https://www.funkybird.ru/policymaker

Положение с правами человека в Узбекистане – ужасающее

Узбекистан не выполняет своих обещаний отказаться от применения пыток заключенных, включая электрошок и удушение. В то же самое время правительства стран Запада закрывают глаза на вопиющие нарушения прав человека в этой стране, поскольку крайне заинтересованы в упрочении стратегического сотрудничества с режимом Ислама Каримова.

Об этом заявил в телефонном интервью «Голосу Америки» Стив Свердлов, представитель международной правозащитной организации Human Rights Watch (HRW), находящийся в настоящее время в Берлине. Oн оперировал данными 107-страничного доклада HRW «Свидетелей не оставляют: пытки, несоблюдение Habeas Corpus и преследование адвокатов в Узбекистане».

«Как только доклад был обнародован в декабре прошлого года, – сказал Стив Свердлов, – я сразу встретился в Германии с комиссаром МИД этой страны по правам человека, другими немецкими дипломатами. Германия незамедлительно выразила озабоченность систематическим применением пыток и преследованием независимых адвокатов в Узбекистане. Тогда же мы отправились в Женеву, где представили доклад представителям ООН. Вскоре я отправляюсь в Лондон, чтобы обсудить доклад с представителями британского правительства».

Доклад основан на более 100 интервью, проведенных в Узбекистане с 2009 по 2011 год. В нем приводятся полученные из первых рук свидетельства широкомасштабных нарушений прав личности в фактически закрытой для иностранных наблюдателей стране. На протяжении почти десяти лет сюда запрещен въезд экспертам ООН по правам человека.

Пытки, согласно докладу, продолжают применяться, включая обливание задержанных кипящей водой, избиение резиновыми дубинками, подвешивание за кисти рук и лодыжки, изнасилование и сексуальные издевательства, симуляция удушения с использованием целлофановых пакетов и противогазов.

Как свидетельствовала жена одного из задержанных, псевдоним которого Абдуманноб А., его подвергали жестоким пыткам в 2008-2009 годах в Ташкенте. По ее словам, его привязывали к потолку за кисти рук, а затем 8-9 тюремщиков поочередно его избивали. По утверждению этой женщины, ему загоняли иголки под ногти, а половые органы прижигали горящими газетами.

«Это первый доклад HRW по Узбекистану за четыре года, отразивший несколько лет тщательного изучения нами ситуации, – отметил Свердлов. – Прежде чем предавать доклад гласности, мы ознакомили с ним правительство Узбекистана, предложив его прокомментировать. Увы, со стороны официальных властей никакой реакции не последовало. Будучи представителем HRW в этой стране с сентября по декабрь 2010 года, я объяснял чиновникам правительства, что наша деятельность вовсе не направлена против Узбекистана, а имеет своей единственной целью защищать права человека, когда они нарушаются. Но власти не желают слышать никакой критики в свой адрес».

«В сочельник 2010 года меня выслали из Узбекистана, – продолжал он. – Чтобы иностранцу находиться в этой стране более 30 дней, нужна специальная аккредитация либо дипломатический статус. У всех представителей HRW за последние 5-6 лет были там трудности с аккредитацией. Мне в ней тоже отказали. Пришло короткое письмо, в котором утверждалось, что HRW нарушила закон, а я, Стив Свердлов, не имею надлежащего опыта, чтобы вести переговоры с узбекскими властями».

По словам представителя HRW, его всегда принимали в Узбекистане чиновники среднего звена, хотя он просил встреч у министров МИД и юстиции и их заместителей. Созданный властями Узбекистана Национальный центр по правам человека проигнорировал его предложение о встрече, что, как считает Свердлов, «в высшей степени странно – ведь эта организация по своей сути призвана защищать права человека».

«За мной следили, – отметил он далее. – Когда почти незаметно, когда совершенно открыто. Ты завтракал в отеле, а за соседний столик демонстративно усаживались двое мужчин в кожаных куртках, явно не постояльцев. Когда я встречался с местными активистами правозащитных организаций, им тут же раздавались странные звонки, и какие-то люди приходили к ним с расспросами. Я уверен, все мои телефонные разговоры прослушивались».

Много места в докладе уделено тому, что в нем квалифицируется, как фактическое уничтожение в Узбекистане независимой адвокатуры и лишение принципиальных и смелых адвокатов возможности юридической практики. Так, говорится в документе, власти сплошь и рядом лишают задержанных права на обращение к адвокату. По приведенным данным, узбекские суды в подавляющем большинстве случаев автоматически удовлетворяют требования прокуроров, не прибегая к объективному анализу предъявляемых обвинений. Принятый на словах международный принцип Habeas Corpus на деле не соблюдается. Согласно узбекскому закону, правохранители и следствие могут задерживать подозреваемого на срок до 72 часов без предъявления ему формального обвинения, что противоречит правозащитным нормам. Слушания Habeas Corpus, говорится в докладе, закрыты для общественности, что подрывает базовые принципы объективности судопроизводства.

«Нам представляется очень важным, – подчеркнул Стив Свердлов, – чтобы правительства США, Англии, Франции, Германии и других стран Запада выработали согласованный план действий, который привел бы к улучшению ситуации с правами человека в Узбекистане. Должен отметить, что отдельные члены Бундестага Германии и Конгресса США, ознакомившись с докладом, проявили озабоченность и обратились к исполнительным органам власти в своих странах с требованием принятия немедленных мер».

По мнению Свердлова, Запад должен признать, что ситуация с правами человека в Узбекистане ужасающая. «Необходимо призвать к ответственности правительство этой страны, систематически нарушающее права человека, жестоко преследующее оппонентов режима, – сказал он. – Начиная с 2005 года, когда власти Узбекистана жестоко подавили волнения в Андижане, официальный Вашингтон ослабил давление на Ташкент. Более того, в прошлом году Белый дом отказался от санкций в отношении Узбекистана, наложенных Конгрессом семь лет назад. Ситуация там заметно ухудшилась, а позиция Запада, напротив, заметно смягчилась. Из-за войны в Афганистане и стратегической важности в этой связи Узбекистана США и ЕС отдают приоритет военному сотрудничеству с Ташкентом, а не защите прав человека».

«Такое близорукое попустительство обязательно приведет к негативным последствиям, только позже, – заключил беседу с «Голосом Америки» Стив Свердлов. – Этому учат уроки «арабской весны». Нельзя проявлять солидарность с диктаторскими режимами, ненавидимыми в своих странах. Кто предполагал, что такие крутые изменения произойдут в Египте и Ливии? Настанет день, когда и Узбекистан изменится. Народ этой страны должен видеть, что США и Запад поддерживают концепцию прав человека не на словах, а на деле».

Обращение корреспондента «Голоса Америки» за комментарием в Посольство Узбекистана в Вашингтоне осталось без ответа.