http://www.funkybird.ru/policymaker

ВЦИОМ поднял шпионский камень

С одной стороны, манипуляция массовым сознанием является делом очень сложным и затратным. Вопреки мнению конспирологических фундаменталистов, не только отечественных, их полно всюду, хотя на работу такого рода тратятся гигантские средства и усилия, результаты очень редко и в качественном и в количественном отношении оказываются соответствующими поставленным целям.

Но, с другой – это одновременно и штука очень простая. Достаточно минимальных способностей и использования самых примитивных, предельно шаблонных приемов для достижения просто великолепного эффекта. Одним из таких приемов является правильно сформулированный заголовок информационного материала.

Возьмем просто несколько последних наугад из самых разных областей с новостных лент крупнейших мировых агентств:

«Лужкову отказались присвоить звание почетного гражданина».
«Великобритания признала, что использовала «шпионский камень»».
«Клуб стран с высшим кредитным рейтингом: Франция, на выход!»

А всё то же самое можно изложить и другим образом:

«Лужкову никто ничего не отказывался присваивать».
«Великобритания ничего подобного не признавала».
«С кредитоспособностью Франции всё в полном порядке».

Или, если стремиться хоть к какой-нибудь объективности, подчеркиваю, только стремиться, даже не ставя перед собой каких-то недостижимых целей по её достижению, то можно объяснить и по-человечески:

«Инициатива одного из москвичей о присвоении Ю.Лужкову звания «Почетный гражданин Москвы» оказалась несоответствующей действующему Положению о порядке присвоения этого звания».

«В интервью для телевизионного фильма бывший глава канцелярии бывшего премьера Британии сказал несколько фраз, которые можно истолковать и как косвенное подтверждение того факта, что, так называемый, «шпионский камень» существовал в действительности».

«Специалисты некоторых частных финансово — консультационных фирм, чьи прогнозы в большинстве случаев не оправдываются, а прямые рекомендации чаще всего приводят к отрицательным, а иногда и просто катастрофическим последствиям для мировой экономики, высказали мнение о том, что кредитный рейтинг некоторых европейских стран, в том числе Франции, возможно, по их расчетам, несколько понизится».

Но осмысленность не нужна. Нужны эмоции и забитый в лузу головы потребителя шарик со знаковым словосочетанием во время потребления утреннего кофе при включенном новостном телевизионном канале.

Те, кто подобные заголовки придумывают, прекрасно понимают, что, зачем, как и, главное, для кого они всё это делают. Но работы много, она монотонная и утомительная, потому, естественно, постоянно случаются проколы.

Вот сегодня, например, с утра везде висело: «ВЦИОМ поднял рейтинг Путина». Только к полудню кто-то, видать, окончательно проснулся, и заменили на хоть немного менее вызывающее: «По результатам опроса Центра изучения общественного мнения, рейтинг Путина и Зюганова вырос». Но потом проснувшийся, похоже, ушел обедать и всюду опять побежала строка: «ВЦИОМ поднял рейтинг Путина выше 50 процентов».

А я бы вообще всё упростил. Все утренние новости озаглавил бы «Жизнь хороша!», а вечерние – «Жить хорошо!». И смысл и результат были бы те же, а затраты и усилия сильно меньшие. Понятно, что никто не согласится. Уменьшение затрат в число поставленных целей отнюдь не входит.