https://www.funkybird.ru/policymaker

Стоит ли готовиться к большой арктической войне

Истории со шпионскими скандалами, в которых упоминается Россия, стали всплывать на поверхность все чаще. Не успела широкая общественность удостовериться в том, что «британский камень» — на самом деле британский, а не подставной реквизит из запасников ФСБ, как разгорелся новый скандал. На сей раз в Канаде раскрыли секретную деятельность в пользу России человека, который являлся офицером ВМФ Страны кленового листа. Даже имя этого человека в мгновение ока стало достоянием гласности – Джеффри Пол Дедайл. Господин Делайл проходил службу в городе Галифакс и имел возможность получать информацию о передвижении канадских кораблей. Кроме того, и маршруты кораблей военных судов других стран НАТО, как оказалось , тоже были известны офицеру Делайлу. Якобы именно эти маршруты он и передавал Москве, за что сегодня и попал на скамью подсудимых.

Некоторые эксперты уверены, что это не более чем ответ Запада России на ее чрезмерные старания с тем самым камнем – и не более того, а кто-то высказывает мысли о том, что таким образом канадская сторона начинает свою большую битву за Арктику. И главным оппонентом Оттавы в споре за огромные богатства Арктического региона является именно Россия.

Стоит заметить, что жесткие шаги в адрес России предпринимались и до инцидента с офицером Делайлом. Широкую дорогу канадской русофобии нового поколения проложил нынешний премьер-министр Канады Стивен Харпер. Если резюмировать все слова, произнесенные господином Харпером в адрес России за почти шесть лет его нахождения у власти, то получится, что Россия представляет для современной Канады объективную угрозу. Российские шпионы, уверен Стивен Харпер, буквально рыскают по городам и весям его большой страны с целью выведать все тайны: от рецепта кленового сиропа до траекторий движения натовских подводных лодок в глубинах мирового океана.

По естественным причинам поддерживает премьера Харпера и министр обороны Канады Питер Маккей. Он заявляет о постоянной угрозе Канаде со стороны неких государств, однако слово «Россия» в его высказываниях в явном виде отсутствует.

Если серьезно рассматривать вариант того, что Канада начинает вести закулисную игру с целью обрести базис для снижения роли России в освоении Арктики, то здесь нужно установить имеющийся баланс сил. Помимо собственно России и Канады на практически бездонные арктические недра претендуют и другие государства. Это Норвегия, Дания и Соединенные Штаты. Казалось бы, что само наличие Соединенных Штатов в этом квинтете должно пустить развитие событий по отработанному сценарию. Однако, как известно, американско-натовская программа по захвату определенных территорий с некоторых пор приобрела характер «демократизации» местного населения. Казалось бы, достаточно немного проспонсировать оппозиционные силы, вручить оранжевые стяги и погнать народ на баррикады – и регион в руках Вашингтона и его преданных вассалов. Только вот в случае с Арктикой такой сценарий как-то не вяжется: из местного населения — только белые медведи, тюлени, да промысловики. Оппозиции, как говорится, ноль! Поэтому здесь приходится выдумывать альтернативные подходы. И в такого рода выдумках, по всей видимости, больше преуспевают именно канадцы. Сами ли они фонтанируют идеями о «российской угрозе» или соседи подсказывают – это вопрос уже, как говорится, десятый. Весь факт в том, что новые экономические реалии вполне могут привести даже не к дипломатическому противостоянию в Арктическом регионе, а ко вполне реальному – горячему военному.

На сегодняшний день, что отрадно сознавать, именно Россия обладает наиболее серьезными потенциалами на севере. Северный российский флот является самым мощным флотом страны на сегодняшний день. В строю СФ стоят 30 субмарин различных классов. Кроме того, СФ – это авианосец, десантные корабли, тяжелые атомные крейсеры, эсминцы, противолодочные корабли, минно-тральные суда и ряд других кораблей, составляющих внушительную группировку. Помимо морских сил здесь же у России всегда готовы вступить в выяснение отношений за Арктику около сотни военно-воздушных судов, несколько полков, оснащенных ЗРК С-300. В полной мере действует и радиолокационное поле.

В планах руководства страны увеличить число военнослужащих сухопутных войск. Пока в регионе из сухопутных войск имеется лишь 200-я Печенгская бригада, дислоцированная на Кольском полуострове, а также бригада морской пехоты. Уже в текущем году в Мурманской области планируется разместить еще несколько мотострелковых бригад, способных выполнять возложенные на них задачи в условиях арктических широт. В войска планируется поставить новый «Витязь» — транспортер-болотоход. В 2015 году арктическая группировка должна получить еще и сочлененные платформы «Арктика», разработка которых ведет уже сейчас.

Площади региона огромны, именно поэтому России необходимы по-настоящему мобильные соединения, способные к решительным действиям в любой точке Арктики.

На фоне российского арктического потенциала, потенциал канадский выглядит гораздо более скромным. Если учесть, что вся канадская армия составляет около 60 тысяч «штыков», то говорить о полноценном противостоянии Канады и России на севере слишком оптимистично для Оттавы.

У американцев арктический потенциал, безусловно, выглядит мощнее канадского, но и его нельзя назвать полновесным, учитывая к каким масштабам обычно тяготеют Штаты. Все американские арктические силы сосредоточены на Аляске. Здесь располагается мотопехотная и аэромобильная бригады, позиционные район ПРО Соединенных Штатов с пятью эскадрильями истребителей и корабли береговой охраны. Даже если американцы решат поддержать свои аляскинские силы с помощью других баз, например, Тихоокеанского флота, то «оголится» слишком обширный кусок американской территории в других широтах, да и время, которое потребуется для переброски – слишком велико по современным меркам.

Нацеленность Норвегии на Арктику тоже очевидна, но и ее ВВС, сухопутная бригада и несколько военных кораблей не выглядят пугающе.

В этой связи канадские шпионские скандалы вряд ли поспособствуют усилению положения Страны кленового листа в регионе, из которого господин Харпер титаническими усилиями хочет вытеснить Россию.

Не будем, однако, забывать, что помимо перечисленных стран на Арктику засматриваются и другие государства. К примеру, это Великобритания и Китай. Никаких географических прав на северные территории ни Лондон, ни Пекин не имеют, но от этого аппетиты Туманного Албиона и Поднебесной не уменьшаются.

Поэтому не стоит переходить к шапкозакидательским настроениям по поводу и без того большого российского военного потенциала в Арктике, ведь борьба может быть навязана тем, от кого ее в меньшей степени ожидаешь.