https://www.funkybird.ru/policymaker

Эксперты: снятие Мезенцева с выборов усилит нападки на Путина

В среду 18 января, завершился первый этап президентской предвыборной кампании — сдача подписных листов в Центризбирком. Теперь ЦИК в течение 10 дней должен проверить качество собранных подписей, после чего объявить официальный список претендентов.

Однако, как отмечает ряд СМИ, уже на этом этапе возник неожиданный информационный скандал, причем, не в отношении оппозиционных кандидатов или их главной «мишени», Владимира Путина, а против иркутского губернатора Дмитрия Мезенцева, который с самого начала был признан «техническим» кандидатом. Причем, атака на Мезенцева показала, что его роль постепенно трансформируется из технической (служить «спойлером» от самоотвода всех конкурентов Путина) в политическую.

Как пишет в «МК» политолог Алексей Мухин, в выдвижении Мезенцева есть и иной, кроме «технического» смысл, из Москвы не слишком заметный: «максимальном привлечении внимания федеральных властей к проблемам регионов. И с этой задачей он пока справляется, судя по последним кремлевским инициативам».

Однако бурная атака на губернатора, к которой подключились многие, работающие с оппозицией, СМИ, вызвана, по мнению экспертов, явно не проблемами регионов. «Оппозиция использует любую возможность поднять шум и привлечь внимание просто потому, что ей необходимо поддерживать некий градус напряженности, -полагает вице-президент Центра политических технологий Сергей Михеев. — А так как они Мезенцева ассоциируют с техническим кандидатом для Путина, то лягают Мезенцева, чтобы косвенно раскачивать путинскую кампанию. Задача оппозиции сейчас — создавать постоянные поводы для напряжения, создать у людей ощущение, что все вокруг летит в тартарары, некую информационную истерию».

«Оппозиция не хочет реально проверять реальное наличие фальсификаций, — считает Владимир Жарихин, замдиректора Института стран СНГ. — Она хочет заявлять о фальсификациях — на основе пламенных криков, таких вот роликов в интернете, на основе эмоций. Это типичная модель развития «оранжевой революции». Что нужно делать в таком случае власти? Быть предельно открытой. Это, наконец, понял Владимир Путин, когда заявил об установке веб-камер на избирательных участках. Надо быть открытым там, где действительно нет для секретности никакого смысла. А то у власти еще с советских времен, на уровне рефлексов обладание информацией кажется атрибутов власти. И это иногда играет уже против власти».

Однако сбор подписей Явлинского и Прохорова прошел абсолютно спокойно, не привлекая к себе внимания СМИ, что даже дало Явлинскому возможность цинично пошутить. Он привез в ЦИК подписные листы в картонных коробках, стилизованных под деревянные ящики с зелеными яблоками. На грузовике, в котором они были привезены, написано: «Яблоком без волшебства собрано 2 миллиона 213 тысяч подписей».

Между тем, похоже, что эксперты допускают, что ЦИК может снять Мезенцева «с дистанции». Но считают, что это будет большой ошибкой — прежде всего ударом по самой идее честных выборов, поскольку обвинения против Мезенцева не доказаны (скорее, наоборот — всем уже ясно, что они не соответствуют истине).

Ряд политологов считает, что никого из кандидатов не стоит снимать с предвыборной гонки. «Снятие Мезенцева может выглядеть как уступка оппозиции, которая решит: «Ага, мы добились, первая победа», — считает Константин Симонов, директор Центра политической конъюнктуры. — Это может спровоцировать появление новых «разоблачительных» роликов и тому подобных вбросов. Еще один момент. Мезенцев — действующий губернатор, давний друг Путина. Если ЦИК признает, что он собрал подписи с нарушениями, это станет таким допингом антипутинской кампании: «Вот, даже ЦИК признает, что путинские друзья махинаторы» и так далее. Этот маховик может быть раскручен.»

Между тем, существует теоретически вариант того, что оппозиционеры, как впрочем, и постоянные участники Зюганов с Жириновским, снимут свои кандидатуры, рассматривался штабами еще до начала кампании. Выборы, напомним, в этом случае будут признаны недействительными. Отказ Мезенцеву в регистрации — это не только удар по Путину и авторитету ЦИК, но и открытие пути к полноценному политическому кризису.

«Возникает вопрос возможности заговора, при которой вся оппозиция снимает свои кандидатуры, — считает Сергей Марков, директор института политических исследований. — Общественное мнение совершенно не интересует, будет Мезенцев зарегистрирован или нет. Кому это может понравиться, что его снимут: нескольким сотням недовольных? При этом оппозиция такие вещи будет принимать как слабость Путина, как стимул усиливать нападки на него. Если бы Путин хотел спровоцировать оппозицию на формирование полноценного политического кризиса, это было бы самое то. Они бы тогда рванулись вперед, обрушивать президентские выборы».

Мало того, со снятием Мезенцева, остальным участникам придется сделать мишенью для своих «домашних заготовок» Владимира Путина: наверняка появятся и тиражи листовок без выходных данных, и какие-либо спорные с точки зрения закона газеты и плакаты. До сих пор кампания Путина протекала без таких эксцессов, и не в последнюю очередь, благодаря «техническому» кандидату Мезенцеву, которому, как уже ясно, приходится принимать на себя все удары.

Впрочем, возможно, опасения экспертов преувеличены, и ЦИК все же не пойдет на поводу у оппозиции и надуманного «скандала» вокруг Мезенцева.

«Я только сегодня был в ЦИК на круглом столе и никаких таких слухов (о возможности отказа в регистрации Мезенцева) не слышал, — сообщает Иосиф Дискин, сопредседатель Совета по национальной стратегии. — Насколько я знаю, на проверке подписей работают люди профессиональные и у них никакой заинтересованности в отбраковке подписей или наоборот, в закрывании глаз на нарушения, по политическим мотивам нет. На мой взгляд, в руководстве страны есть консенсус и наличие политической воли, что выборы должны стать не просто образцовыми, а стерильными».