https://www.funkybird.ru/policymaker

Москвичи берут власть в свои руки

Четвертого марта москвичи будут выбирать не только президента России, но и депутатов муниципальных собраний в своих районах. После думских выборов, митингов на Чистых прудах, Болотной площади и проспекте Сахарова многие обычные горожане решили, что пора брать власть в свои руки, и пошли в политику. Причем по кратчайшему пути — через муниципальные собрания. «МН» встретились с кандидатами в депутаты, чтобы узнать, кто они такие и зачем им это нужно.

Как в Нью-Йорке

«Странно, но за 20 лет власть в России так и не научилась главному — объяснять людям, что и зачем она делает. Когда в Москве асфальт меняли на плитку, я считаю это очень правильным решением, у каждой раскуроченной ямы должен был стоять красивый баннер, который простыми человеческими словами разъяснял бы, что делается, когда закончится и какую принесет пользу. И в конце обязательно подпись «Ваш Собянин». Это бы не решило проблему, но точно сняло бы напряжение», — рассказывает Максим Кац, кандидат на выборах в муниципальное собрание района Щукино. Максим — человек небедный. На игре в покер он заработал состояние и теперь немалую его часть тратит на то, чтобы узнать, как устроены самые удобные для проживания города на планете.

Максим родился в Москве, когда ему исполнилось восемь лет, переехал вместе с родителями в Израиль, окончил там школу и через 10 лет вернулся в столицу России. Бросив учебу в институте, он занимался мелким бизнесом, потом увлекся покером. Играл в интернете и в казино. В 2007 году Максим Кац стал первым чемпионом России по спортивному покеру. Когда в стране запретили азартные игры, играл за рубежом, потом создал компанию, которая дает игрокам в долг часть вступительного взноса для участия в турнире и забирает процент от возможного выигрыша. Когда покерный бизнес решил его материальные проблемы, Кац увлекся урбанистикой.

«Я много путешествовал. В какой-то момент мне стало интересно, почему какие-то города хороши для жизни, а какие-то — нет. И главное, почему они у нас, в России, такие нехорошие. Стал читать книжки по урбанизации, нашел в Дании компанию Gehl Architects, которая по всему миру консультирует муниципалитеты. Заплатил кучу денег, чтобы в течение месяца иметь стол в их офисе и общаться со специалистами разного профиля», — вспоминает он.

Максим мечтает воплотить в Москве или хотя бы в Щукине те идеи, с которыми познакомился в других городах. Единственная для него «точка входа» в городское управление — муниципальные выборы.

«Я представляю, что такое муниципальное собрание, — говорит он. — Это бессмысленная организация, не имеющая почти никаких полномочий. Но, по крайней мере, у депутата есть возможность написать официальный запрос. Надеюсь, этот инструмент поможет решить несколько очевидных вопросов. Например, у нас недалеко от метро тротуар прерывается, упираясь в парковку. Несколько тысяч человек каждый день вынуждены перепрыгивать через автомобили».

Одна из главных проблем современных городов, по мнению Каца, неправильная расстановка приоритетов: «Хороший пример — Таймс-Сквер в Нью-Йорке. Пешеходы на Бродвее постоянно сталкивались с неудобством из-за узких тротуаров, и специалисты предложили закрыть движение по этой улице. Власти запротестовали: как так, по Бродвею всегда ездили автомобили — это традиция. Эксперты посчитали, что ежедневно там проезжает 40 тыс. машин, а пешеходов проходит 400 тыс. В итоге Бродвей закрыли для автомобилей, и 72% жителей Нью-Йорка признали это одним из самых позитивных решений мэрии. Решение московской мэрии о парковке на тротуарах в этом контексте выглядит очень странно. Пятьдесят человек, которые припарковали свои машины за счет неудобства тысяч прохожих — это неправильно расставленные приоритеты».

Максим Кац уже собрал подписи жителей района, все необходимые документы и подал их в избирательную комиссию. В случае победы он собирается описывать в живом журналекаждый свой шаг на должности депутата.

Что могут депутаты муниципальных собраний

— Полномочия органов местного самоуправления в Москве минимальны. Депутаты отвечают за детские и спортивные площадки, за опеку и попечительство. Самая же большая статья расходов органов местного самоуправления — содержание собственного аппарата.

— Депутаты могут обращаться с предложениями, просьбами и запросами в управы, префектуры и прочие организации. Посылать запросы могут и обычные граждане, но вопрос, заданный депутатом, имеет больше шансов быть рассмотренным или хотя бы замеченным.

— Кроме того, депутаты участвуют в правотворческой деятельности. Они могут вносить в муниципальное собрание проекты, которые способны улучшить уже имеющиеся законы.

— Многие депутаты рассматривают работу в местном самоуправлении как начальный этап в политической карьере.

Чем я хуже?

Студентка юрфака МГУ Наталья Шипшилей, которая собирается баллотироваться в муниципальное собрание Преображенского района, пока и думать не хочет о том, что тревожит местных жителей. У Наташи осталось всего несколько дней, чтобы собрать подписи избирателей. На момент подготовки материала она собрала четыре подписи, а нужно — 43.

Но Наташа уверена, что успеет. В свободное от учебы время она занимается спортом — бегает полумарафоны. А еще участвует во всевозможных дебатах.

Шипшилей разделяет популярное сегодня убеждение в том, что самая эффективная политика — это политика малых дел. «Если каждый человек будет совершенствовать пространство вокруг себя, мир станет намного лучше», — уверена Наталья.

После выборов в Госдуму, девушка завела аккаунт в твиттере и подписалась на «всяких классных чуваков». Сначала просто читала, потом начала писать. «Однажды я прочитала, что одна девочка из моего университета собирается участвовать в выборах в муниципальное собрание. Я подумала — ничего себе! Депутаты всегда ассоциировались у меня с пузатыми мужиками типа Жириновского, с мигалками и дорогими костюмами. А тут девочка, которой столько же лет и которая имеет, возможно, те же представления о мире, что и я, собирается стать депутатом. Чем я хуже? — говорит Наталья. — Я стала узнавать, кто такие депутаты муниципального собрания, и поняла, что в принципе могла бы тоже этим заниматься. Рассказала об этом папе, он сказал: классно, давай! Я даже придумала себе лозунг: «Наваляли пиз…ей, голосуй за Шипшилей!»

Потом началась рутина, рассказывает студентка. Сбор подписей, документов «и все такое». «Когда я ходила по квартирам, то поняла, что люди делятся на три категории. Первые — ни во что не верят, вторые — не хотят знать, кто я такая, и уже тем более не хотят со мной разговаривать, третьи — тоже почти ни во что не верят, но их хотя бы можно попытаться убедить. А еще я познакомилась с моим соседом и поняла, что он очень классный мужик. Когда я рассказала ему, что ходила на митинги против фальсификаций, он меня похвалил и поставил подпись», — вспоминает Шипшилей.

Став депутатом, Наталья собирается решать проблемы района Преображенское по мере их поступления. «Жители сами расскажут о том, что их волнует», — объясняет девушка.

Своим политическим кумиром Наташа считает Алексея Навального и готова объяснить почему: «Лучшие его качества — это абсолютная прозрачность и принципиальность. Он открыт, не придерешься. Я считаю, что вся вертикаль городской власти должна быть прозрачна. Будет общественный контроль — не будет проблем. Каждый должен следить за своими платежками, за тем, что происходит во дворах, в подъездах и не позволять воровать из своих карманов».

Наталья считает знание законов своим главным козырем: «Люди видят, что их обворовывают, но не знают, что с этим делать. Я буду помогать составлять судебные иски, буду отправлять запросы на получение разных документов из управ и префектур, чтобы все понимали, что происходит, и чтобы все было прозрачно. Я понимаю, что обязательно найдутся товарищи, которые будут говорить, что я ничего не делаю. Но к ним просто нужно выработать иммунитет. Я миленькая и легко располагаю к себе. Надеюсь, негатива в общении с избирателями будет немного. Я хочу всем добра и иду в депутаты без единой задней мысли. Я никогда не буду брать взятки».

Чуть-чуть улучшить жизнь себе и соседям

Бывшего журналиста, а ныне гендиректора консалтинговой компании Максима Мотина зарегистрировали кандидатом на выборах в Печатниках. В этот район Максим переехал шесть лет назад и уже считает его родным.

Для Мотина депутатство — это попытка разобраться, действительно ли все так безнадежно или можно все-таки что-то изменить. Мотин уверен, что люди перестали воспринимать власть как нечто легитимное и счастливы, если она им просто не мешает.

«Я понимаю, что должность депутата — абсолютно общественная. Одни обязанности и никаких привилегий, если не считать проездного на автобус. Но я хорошо знаю проблемы, моего района и уверен, что смогу чуть-чуть улучшить жизнь и себе, и соседям. К тому же депутатство — это хороший опыт. Хочу посмотреть, стоит ли двигаться дальше в этом направлении. Если я смогу что-то изменить, как-то помочь людям в Печатниках, вполне можно подумать о других выборах», — рассказывает он.

Собирая подписи по своему району, Максим познакомился с людьми, которые уже сделали жизнь в районе немного лучше: «Вот, например, у нас в Печатниках было очень много диких собак. Они часто нападали на людей, кусали. Это была реальная проблема. А потом их вдруг стало меньше. Оказалось, что есть две прекрасные девушки, которые этих собак самостоятельно стерилизуют, а родившихся щенков раздают по знакомым. Они делали это за свои деньги, им не помогала управа. А я как депутат мог бы им помочь».

Максим говорит, что попробовать пройти в муниципальное собрание его подтолкнули фальсификации на выборах в Государственную думу. На митингах он увидел, что несогласных с тем, что происходит в стране, — десятки или даже сотни тысяч. Но реальными делами занимается мало кто, считает Мотин. На выборы в муниципальные собрания могли бы пойти сотни недовольных людей, но идут единицы.

«У нас законодательство построено таким образом, чтобы никому и в голову не пришло избираться в муниципальное собрание. Но даже если ты сделал первый шаг, тебя ждут пятьдесят бюрократических барьеров, которые рано или поздно заставят тебя отказаться от этой идеи, — объясняет Максим Мотин. — Я для себя однозначно решил, став депутатом, буду строить свою работу на обращениях граждан. Мы должны культивировать сознательность общества. Видите проблему — сообщите мне. У меня есть телефон, интернет, социальные сети».

Максим надеется на местное самоуправление: «Я ни разу не видел и не слышал ни одного депутата муниципального собрания по своему району. И даже не помню за кого голосовал на предыдущих выборах. Кажется, большинство из них — это директора местных школ, врачи и начальники ДЕЗов, которые поставлены туда, чтобы не глядя ставить подписи на документах. Местного самоуправления в Москве нет, но его пора возвращать. За этим я туда и иду».