России желательно отказаться от всеобщности и обязательности школьной социализации. России не нужна обязательная школа, которая множит ее горе.