https://www.funkybird.ru/policymaker

Россия довела Совет Безопасности ООН до «истерики»

МИД ответил на выпады западных стран, которые зазвучали после блокирования Москвой резолюции по Сирии.

Несколько дней назад Россия и Китай сдержали свое слово и вновь наложили вето на проект резолюции по Сирии. Несмотря на то, что из документа убрали не только призыв к президенту Башару Асаду оставить свой пост, но и любой намек на военную операцию в его стране, Москва и Пекин все же сочли текст неприемлемым и проголосовали против.

Это сыграло роль своего рода спускового крючка для открытой критики представителей западных стран в адрес России, и это недовольство не всегда оставалось в рамках дипломатически-нейтральных формул.

«Вот уже несколько месяцев Совет Безопасности находится в зависимости от решений двух государств, которые прикрывают абсурдными аргументами и пустыми словами свои корыстные интересы», – сказала после голосования по сирийской резолюции постпред США при ООН Сьюзен Райс. Дипломат не остановилась и пошла дальше, разъяснив, что же она имела в виду под «корыстными интересами»: «Как минимум один из членов Совбеза, отказавшихся поддержать резолюцию, продолжает поставки оружия режиму Башара Асада» – прямой намек на Москву.

Глава МИД Великобритании Уильям Хейг также не стал стесняться в выражениях: «РФ и КНР столкнулись с простым выбором: поддержать народ Сирии и Лигу арабских государств или нет. Они стали на сторону сирийского режима, бросив в беде сирийский народ и поощряя новые убийства». А постпред Франции при НАТО Жерар Аро, как пишет газета «КоммерсантЪ», сказал 4 февраля: «Сегодня – грустный день для Совбеза, грустный день для сирийцев, грустный день для всех друзей демократии».

Российские дипломаты после голосования на выпады отвечать не стали и дали время выговориться всем желающим. Лишь спустя два дня после заседания в Совете Безопасности министр иностранных дел России Сергей Лавров взял слово. «Некоторые раздающиеся на Западе голоса с оценкой итогов голосования в Совете Безопасности ООН по сирийской резолюции звучат, я бы сказал, неприлично, где-то на грани истерики», – цитирует Интерфакс главу МИДа.

По этому поводу министр вспомнил давнюю поговорку: «Кто сердится, тот редко бывает прав». «С помощью таких, в общем-то, истеричных заявлений пытаются, прежде всего, затушевать суть того, что произошло и происходит», – подчеркнул Сергей Лавров. Суть же, по его словам, сводится к тому, что в Сирии действует не один, а «несколько источников насилия». «Поэтому мы самым активным образом поддержали ноябрьскую инициативу Лиги арабских государств о необходимости прекращения насилия, откуда бы оно ни исходило. Этот тезис, надо отдать должное соавторам, был отражен в резолюции», – заметил руководитель российской дипломатии.

При этом он сказал, что в тексте должны быть не просто лозунги, а конкретные шаги «по реализации соответствующих положений». «Такие меры были очень подробно расписаны, но только для одной стороны, только для правительственной стороны. Мы внесли несколько поправок, чтобы устранить этот дисбаланс и расписать конкретные шаги, которые мы ожидаем от оппозиции и стран мирового сообщества в отношении вооруженных экстремистов в Сирии», – пояснил глава МИД.

По его словам, Россия предложила прописать в резолюции призыв к сирийской оппозиции отмежеваться от вооруженных экстремистов, которые действуют в стране, а также обратиться к государствам, которые имеют влияние на такие группировки, с целью воздействия на них, чтобы прекратить насилие. Также Москва предлагала дополнить требования к властям Сирии вывести армейские подразделения из городов страны требованием к вооруженным группировка также покинуть город. «Оба эти предложения были категорически отвергнуты соавторами резолюции», – резюмировал Лавров.

Как сказал глава МИД, Россия не намерена менять свою позицию по Сирии. «Позицию нашу менять нам нет никакой нужды. «Мы хотим выполнить главнейший пункт ноябрьской инициативы Лиги арабских государств о необходимости предотвращения насилия, откуда бы оно ни исходило. Мы также полностью поддерживаем и другие положения ноябрьской инициативы Лиги, а именно: недопустимость какого-либо вмешательства извне, необходимость скорейшего начала инклюзивного общесирийского политического диалога без предварительных условий. Наша поддержка всем этим трем ключевым положениям арабской инициативы сохраняется», – добавил глава МИДа.

Вместе с тем министр подчеркнул, что Москва продолжает рекомендовать сирийским властям ускорить проведение реформ в стране. «Самым настоятельным образом рекомендовали Дамаску ускорить проведение тех реформ, которые были объявлены, и делаем это до сих пор», – сказал Сергей Лавров.

Тем временем, западные страны, убедившись в упертости Москвы, срочно принялись искать новые пути решения вопроса по Сирии, в обход Совета Безопасности. Если кратко, то предлагается создать Группу друзей сирийского народа. Именно с такой инициативой 5 февраля выступил Париж. Ожидается, что в группу войдут США, страны Евросоюза, члены ЛАГ и Турция. Словом, почти все те, кто проголосовал за резолюцию по Сирии.

Эксперты сходятся во мнении, что цель создания нового объединения – придать максимальную легитимность возможным решениям относительно арабской страны. Это касается как экономических санкций, так и мер, как говорится, «силового воздействия». Кстати, применить такое воздействие весьма не прочь Катар – один из главных недоброжелателей Башара Асада. Более того, катарские дипломаты уже огласили идею «миротворческой операции» в Сирии силами арабских государств.

Из Сирии между тем приходят все более тревожные сообщения. В городе Хомс, который считается оплотом сил оппозиции, идут чуть ли не настоящие военные действия. Военные, опасаясь входить в город, где сидят до зубов вооруженны повстанцы, ведут артиллерийский обстрел Хомса до тех пор, пока, как кажется, не превратят его в руины. Только за одни сутки, по данным сирийской оппозиции, от артобстрелов погибли 260 человек. Если цифры подтвердятся, этот обстрел Хомса станет самым кровавым за всю историю волнений в арабской стране.

Беспорядки в Сирии начались в марте 2011 года. Тогда демонстранты вышли на улицу с призывом к Башару Асаду покинуть свой пост и реформировать политическую систему в стране. Власти, в свою очередь, стали жестоко пресекать оппозиционные акции протеста. По данным правозащитников, за все время беспорядков в Сирии погибли более семи тысяч человек. Первые лица государства со своей стороны заявляют о 2,5 тысячи погибших, при этом подчеркивая, что большая часть из них – сотрудники правоохранительных органов.