https://www.funkybird.ru/policymaker

Сирия: продолжать нагнетать обстановку далее бессмысленно

Сегодня министр иностранных дел России Лавров и руководитель СВР Фрадков посетят Сирию. Цели поездки пока неясны и не озвучены конкретно — точнее, они обозначены слишком широко — убедить Асада в ускорении проводимых реформ. Представитель Госдепартамента Нуланд выразила уверенность, что российские руководители убедят сирийского президента осознать бесперспективность проводимого им курса. Менее официальные лица выражают надежду, что российские гости вообще полетят обсуждать процедуру ухода Асада.

Гадать, в общем-то, бесполезно — думаю, что заявление по итогам встречи будет максимально полным, так как после вето в Совбезе Запад и ЛАГ вынуждены будут решать проблему — или сворачивать кампанию против Сирии, или действовать уже без оглядки на любые международные нормы. Продолжать нагнетать обстановку далее бессмысленно — все усилия в этом направлении ничего не дают. Поэтому заявление по итогам встречи будет направлено в первую очередь Западу и ЛАГ.

Крушение Сирии категорически невыгодно трем странам — России, Ирану и Китаю. Однако Иран лишен возможности оказать действенную помощь Сирии в связи с явными намерениями Запада и Израиля парировать эту помощь ударом по Ирану — для чего в районе Персидского залива и вокруг Ирана сконцентрирована военная мощь, вполне сопоставимая с операцией против Ирака. Китай не может оказать помощь Сирии просто потому, что у него нет технических возможностей для давления на потенциальных агрессоров. Остается Россия. У нас как раз возможности есть. Причем в отличие от Ирана и Китая — целый веер возможностей.

Вероятно, именно для того, чтобы выбрать из этого веера наиболее оптимальный, руководители МИДа и СВР летят на консультации в Дамаск.

Пока обстановка вокруг Сирии не носит фатального характера. Даже приняв решение об агрессии, коалиция монархий Залива, европейцы и американцы сталкиваются с проблемой выбора её сценария. Наиболее приемлемым было бы вторжение Иордании и Турции на территорию Сирии с целью создания «буферных зон» якобы для приёма беженцев. Террористы из СОА вполне могут создать потоки беженцев массовыми актами террора. «Буферные зоны» в этом случае сыграют роль Бенгази ливийской войны — то есть, станут опорной базой для СНС, откуда он сможет начать «освобождение» страны.

Несмотря на то, что армии Иордании и Турции по меркам Ближнего Востока очень сильны, и такой сценарий технически выполним, камнем преткновения становится политическое решение руководства Турции и Иордании. Король Абдалла скорее всего, вообще не рискнет на агрессию — у него нет никаких причин воевать с Сирией. Турция причины имеет — но последствия в виде реакции курдов и Ирана всё равно слишком непредсказуемы.

Тем не менее, ситуация весьма шаткая. Катар и Саудовская Аравия делают всё возможное, чтобы запустить сценарий агрессии. США могут оказать помощь в нанесении ударов — как это они сделали во время ливийской войны — однако инициировать войну они вряд ли будут. Израиль заинтересован в нанесении удара по Ирану — но не по Сирии.

В этих условиях поездка российских руководителей вряд ли связана с уговорами Асада уйти — его положение далеко не критично. Скорее всего, задача стоит прямо противоположная — убедить Турцию и Иорданию в том, что удар по Сирии создаст проблемы еще и с российского направления. Каким образом это будет сделано — мы узнаем буквально сегодня или завтра. Я бы предположил, что будут сделаны максимально жесткие заявления в отношении Катара. Собственно, его позиция и является сегодня основным элементом возмущения обстановки.

Прошедший вчера вброс о скандале между российским представителем в ООН Чуркиным и катарским премьером ат-Тани при всей его недостоверности вполне может предварять такого рода жесткое заявление российкого министра иностранных дел и руководителя СВР. В общем, подождем — увидим.