https://www.funkybird.ru/policymaker

Программный сбой: перед выборами

Краткий обзор текстов предвыборных программ показывает, что Путин страдает провалами в памяти, Зюганов, Жириновский и Миронов — заправские сказочники, а Прохоров мучается «обострением честности».

СЕБЯ НЕ ПОМНЯЩИЙ

Основной кандидат — Владимир Путин — не только уклонился от дебатов, но и вообще решил не публиковать программу. Вместо нее избирателям порциями выдается набор размышлений, от которых создается впечатление, что их автор не только не управлял Россией все последние годы, но и не жил в это время в стране.

В основе предполагаемой «программы Путина» лежит несколько постулатов.
Во-первых — абсолютизация государства и пренебрежение к людям. В статье в «Известиях» он называет своей целью «возрождать авторитет и силу государства как такового (курсив наш. — В.И., Е.К.)». Слово «государство» в прямом значении использовано в статье 14 раз, «народ» — 2 раза. «Бюрократии» вовсе нет, «коррупция» употребляется только в отношении к 1990-м годам, а «чиновники» упоминаются лишь один раз. Все это, как следует из текста, — не проблема для России. Жило бы родное государство, а народ перетопчется — у него ведь имеется «большая историческая традиция уважения к государству», так что все путем.
Во-вторых — убежденность в том, что людям в России нужны только хлеб и зрелища. Все, что готов предложить бывший и будущий президент, — это «более высокие трудовые доходы, более интересную, творческую работу и… широкие возможности профессионального роста». Допускается «возможность обсуждать не только достоинства и недостатки политиков, [но и] содержание политики». Заметим: сказано обсуждать, но не сказано участвовать.
В-третьих — постоянное запугивание избирателя тем, что «стабильное развитие», достигнутое при Путине, может нарушиться под воздействием врагов, которым не нужна сильная Россия. Врагов этих премьер предпочитает нигде не называть явно, — но пишет о «значительной части общества», которая-де позволяет увлечь себя «звонкими лозунгами», о «деструктивных силах, «раскручивающихся» в ряде регионов планеты», о том, что этим силам порой подыгрывают «те государства, которые пытаются «экспортировать демократию» с помощью силовых методов».
Судя по программе, Владимир Путин и рад бы остаться в плену представления о том, что российский избиратель за 12 лет его пребывания у власти не изменился и позволит делать с собой все, что захочет «элита», но червь сомнения точит его веру в народ.
С одной стороны, и Путин это признает: «у нас выросло новое поколение творческих и ответственных людей, которые видят будущее». Эти люди не только хотят увидеть будущее, но и слишком хорошо помнят прошлое. Им странно слышать, что отток капитала из России в 2008-2011 годах ($305 млрд) стал «следствием наших действий в конце 1990-х — начале 2000-х годов». Их не убедить в том, что в неудачах России виноват Запад, невзлюбивший ее как преемницу СССР, — иначе почему коммунистический Китай стал сейчас первой промышленной державой мира? Им просто надоело слышать про 1990-е годы — хотя бы просто потому, что на 2010-2012 годы самим Путиным было обещано много такого, чего никто и не собирался выполнять. Но он готов прийти и все решить. Спрашивается, где он был раньше?
С другой стороны, складывается впечатление, что Владимир Путин «на ходу» забывает, что он обещал еще вчера. Совсем недавно, в октябре, он, описывая создание Евразийского союза, говорил о том, что граждане Киргизии и Таджикистана в этом случае будут свободно жить в России и обладать всеми правами. В январе, высказываясь по национальному вопросу, он говорит уже об экзаменах на знание русского языка, о «положительной селекции» мигрантов и об «ужесточении правил регистрации и санкций за их нарушение». Всего за три месяца позиция меняется почти на противоположную, ведь мигранты не голосуют, а националисты — еще как!
В итоге Владимир Путин, кандидат в президенты от партии «Единая Россия», походя выносит в своих статьях приговор другому Владимиру Путину, прежнему президенту, нынешнему премьеру и лидеру правившей 12 лет партии. Это опасно раздвоением личности — и избирателю следует как минимум иметь в виду этот факт. Правда, неопределенность в оценках иногда может показаться лучше иной категоричности.

«СКАЗОЧНИКИ»

Трое других кандидатов жаждут радикальной смены экономической и социальной политики. Их главный козырь — будоражащий воображение «образ желаемого завтра». В нем «государство возьмет на себя заботу [о человеке] во всех сферах нашей жизни» (Жириновский); возродятся некие традиционные ценности, деньги польются потоком в здравоохранение и образование; предметы первой необходимости, социальные услуги и жилье для бедных и убогих будут либо дешевы, либо бесплатны; олигархи лишатся неправедно нажитой собственности, а с богатых людей будет собираться большая часть налогов. Сама собой прекратится депопуляция, вырастет рождаемость, уменьшится смертность. Россия защитит свой суверенитет и укрепит национальную безопасность. Кажется, что все эти художники вышли из одной мастерской, так как картина будущего, которую рисуют коммунист Геннадий Зюганов, социал-демократ Сергей Миронов и либеральный националист Владимир Жириновский, очень схожа. Расходятся «сказочники» только в размерах «пряника», который они обещают своему избирателю.
Все говорят о готовности остановить депопуляцию страны, обеспечить рост рождаемости и заботиться о детях. Геннадий Зюганов обещает детские пособия в сумме 50 тыс. рублей единовременно и в размере «реального прожиточного минимума» ежемесячно с 1 января 2013 года. Сергей Миронов «повышает ставки», намереваясь увеличить пособия втрое по отношению к существующему уровню. Владимир Жириновский идет ва-банк, устанавливая их на уровне 500 тыс. рублей при рождении первого ребенка и 700 тыс. рублей — при рождении каждого последующего. Если ребенка не удастся устроить в детский сад, государство станет платить семье 5 тыс. (Миронов) — нет, 20 тыс. (Жириновский) рублей. Ежемесячно! Все при этом убеждены, что эти и некоторые иные меры остановят естественную убыль населения страны в самом ближайшем будущем — в период их возможного пребывания у власти.

Все намерены резко усилить присутствие государства в экономике. Зюганов называет своей первой экономической мерой национализацию, «от которой выиграет 99% населения». Миронов тоже не против — он примет законы «О национализации» и даже «О возмездном изъятии имущества социально неэффективных собственников». Жириновский — за то, чтобы «превратить сырьевые компании в государственные и народные предприятия, акционерами которых будут все граждане России». Все критикуют олигархов, хотят препятствовать офшоризации экономики, готовы ввести налог на вывоз капитала (Миронов).
И Зюганов, и Миронов, и Жириновский заявляют о том, что государственная экономика обеспечит реиндуст-риализацию и промышленный рост. Надо принять закон о промышленной политике, говорит Сергей Миронов; вложить в промышленность 20 трлн рублей с 2013-го по 2016 год, считает Геннадий Зюганов. На этом фоне Владимир Жириновский на удивление рационален: он призывает только сократить страховые платежи, снизить или отменить налоги на малый бизнес, помогать моногородам и осваивать Дальний Восток. Все убеждены, что будущее России — в развитии инфраструкту-ры: нужны скоростные авто- и железные дороги, международный транзит и развитие систем связи.

Разумеется, все будет хорошо с социальной сферой: появится «культ семьи» (Жириновский), врачи станут с 2014 года получать зарплату выше средней по стране (Зюганов), а то и «в два раза выше средней» (Жириновский), расходы на здравоохранение составят 7-8% ВВП (Миронов), а на образование — от 7% ВВП (Миронов) до 8-10% (Зюганов). Будут «решены жилищные проблемы учителей» (Миронов), а выпускники вузов «получат работу по специальности и обеспечение их семей бесплатным жильем» (Зюганов). Пенсионеры найдут повод порадоваться: их пенсия составит 60% от зарплаты (Миронов), минимальный размер пенсий вырастет к концу 2013 года в 3 раза (Зюганов), а пенсионный возраст снизится для мужчин до 58, а для женщин — до 53 лет (Жириновский). Восторжествует социальная справедливость. Все будут обеспечены жильем, причем семьи с низким доходом — бесплатно (Зюганов); остальные могут брать ипотечный кредит, который будет полностью списан при рождении третьего ребенка в семье (Миронов). От подоходного налога будут освобождены те, кто получает менее 15 тыс. рублей в месяц на семью (Жириновский) или 12 тыс. рублей на человека (Миронов), при этом в стране будет введено прогрессивное налогообложение (Миронов, Зюганов).
О политике мы и не говорим. Тут все сходятся в том, что президентские пол-номочия ограничиваются двумя сроками, политические партии регистрируются в уведомительном порядке, парламент получает намного большие права, реформируются суды и правоохранительная система. Коррупция побеждается в первые же годы нового президентства.
Казалось бы, «все хорошо, прекрасная маркиза», но есть две проблемы.
Во-первых, большинство обещаний нереалистичны. Геннадий Зюганов и Сергей Миронов откровенно вводят избирателей в заблуждение, когда дело доходит до источников финансирования этих сказочных трат. Коммунист Зюганов готов раскулачить богачей, будучи уверен, что «прибыль олигархов в 400 раз больше того, что получает вся наша страна от эксплуатации природных ресурсов». Посчитаем: доходная часть бюджета России на 2012 год — 11,8 трлн рублей, около 50% ее составляют нефтегазовые доходы. Пусть это будет «тем, что получает вся наша страна». Умножим 5,9 трлн рублей ($186 млрд) на 400 — получаем $74 трлн, что в 5 раз больше ВВП Соединенных Штатов. Из них можно профинансировать зарплаты учителей и бесплатное жилье. Только денег таких нет в природе — они лишь в воображении «дедушки Зю». Социал-демократ Миронов хочет удвоить российский бюджет, «получив дополнительно не менее 10 трлн рублей за счет налогообложения богатой собственности и доходов богатого класса». Посчитаем: состояния 500 богатейших россиян составили в 2011 году $291 млрд, или 9 трлн рублей, а доходы за год — $16 млрд, или 480 млрд рублей. Миронову надо реквизировать все активы миллиардеров, и то это удвоит бюджет лишь на неполный год. Или обложить их доходы налогом в 2000%! Рецепт, достойный человека с пятью высшими образованиями.
Во-вторых, «сказочники» даже не потрудились проверить свои программы хотя бы на предмет явных противоречий. Так, Геннадий Зюганов увлеченно пишет о том, что «президентский срок уменьшится до пяти лет», но анекдотическим образом готов справиться за шесть — ведь финальная часть его программы названа «Справлюсь за шесть лет». Сергей Миронов и здесь не отстает: на первой странице он говорит, к примеру, о том, что «социал-демократия — это когда политические решения учитывают интересы большинства», а на соседней заявляет, что «никакая партия не может иметь больше 50% мандатов в органах представительной власти». Похоже, при президенте Миронове мы обречены жить при власти большинства, которое в парламенте будет иметь хроническое меньшинство. Где, спрашивается, тут логика? И таких нестыковочек в текстах — без счета. О неясных терминах и обещаниях принять массу законов и концепций непонятного содержания мы и не говорим.
В общем, кандидаты готовы говорить что угодно, лишь бы понравиться избирателям — но, читая их программы, так и хочется спросить: они действительно считают нас дурачками или просто не могут сказать ничего разумного?

«АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС»
Другая проблема с Михаилом Прохоровым. «Чудак-миллионер, который от нечего делать полез не в свои сани» — так сказал о нем Жириновский. Характеристика верная — особенно если судить по программе кандидата. Похоже, он подошел к ее составлению как к обоснованию бизнес-проекта: главное — не обмануть доверие и проявить уважение. Но разительный диссонанс этой нормальности с окружающей шизофренией может сослужить Прохорову плохую службу.

Если Зюганов обещает «назначить на 1 декабря 2012 года внеочередные парламентские выборы», и в том числе членов Совета Федерации, то Прохоров намерен лишь «добиться роспуска Государственной думы VI созыва и назначить досрочные парламентские выборы». Видимо, потому, что советовался с юристами и знает, что в первый год ее работы это невозможно, а проведения выборов Совета Федерации прямым голосованием не позволяет ныне действующая Конституция. Михаил Прохоров — бизнесмен, и он знает: средства для тех же индустриализации и развития инфраструктуры могут найтись только у иностранных инвесторов и частного капитала, который сейчас бежит из России. Его предложения — «до 2016 года проложить не менее 5 тыс. км новых высокоскоростных железнодорожных путей, 40 тыс. км автомобильных дорог; построить не менее 10 новых аэропортов» — вполне реализуемы, но выглядят до неприличия скромно. Кандидат как будто специально избегает «звонких» формулировок. И какое дело гражданам, что кандидат хочет дать им свободу, запретив пропаганду культа личности и реформировав судебную и правоохранительную системы; что намерен улучшить предпринимательский климат и разрушить госкорпорации, по отношению к которым Владимир Путин 12 лет не может определиться, эффективны они или нет; что он единственный из всех описал реформы в здравоохранении и образовании, ведь он вознамерился повысить акцизы на табак и спиртное в стране, где 55 млн курильщиков и 2,3 млн алкоголиков!
Михаил Прохоров — «наивная Алиса» в стране чудес, которой стала сегодня Россия. Примечательно, что только он один детально остановился на ограничении привилегий госаппарата и сокращении числа чиновничьих должностей; пообещал сделать бесплатными все госуслуги (получение справок, свидетельств, паспортов). Он готов впервые в истории страны создать специальную систему медицинской помощи для пожилых граждан и снизить возраст выхода на пенсию в зависимости от числа рожденных или воспитывающихся в семье детей. Но все это, думается, пустое занятие. Что такое «строительство 3 млн кв. м социального жилья в 2013 году, 10 млн — в 2014 году и 15 млн — в 2015-м» против зюгановского обещания, что «каждый будет обеспечен достойным жильем, а семьи с низкими доходами получат его бесплатно»? Кого способен впечатлить его план выделить в стране зоны затрудненного земледелия и отменить все налоги на крестьян, работающих в этих зонах, на фоне мироновского тезиса о направлении 10% бюджета на дотации сельскому хозяйству? Только того, кто подсчитает, что 10% федерального бюджета равны половине валового продукта аграрного сектора, а такой дотации сельское хозяйство не получало ни в одной стране мира.
В общем, Прохорову с такой интеллигентной программой остается ждать, когда придут другие и его раскулачат. И желательно не ссориться с Зюгановым — тогда тот, может, и выделит ему, как малоимущему, бесплатную квартирку.

За исключением одного, все кандидаты в президенты России свято верят, что россиянам не нужна правда. Им, думают кандидаты, нужны мечты и иллюзии. И еще рассказы о том, что придет человек, который, как тот же Миронов, «готов по окончании срока президентства нести ответственность перед народом за свои обещания». «По окончании», но не во время. А также сказки о триллионах рублей или долларов, которые кандидат возьмет из ниоткуда и обратит во благо всех. Они думают, что мы не хотим идти в будущее — а просто хотим там оказаться. Но окажемся мы после выборов, скорее всего, совсем в другом месте…